Этапы развития государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение основных этапов развития государственной службы с момента возникновения до настоящего времени.
Задачей является рассмотрение необходимости создания Табели о рангах, его описание и применение, а так же дать понятие государственной службы, рассмотреть ее виды, принципы, формы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
1.1 Понятие, виды, принципы государственной службы
1.2 Историко-правовые аспекты развития законодательства о государственной службе
1.2 Формы государственного правления. Монархия. Республика
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
2.1 Табель о рангах. Понятие. История создания. Описание
2.2 Типы и классы чинов по Табели о рангах
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Проблема реформирования государственной службы
3.2 Современная "Табель о рангах"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.01 Кб (Скачать файл)

Недостатками  монархии называют:

- замещение власти проходит не  по способностям кандидата, а  по случайности рождения, вследствие  чего верховную государственную  власть может получить человек,  совершенно не готовый к исполнению  подобных обязанностей;

- монарх не несет юридической  ответственности перед кем-либо  за своё правление, что может  привести к принятию решений,  объективно не отвечающих интересам  государства;

- при монархии больше теоретической  возможности для возникновения  диктатуры;

- при монархии плюрализм мнений  обеспечивается хуже, чем при  других формах правления;

- прав у родственников монарха  намного больше с рождения, что  противоречит принципу «все люди  рождаются свободными и равными» (впрочем, сами монархисты никогда  и не признавали этого принципа). Часто также существует сословное  неравенство, то есть разные  люди с рождения обладают разными  правами.

Так же существуют такие понятия монархии, как:

Абсолютная  монархия (от лат. absolutus - безусловный) - разновидность монархической формы  правления, при которой вся полнота  государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится  в руках монарха.

Конституционная монархия - монархия, при которой  власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная -- правительству.

Дуалистическая  монархия - (лат. dualis - двойственный) - конституционная  монархия, в которой власть монарха  ограничена конституцией, но монарх формально  и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Парламентарная  монархия - конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При  парламентарной монархии правительство  ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Республика (лат. «общественное дело») - форма  государственного правления, при которой  верховная власть осуществляется выборными  органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее  время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике  присущи следующие признаки:

- Существование единоличного и  коллегиального главы государства  - президента и парламента. Парламент  представляет законодательную власть.

- Задача президента - возглавлять  исполнительную власть, но это  характерно не для всех типов  республик.

- Выборность на определённый срок  главы государства и других  верховных органов государственной  власти. Так, президент и парламент  должны избираться народом на  определённый срок.

- Юридическая ответственность главы  государства. Например, согласно  Конституции Российской Федерации,  у парламента есть право отрешения  от должности президента за  тяжкие преступления против государства.

- В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени  государства обладает президент.

- Преимущественный приоритет прав  личности над государственными.

- Источником власти признается  народ.

- Высшая власть основана на  принципе разделении властей,  четком разграничении полномочий.

Классификация республик связана с тем, каким  именно образом осуществляется государственная  власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

- как избирается парламент,

- как формируется правительство,

- какой объём правомочий принадлежит  президенту.

Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается  многими современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное  мнение, основанное на том, что исторически  было больше государственных образований  с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству. Республика -- самое распространённое сегодня политическое устройство. Монархия в некоторых странах - лишь дань традиции.

Наряду  с этим существуют понятия, такие  как:

Президентская республика - характеризуется значительной ролью президента в системе государственных  органов, соединением в его руках  полномочий главы государства и  главы правительства.

Её  также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого  разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в  руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Парламентская (парламентарная) республика - разновидность  республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской  республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед  президентом.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) -- форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Советская республика - особая разновидность  республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы - Советы (Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов  и т.д.).

Суперпрезидентская  республика - форма государственного управления, при которой принцип  разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно  у президента и подконтрольных ему  административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

развитие  государственная служба табель ранг

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА  В РОССИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

2.1 Табель о рангах. Понятие.  История создания. Описание

М.М. Сперанский в 1808 г., давая оценку чинам  и чинопроизводству в XVIII в., писал  Александру I, что "чины гражданские  введены в России в те времена, когда в грубых нравах века не было другого способа дать людям, занимающим гражданские должности, некоторое  уважение и отличие от черни, как  сравнив их места с чинами военными; отсюда произошла пресловутая табель о рангах.

Табель  о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») - закон о порядке государственной  службы в Российской империи, соотношение  чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства.

Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором  Петром I, просуществовала с многочисленными  изменениями вплоть до революции 1917 года.

Пётр  лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли  заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского  и датского королевств. Собственноручно  исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов. Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин, однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность.

Петровская  «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности  из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно  к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский  секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский  советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена  совета коллегии с совещательным  и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник»  означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже  в 1726 году, а название чина сохранялось  вплоть до 1917 года.

Петровская  «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой  степени давала возможность выдвинуться  талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и  тунеядцам получать», -- гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял  из расписания новых чинов по 14 классам  или рангам и из 19 пояснительных  пунктов к этому расписанию. К  каждому классу порознь были приписаны  вновь введённые воинские чины (в  свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему.

Князья  императорской крови имеют при  всяких случаях председательство над  всеми князьями и «высокими служителями  российского государства». За этим исключением, общественное положение  служащих лиц определяется чином, а  не породой.

За  требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных  собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ? штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут  получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они  в чужих службах получили». Сыновья  титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие  от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным  «знатным» служебным заслугам.

Каждый  должен иметь экипаж и ливрею соответствующие  своему чину. Публичное наказание  на площади, а равно и пытка  влекут за собою утрату чина, который  может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько  рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или  придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное  дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении  отцом этого чина; если по получении  чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании  дворянства одному из преждерожденных  его детей.

Чины  делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника  включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше  благородие» для обер-офицеров, «ваше  высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для  генералов и «ваше высокопревосходительство»  для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие». Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел  устанавливать статских чинов первого  класса; однако склонившись на уговоры  Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому  классу чин канцлера, как главы  дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного  тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в  армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе - только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть c достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

При введении в действие табели о рангах древние русские чины - бояре, окольничьи и т. п. - не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Издание табели оказало существенное влияние  и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала  личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено  было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского  класса, на закрепление служилого  характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы - дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной  службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал  право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Указ  царя Александра II от 9 декабря 1856 года повысил планку: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное  давал чин полковника (VI класс) в  военной службе или чин действительного  статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

Информация о работе Этапы развития государственной службы в России