Источники права Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

Особое место среди источников права Индии занимают дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве. Понятие дхармы имеет несколько значений. Под ним понимается и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие, "ньяя", сходное с европейским понятием - закон. Ньяя уже по содержанию понятие чем дхарма и обозначает общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Файлы: 1 файл

источники права древней индии.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

Брачно-семейные отношения

Для Древней Индии характерна большая  патриархальная семья. Глава семьи  – муж. Ему принадлежало право  наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. 

Законы Ману определяют положение  женщины следующим образом: в  детстве ей полагалось быть под властью  отца, в молодости – мужа, после  смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен  добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины – это  рождение детей и забота о семье.  

Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают  «взаимную верность до смерти», муж  мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и  оставил. Она продолжала считаться  его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными.  

Все имущество семьи было ее общим  достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество  либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который  становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по ¼ своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

 

право собственности и обязанности

В период создания законов Ману в  Индии уже хорошо понимали разницу  между собственностью и владением. При этом охране частной собственности  уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.  

Древней Индии был известен и  такой способ приобретения права  собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что  только при законном подтверждении  человек из владельца превращался  в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности  ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, она  возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов собственности  законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается  о рассмотрении судебных споров о  границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что  если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах  говорится об обязательствах из договоров. Договор не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом  или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также  лицом, не уполномоченным к заключению договора. Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные  рабами. Но в случае, если такой договор  был заключен в пользу хозяина  раба, от такого договора не следовало  отказываться.

Законы Ману предусматривали добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное с помощью обмана или построенное на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Так как широко применялся труд свободных  наемных работников (кармакаров), то законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.

В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор  получил распространение в связи  с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены  арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается  в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в  присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать  товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи  сделку можно было расторгнуть без  каких-либо уважительных причин. Особенность  этого договора для Индии заключалась  в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и  торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст. 

Упоминается в законах Ману договор  дарения. 

Законам Ману известны были и обязательства  из причинения вреда. В качестве основания  для возникновения такого обязательства  указывались порча имущества (потрава  посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причинный  движением повозки по городу. При  этом виновный должен возместить причиненный  ущерб и уплатить штраф царю.

 

преступление и наказание

С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени  уровнем развития, что проявляется  в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости  от принадлежности потерпевшего и виновного  к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. 

Среди преступлений, называемых законом  Ману, на первом месте стоят государственные. В ст. 280 гл. IX говориться о том, что взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления. Статья 289 предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст. 275 устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов.   

Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности.  

Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется  краже, при этом царь призывает к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применение насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй – руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. 

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию  относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при  защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая  оборона) не наказывалось.

Тяжесть наказания была связана  с кастовой принадлежностью потерпевшего и преступника. Наиболее тяжким преступлением  в Древней Индии считалось  убийство брахмана. Иной была уголовная  ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать  брахмана, даже погрязшего во всяких пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без (телесных) повреждений».   

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание  за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины, причем в этих статьях  большое значение придается кастовым различиям. 

Законы Ману определяли наказание  как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять  его с учетом всех обстоятельств  совершения преступления, степени его  осознанности. Несправедливое наказание  «лишает неба в другом мире». 

Вместе с тем при определении  наказание за телесные повреждения  и оскорбления довольно ярко проявляется  классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. 

Среди видов наказания следует  назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в  различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний. 

Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в это время она уже  не применялась.

суд и судебный процесс

Законы Ману дают представление  об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации  не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами.  В судопроизводство Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. 

При разборе дел и вынесении  решения суд придерживался формальной оценки доказательств, за которой скрывался  классовый и кастовый подход. Свидетелями  на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. Женщины могли  давать показание только относительно женщин, о «дваждырожденных» могли свидетельствовать лишь «дваждырожденные». Если свидетели давали разные показания, то принимались во внимание показания большинства. В случае отсутствия такового суд становился на сторону тех, у кого были «хорошие качества». Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. При отсутствии свидетелей в качестве доказательства применялись ордалии различных видов – испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

В эпоху Маурьев наряду с состязательным процессом получает распространение и розыскной. Император и другие чиновники могли издавать приказы о задержании наиболее опасных, с их точки зрения, преступников и о предании их царскому суду. К обвиняемым применялись пытки, как правило, четырех видов: 6 палочковых ударов, 7 плетей, 2 подвешивания и вливание воды в нос. Особо опасные преступники подвергались восьми видам пытки, в том числе прокалыванию руки иглой, сжиганию сустава пальца и т.д. От пытки освобождались лишь дети, старики, больные, беременные женщины, сознавшиеся лица, обвиняемые в незначительных преступлениях, а также брахманы независимо от тяжести преступления.

 

 

 

 


Информация о работе Источники права Древней Индии