Коммерческое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Коммерческое право – составная часть гражданского права. Этим предопределяется, во-первых, вывод о том, что речь должна идти не о системе коммерческого права как отрасли права, а о системе коммерческого права как учебной дисциплины и как отрасли правовой науки и, во-вторых, последовательность изложения материала, система деления курса на соответствующие разделы (темы).Система курса коммерческого права близка к системе построения курса гражданского права, хотя и не совпадает с ней.

Содержание работы

Введение………………………………………….

1. Понятие коммерческого права…………………………..

1.2 Система коммерческого права……………………….

1.3 Источники коммерческого права………………………………..

2. Понятие и субъекты коммерческого права………………

3. понятие и признаки товарной биржи. Правила биржевой торговли……..

4. Участники биржевой торговли,

4.1 Понятие и особенности биржевых сделок…………..

5. Понятие и элементы структуры и инфраструктуры товарного рынка……

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 79.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ  ФИЛИАЛВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Коммерческое право

Вариант 2                                                                                                           Правовое регулирование деятельности товарных бирж и товарного рынка в Российской Федерации

 

[Введите  имя автора]

[Выберите  дату]


 

 

[Введите  аннотацию документа. Аннотация  обычно представляет собой краткий  обзор содержимого документа.  Введите аннотацию документа.  Аннотация обычно представляет  собой краткий обзор содержимого  документа.]




 

 

1.1 Понятие коммерческого права

 

    Под коммерческим правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления коммерческой деятельности в Российской Федерации. Раскрывая данное понятие следует определить, что же конкретно иметь в виду, говоря о коммерческой деятельности и общественных отношениях, образующихся в ее процессе. 
    В первую очередь следует отметить, что коммерческая деятельность -это особый, специфический вид деятельности, осуществляемый в рамках имущественных правоотношений между гражданами и юридическими лицами. Имущественные отношения - те, которые могут иметь денежную оценку (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Прежде всего это рыночные, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услугами, созданием и использованием интеллектуальной собственности. Однако необходимо учитывать, что сфера имущественных правоотношений значительно шире сферы коммерческих связей, в данном случае первая и вторая соотносятся как общее и частное, т. е. все коммерческие отношения имеют имущественный характер, и далеко не все имущественные являются коммерческими. Таким образом, коммерческие связи, с одной стороны, воспринимая основные признаки отношений имущественных (как один из их видов), с другой стороны, обладают специфическими чертами. Во-первых, они всегда сопряжены с извлечением имущественной выгоды (прибыли), во-вторых, характеризуются тем, что данная выгода (прибыль) приобретается исключительно посредством осуществления организованных и целенаправленных действий. 
Таким образом, коммерческая деятельность - организованная деятельность, осуществляемая в рамках имущественных отношений и непосредственно направленная на извлечение имущественной выгоды (прибыли). Соответственно коммерческие отношения, составляющие предмет коммерческого права, - это взаимоотношения между субъектами коммерческой деятельности в процессе ее реализации. 
     Коммерческие отношения подразделяются на два вида: предпринимательские и непредпринимательские. 
   Предпринимательские отношения - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 
Из данного определения видно, что такая деятельность характеризуется системностью, постоянством, целенаправленностью и специфическим субъектным составом (может воплощаться только специальными субъектами, имеющими государственную регистрацию: юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (граждане-предприниматели)). 
    Коммерческие отношения, не обладающие всей совокупностью указанных выше признаков, определяются как непредпринимательские. Например, эпизодические действия физических лиц, направленные на совершение единовременной сделки не могут расцениваться как предпринимательские, так как не обладают системностью, постоянством и производятся лицом, не относящимся к категории субъектов предпринимательства. Так, гражданин, продавая бывший в его употреблении автомобиль по цене большей, чем он был ранее приобретен, несомненно, является субъектом коммерческой деятельности, поскольку его действия организованы и направлены на извлечение имущественной выгоды, однако они не будут относиться к предпринимательским, так как носят эпизодический и несистемный характер. Данный вид коммерческой деятельности, как правило, реализуется посредством оборота товаров, оказания услуг и выполнения работ. Производственные отношения предполагают особую организацию и статус ее субъектов, т. е. данный вид коммерческих отношений почти всегда сопряжен с системностью, постоянством и особой субъектной организацией. 
Таким образом, говоря о предпринимательской коммерческой деятельности, следует помнить, что сфера ее реализации значительно шире и предполагает производство товаров и услуг, их оборот, выполнение работ, предоставления прав и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Система коммерческого права.

Коммерческое право – составная  часть гражданского права. Этим предопределяется, во-первых, вывод о том, что речь должна идти не о системе коммерческого права как отрасли права, а о системе коммерческого права как учебной дисциплины и как отрасли правовой науки и, во-вторых, последовательность изложения материала, система деления курса на соответствующие разделы (темы).Система курса коммерческого права близка к системе построения курса гражданского права, хотя и не совпадает с ней. Дело в том, что коммерческое право включает в себя и то общее (например, принципы частного права), что объединяет его с гражданским правом, и то особенное (прежде всего, институт предпринимателя), что выделяет его в системе частного права. Сходство, безусловно, является определяющим по отношению к отличиям, относится к нему как род к виду, поэтому способы группировки правового материала и последовательность его изложения должны быть сходны с системой курса гражданского права: понятие коммерческого права, субъекты коммерческого права, вещные права предпринимателя, сделки в сфере предпринимательства, защита прав предпринимателя. Вместе с тем каждый из названных разделов курса должен быть изложен с учетом особенностей, характерных именно для коммерческого права.      

Соответствующие частноправовые институты  в таком случае получают дополнительную квалификацию в сфере предпринимательства. Так, если в рамках частного права действуют частные лица, то в преломлении к предпринимательству они получают дополнительную характеристику и предстают перед нами не просто как частные лица, а как квалифицированные частные лица – предприниматели с присущими им организационно-правовыми формами (например, индивидуальные предприниматели, акционерные общества, производственные кооперативы) и другими особенностями. То же самое можно сказать о вещно-правовых формах, которые в сфере предпринимательства отличаются своей спецификой, например, существованием специального коммерческого вещного права – права хозяйственного ведения, специальных объектов вещного права – векселей и т. п. Договорные формы в сфере предпринимательства проявляют себя как особые сделки и отношения (торговые), например, договор поставки – как специальный предпринимательский договор купли-продажи; ответственность предпринимателя за нарушение обязательства, наступающая, по общему правилу, независимо от вины и т. п. Наконец, охранительные правовые институты также часто проявляют себя в сфере предпринимательства как особые способы и порядок защиты прав предпринимателя, например, арбитражно-судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов предпринимателей.

Иногда особенности правового  регулирования предпринимательской деятельности являются весьма значительными, что объясняется большей, чем обычно, пронизанностью тех или иных правил и институтов публичным началом: ограничениями, запретами, предписаниями, процедурами, Появляется особое, специальное законодательство: антимонопольное, приватизационное, инвестиционное, банковское, биржевое, страховое, внешнеэкономическое и т. п. Практический интерес к такому материалу требует специального его изучения, включения в систему курса коммерческого права или даже выделения в отдельные учебные дисциплины (специальные курсы).

С учетом сказанного система курса  коммерческого права может быть представлена, в частности, следующими разделами:

Понятие коммерческого права. В  этой теме освещаются понятия предпринимательской деятельности и предпринимательского (коммерческого) права, принципы предпринимательского права и его система, а также понятие и классификация источников предпринимательского права.

Субъекты коммерческого права. Здесь рассматриваются понятие  предпринимателя и организационно-правовые формы его деятельности, порядок создания, реорганизации и ликвидации, в том числе по основаниям банкротства, коммерческих организаций. Особое внимание уделяется хозяйственным товариществам и обществам.

Вещные права предпринимателя. Тема включает в себя понятие и  виды вещных прав предпринимателя (право  собственности, право хозяйственного ведения и др.), правовой режим  объектов этих прав (материальных ресурсов, денежных ресурсов, ценных бумаг).

Договоры в сфере предпринимательства. Освещены понятие и виды договоров  в сфере предпринимательства, особенности  возникновения, исполнения, прекращения обязательств с участием предпринимателя, а также проблемы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Защита прав предпринимателя. Здесь  излагаются способы и порядок защиты прав предпринимателей в отношениях как со своими контрагентами (предъявление претензий и исков), так и с органами государственной власти и местного самоуправления (признание актов названных органов недействительными).

Антимонопольное законодательство. В  теме говорится о понятии и правовом обеспечении конкуренции и ограничении монополистической деятельности, полномочиях антимонопольных органов и некоторых других вопросах.

Законодательство о приватизации. Раскрываются понятие и значение приватизации, способы и порядок  приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Инвестиционное законодательство. В этой теме даны правовые формы  осуществления инвестиционной деятельности, гарантии прав инвесторов и ряд других вопросов.

Биржевое законодательство. Тема посвящена  понятию и правовому положению биржи (товарной, фондовой, валютной), биржевым сделкам и иным операциям на бирже.

Банковское законодательство. Рассматриваются  вопросы понятия и правового положения банков и иных кредитных организаций, системы банковских операций.

Страховое законодательство. Исследуются  понятие и виды страхования, правовое положение страховщиков и правовые формы их деятельности.

Внешнеэкономическое законодательство. В теме освещаются правовые вопросы  осуществления внешнеэкономической  деятельности, особенности правового положения субъектов этой деятельности, внешнеторговые сделки, включая валютные операции, правовые формы иностранных инвестиций.

Коммерческое право зарубежных стран. В связи с переходом  России к рыночной экономике необходимо восстановить известные ранее российскому  праву рыночные институты права, которые за последние десятилетия  значительно обогатились и получили дальнейшее развитие в странах с развитой рыночной экономикой. Изучение коммерческого права зарубежных стран необходимо также в связи с происходящей в настоящее время интенсивной интернационализацией экономики.

В настоящей работе рассматриваются  лишь некоторые из перечисленных тем, остальные специально не выделяются, но соответствующие вопросы освещаются в представленных темах.

Кроме того, следует подчеркнуть, что  коммерческое право, как частное  право, не включает публичные нормы, регулирующие отношения по управлению экономикой, однако в работе этот аспект по необходимости затрагивается. Дело в том, что система курса коммерческого права предопределяется задачей изучения предпринимательского законодательства, которое комплексно (с учетом взаимосвязи норм частного и публичного права) регулирует предпринимательскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Источники коммерческого права

    Источник права – нормативный акт, содержащий правовые нормы, которые регулируют общественные отношения. В Российской Федерации принято большое количество нормативных актов, регулирующих отношения участников торгового оборота. Коммерческое законодательство представляет собой нормативные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

    По юридической силе источники коммерческого права подразделяются следующим образом:

1) Конституция РФ;

2) Федеральные законы;

3) подзаконные нормативно-правовые акты;

4) законы и иные акты субъектов РФ;

5) нормативные правовые акты СССР, которые продолжают действовать в той части, в которой они не противоречат современному законодательству;

6) международные договоры, действующие в РФ.

     Конституция РФ является базой для любой отрасли права, определяет фундаментальные положения и основополагающие принципы коммерческого права. Это:

1) единство экономического пространства на территории России; 

2) свобода предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

4) поддержка конкуренции;

5) закрепление права частной собственности наравне с другими формами собственности;

6) свободное использование способностей на труд;

7) право граждан на судебную защиту нарушенных прав и т. д.

    Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, универсальных как для гражданского, так и для коммерческого права. Гражданский кодекс РФ закрепляет базовые принципы коммерческих отношений. Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регулирующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:

1) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 «Об утверждении Устава автомобильного транспорта РСФСР»;

2) Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ВК РФ);

3) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ(КТМРФ);

4) Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (КВВТ РФ);

5) Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

     В области коммерческого права можно привести примеры следующих федеральных законов:

1) Закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; регламентирует получение информации о товарах и об их изготовителях; определяет механизм реализации этих прав;

2) Федеральный закон «О защите конкуренции». Им определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

а) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

б) недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Целями этого закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;

3) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот закон обязывает производителей тары обеспечивать требования, которые отвечают безопасности и высокому качеству; он также обязывает производителей ряда товаров сертифицировать свою продукцию;

Информация о работе Коммерческое право