Конституционное право призидент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В системе государственного управления особо выделяются определенные государственные управленческие должности, деятельность которых вносит существенный вклад в управление государством в целом. Среди таких государственных управленческих должностей особо следует выделить должность главы государства. Глава о Президенте РФ открывает перечень глав Конституции, устанавливающих место федеральных органов государственной власти в системе органов публичной власти и их компетенцию. Президент Российской Федерации как институт государственной власти выступает основополагающим звеном во всей системе государственного управления

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Президент РФ в системе органов государственной власти. Полномочия президента 6
1.1 Статус Президента в системе исполнительной власти 6
2.1 Функции и полномочия Президента……………………….. …..11 Глава 2 Обеспечение компетенции Президентом РФ………….. …..17
1.2 Администрация Президента РФ 17
2. 2 Акты Президента 23
3. 2 Пресс-служба Президента РФ 25
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

кп.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение

В системе государственного управления особо выделяются определенные государственные управленческие должности, деятельность которых вносит существенный вклад в управление государством в целом. Среди таких государственных управленческих должностей особо следует выделить должность главы государства. Глава о Президенте РФ открывает перечень глав Конституции, устанавливающих место федеральных органов государственной власти в системе органов публичной власти и их компетенцию. Президент Российской Федерации как институт государственной власти выступает основополагающим звеном во всей системе государственного управления. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации должность  Президента республики была учреждена в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской государственности. Президент получил власть из рук народа – избран на основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России.

Первым президентом  государства 12 июня 1991 года всенародным  голосованием был избран Б. Н. Ельцин. Он же повторно был избран Президентом РФ в 1996 году. 31 декабря 1999 года Б. Н. Ельцин подал в отставку. В марте 2000 года Президентом РФ был избран В.  В. Путин, который является им в настоящее время.   

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в истории России президентская форма правления существует сравнительно недавно. Ранее в СССР и во всех советских республиках вместо единоличного главы государства действовал коллегиальный орган – так называемый «коллективный глава государства». Таким органом был Президиум Верховного Совета СССР (В РСФСР - Президиум Верховного Совета РСФСР) во главе с его Председателем. Эти органы играли не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата.

Статья 80 Конституции РФ 1993 года  определяет, что Президент РФ является   главой государства. Президент занимает особое место в системе органов  государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из её  ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё.

 Конституционный статус  президента реализуется в нормах  конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства, по вопросам, отнесённым к его компетенции.

В той мере, в какой  функции и полномочия присущи  исключительно главе государства (т. е.  не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства.

Функции главы государства  не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объёме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях.

Объект: комплекс общественных отношения в сфере регулирования правового статуса и полномочий Президента РФ.

Предмет: нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус и полномочия Президента РФ.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.

2.  Раскрыть основные полномочия  Президента РФ в соответствии  с его компетенцией.

3.  Рассмотреть деятельность  органов, осуществляющих обеспечение  деятельности Президента РФ.  

Глава 1 Президент РФ в системе органов государственной власти. Полномочия президента

1.1 Статус Президента в системе исполнительной власти

Учреждение поста президента в нашей стране, как отмечается в научной литературе, определялось рядом объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста дало возможность покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей. Определенное влияние на появление института президента в России оказало и учреждение этой должности в 1990 г. в СССР.

Выделяют следующие  факторы модели сильного российского  Президента:

- Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как например в ФРГ или Италии, а от всего населения России.

- Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Законодательную осуществляет парламент (ст. 94 Конституции), исполнительную власть РФ – Правительство РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции). Остается сделать вывод о том, что у Президента своя самостоятельная форма власти, которую некоторые исследователи окрестили президентской властью.

Исходя из сказанного, следует отметить, что только Президент  наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти – и федеральных, и субъектов РФ (ст. ст. 80, 85 Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.

Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль существуют в самых минимальных размерах. В сущности можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента. Даже если представить, что Президент РФ совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности (ст. 93 Конституции), подобное отрешение будет весьма проблематичным, поскольку в Конституции не предусмотрена ответственность Президента за грубое нарушение не только самой Конституции, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально парламент России в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции может отрешить Президента от должности.

В свою очередь возможности  самого Президента, особенно по отношению к парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты – Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. ст. 84, 111, 117). Не стоит забывать и о том, что в верхней палате – Совете Федераций – Президент имеет сильное « лобби » в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством РФ и Президентом РФ, образно говоря, « корпоративной солидарностью ».

 По существующей  конструкции у Президента есть  право на свое законотворчество, то есть на принятие актов (прежде всего указов), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы; по ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать нормативные указы Президента, если сочтет, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства. Согласно ст. 86 Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами (ст. 106 Конституции РФ).

Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку Президент его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. ст. 83, 111), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. ст. 103, 111). Согласно ст. 117 Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством Президента (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.), Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.

В стране существует вертикаль  исполнительной власти, включающая сверху вниз (или наоборот) все структуры, вплоть до главы сельского муниципального образования (несмотря на провозглашенное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти). Вершиной этой пирамиды можно считать Президента РФ. В субъектах РФ он имеет своих полномочных представителей.

В соответствии со ст. 87 Конституции  Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федераций (ст. 106). К тому же парламент наделен правом утверждать федеральный бюджет, с помощью которого законодательная власть может влиять на вопросы субсидирования армии и флота. Именно в ведении Совета Федераций находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за ее пределами (п. «г» ст. 102).

Конституция предоставила Президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Однако та же статья обязывает  Президента незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать или отменить это решение Президента.

Правовое положение российского  Президента и его приоритет по отношению к другим высшим органам государства, ряду исследователей позволяет делать вывод о существовании в России особой формы правления, не типичной во многом для зарубежных стран.

Таким образом, Президент – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны. Он имеет большой вес на международной арене. Все это в совокупности создает конституционный и политический портрет лидера как государства, так и общества. Следовало бы предусмотреть закон который соответствующим образом регулировал бы правовой статус Президента РФ.

         Конституция  РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.

Президент РФ должен реализовывать  государственную власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.1

 

 

 

 

 

2.1 Функции и полномочия Президента

 

Главой государства  считается должностное лицо, символизирующее  единство государства и его народа, занимающее особое положение в системе государственных органов, неподотчетное иным органам государственной власти. Статус главы государства определяет место президента внутри страны и в международных отношениях как высшего представителя государства.

Информация о работе Конституционное право призидент