Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В гражданском кодексе впервые в истории российского права содержится подробно разработанная система норм об юридических лицах.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права.
Еще во II – I вв. до н.э. юристы Римской империи заложили идеи создания и функционирования организаций (союзов), которые должны были иметь нераздельное, обособленное имущество ( частные корпорации, коллеги), выступать в гражданском обороте от собственного имени (городские общины).

Файлы: 1 файл

юр.лиц1.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем действующее законодательство позволяет использовать формы некоммерческих юридических лиц с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 1996 г. "О рынке ценных бумаг" <1> деятельность фондовой биржи может осуществляться юридическим лицом в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Не удивительно, что многие фондовые биржи (Московская центральная фондовая биржа и др.) создавались в форме некоммерческого партнерства, поскольку налогообложение некоммерческой организации благоприятнее, нежели коммерческой. 
-------------------------------- 
<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33. Ст. 3424; РГ. 2003. 4 января (далее - Закон о рынке ценных бумаг).

В-третьих, по общему правилу учредители (участники, члены) некоммерческой организации не вправе распределять между собой прибыль (доход), полученную от ее деятельности (п. 1 ст. 50 ГК) <1>. 
-------------------------------- 
<1> Исключение составляют некоторые виды некоммерческих юридических лиц, сама конструкция которых предполагает распределение полученной организацией прибыли между ее учредителями (участниками, членами). Например, доходы, полученные потребительским кооперативом от разрешенной предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).

В-четвертых, при  ликвидации некоммерческой организации  оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах  которых она была создана и (или) на благотворительные цели, если иное не предусмотрено законом. В случаях, когда его использование в соответствии с учредительными документами ликвидируемого некоммерческого юридического лица невозможно, имущество обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях) <1>. 
-------------------------------- 
<1> Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данного юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК; п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

До недавнего  времени действовало правило (п. 1 ст. 65 ГК), согласно которому некоммерческие юридические лица, кроме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, не могли быть признаны несостоятельными (банкротами). Согласно п. 2 ст. 1 действующего Закона о банкротстве несостоятельными (банкротами) могут признаваться любые некоммерческие юридические лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций. 
В-пятых, некоммерческие юридические лица могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом РФ, но и другими федеральными законами (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК).

Глава 3.

Порядок государственной  регистрации юридических лиц, учредительные  документы.

 

3.1. Способы образования  юридических лиц

В зависимости  от характера участия государственных  органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.

 

Распорядительный  порядок- юридическое лицо возникает  на основе распоряжения учредителя, специальной  государственной регистрации не требуется. Именно в таком порядке  в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений.

 

В странах с  рыночной экономикой на место распорядительного  порядка приходит явочный порядок  образования юридических лиц.

Для него также  характерно отсутствие специальной государственной  регистрации.  юридические лица создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей,выражения или намерения действовать в качестве юридического лица. в таком порядке некоторое время создавались в России профессиональные союзы, их объединения и отделения.

Статья 51, п.1 ГК не предусматривается никаких исключений из общего правила о необходимости  государственной регистрации юридических  лиц, поэтому можно полагать, что  распорядительный, а также явочный  способы образования организаций  в настоящее время в России не применяются.

Разрешительный  порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации  разрешено тем или иным компетентным органам.

 

Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации  по мотивам нецелесообразности нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказа в государственной регистрации, а также уклонение от нее могут быть оспорены в суде.

 

Помимо этого  Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрены дополнительные требования. Например, для создания коммерческой организации в определенных данным законом случаях необходимо предварительное согласие антимонопольного органа, так же как и для осуществления определенных сделок. Кроме того, ст.30 указывает на сделки и иные действия, об осуществлении которых антимонопольный орган должен быть уведомлен.

 

В России, как  и в большинстве  европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

 

При нормативно явочном порядке для образования  юридического лица согласия каких-либо третьих лиц не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридического лица наиболее

распространен в России.

Статья 51 ГК устанавливает  общий для всех юридических лиц  порядок госудаственной регистрации. Указанной нормой предусмотрено, что все юридические лица должны пройти государственную регистрацию в органах юстиции, введен единый для всей страны государственный реестр юридических лиц; органы,осуществляющие государственную регистрацию, должны проверять соблюдение установленного порядка создания юридического лица, в также соответсвие его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации может  быть оспорен в суде.

 

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единный государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной  регистрации юридического лица допускается  только в случаях, установленных  законом.

Отказ в государственной  регистрации юридического лица, а  также уклонение от такой регистрации  могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

Федеральный закон  от 08.08.2001 г. № 129 "О государственной  регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установил новый  порядок регистрации этих лиц в органах государственной налоговой инспекции.  Данны й Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при введении Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц- акт  уполномоченного федерального органа налоговой инспекции, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный  реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.

Законодательство  Российской Федерации государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

 

3.2. Порядок  государственной регистрации юридических  лиц

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной куотсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

 

Датой представления  документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Регистрирующий  орган  не вправе требовать представление других документов, кроме установленных настоящим Федеральным законом.

Нотариальное  удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Решение о государственной  регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

 

Регистрирующий  орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной  регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Юридическое лицо признается созданным с момента  включения его в Единый государственный  реестр.

Гражданский  кодекс (ст.52) определяет обязательный состав учредительных документов, предъявляемые к ним требования, а также порядок их изменения.

 

Учредительными документами являются учредительный договор и устав (либо только учредительный договор, либо устав).

Статья 52 ГК устанавливает единый для всех юридических лиц набор данных, которые необходимо включать в учредительные документы.

ФЗ от 8.05.1996 г. «О производственных кооперативах»;

Законом РФ от 19.06.1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в РФ» и т.д.

В случаях, когда в составе учредительных документов входит учредительный договор, в нем должны содержаться условия, указанные в п.2 ст.52 ГК РФ.

 

Перечисленные условия являются существенными  для данного договора, а потому в силу ст.432 ГК РФ учредительный договор должен считаться заключенным лишь с момента, когда стороны достигнут согласия по этим, а также другим условиям, относительно которых по заявлению хотя бы одного  из учредителей должно быть  достигнуто согласие образовать юридическое лицо.

Определение порядка  совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества учредителями и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, управление им и выхода учредителей из него предусмотрены в законе .

 

Отказ в регистрации  может последовать лишь в случаях  несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования  юридического лица и может быть оспорен  в суде. Также в суд можно обратится в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.

 

Органом юридического лица является его часть, которая  формирует и выражает вовне его  волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (п. 1 ст. 53 ГК: юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности   через свои органы, действующие в соответствии с законом, иным правовыми актами и учредительными документами.).

Состав органов, их компетенция и порядок назначения (избрания) определяются законом и  учредительными  документами.

Общее указание применительно к отдельным видам  юридических лиц конкретизируется в Гражданском кодексе.

Например, в  полном товариществе дела ведутся всеми  участниками сообща.

(ст. 72 ГК), в полном  товариществе на вере ведение  дел осуществляют только полные  товарище (ст. 84 ГК), в обществах с  ограниченной и дополнительной  ответственностью – общее собрание участников и подчиненный ему исполнительный орган (ст. 91 ГК) и т.д.

 

Учредительные документы любого юридического лица должны содержать наименование и  местонахождение юридического лица. Статья 54 ГК устанавливает два требования к наименованию:  Первое- указание организационно- правовой формы, второе – указание на характер деятельности юридического лица ( для наименования некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях коммерческой организации).

 

Местонахождение юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права (при исполнении обязательств, при определении подсудности и т.д.)

Все эти сведения, фирменное наименование и местонахождения, должны быть отражены в уставе и учредительном договоре.

 

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев  выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный  характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций. ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 42) определяет: приостановление деятельности общественных объединений на срок как санкция за нарушение Конституции и законодательства РФ.

 

 

3.3. Реорганизация

 

При реорганизации  все права и обязанности реорганизуемого  юридического лица или их часть переходят  в иным субъектам права, т.е. происходит правопреемство.

 

Реорганизация,  как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества) , т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случае, когда реорганизация может быть произведена принудительно.

Информация о работе Юридические лица