Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и
крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на
положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики
рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм
собственности, организационно - правовые формы предпринимательской
деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно
определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
Сохранив ранее сложившуюся в России систему гражданского законодательства
(общие положения, субъекты гражданского права - граждане и юридические лица,
собственность, обязательственное право), ГК включил в эту систему ряд новых
гражданско - правовых институтов, призванных обслуживать рыночные отношения,
существенно обновил многие ранее действовавшие нормы гражданского права, а
также ввел регулирование, направленное на повышение имущественной
ответственности и усиление надежности договора.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие источников права и источников гражданского права. 5
1.1. Понятие источника гражданского права. 5
1.2. Гражданское законодательство. 7
2. Виды источников гражданского права РФ.. 13
2.1. Законы как источники гражданского права. 13
2.2. Подзаконные нормативные акты.. 15
2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 17
2.4. Комплексные нормативные акты.. 18
2.5. Нормы международного права, международные договоры.. 19
2.6. Обычаи делового оборота, деловые обыкновения,
правила морали и нравственности 23
2.7. Постановление судебных пленумов, постановления
конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент. 26
2.8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об
исполнительном производстве» – как источник гражданского права. 28
Заключение. 32
Список литературы.. 35

Файлы: 1 файл

источники ГП.docx

— 115.87 Кб (Скачать файл)

правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и

пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не

прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в

принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным  интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные  акты, касающиеся прав, свобод и

обязанностей граждан, а также  все аналогичные акты межведомственного  характера

подлежат обязательной государственной  регистрации в Министерстве юстиции  РФ (в

ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).

[13] Не подлежат государственной регистрации лишь нормативные акты

Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность  была ей

предоставлена и ранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам  и

фондовому рынку). В результате подавляющее  большинство актов данного ведомства

имеет прямые противоречия с Гражданским  кодексом или другими законами.

Законом предусмотрена также обязанность  возмещения убытков, причиненных

гражданам или юридическим лицам  в результате издания ведомственного акта, не

соответствующего закону или иному  правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти  меры

призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном

нормотворчестве. В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые

нормативные акты министерств и  ведомств бывшего Союза ССР (в  частности,

Госбанка СССР, транспортных министерств  и др.).

Их действие ограничено теми же пределами  и условиями, что и действие иных

общесоюзных актов: отсутствие регламентации  в российских нормативных актах  и

соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе

общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую  силу).

До введения в действие Конституции  РФ к числу источников гражданского права

относились и нормативные акты, издаваемые местными органами власти и

управления. Статья 71 Конституции  Российской Федерации установила, что

гражданское законодательство находится  в ведении Российской Федерации. В

соответствии с этим, органы власти и управления субъектов Российской

Федерации и муниципальные образования  не вправе издавать нормативные акты,

содержащие нормы гражданского права. Это нашло подтверждение  в Постановлении

Конституционного суда РФ от 4 марта 1997 года № 4-П № по делу о проверке

конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О

рекламе».  Однако нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов

российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции  РФ, могут

применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат

Конституции РФ и ГК.

Вместе с тем в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находится  семейное,

жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о

недрах, об охране окружающей среды. Следовательно, субъекты Российской

Федерации вправе принимать содержащие нормы гражданского права акты,

относящиеся к семейному, жилищному, земельному, водному, лесному

законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей среды.

Однако эти нормативные акты субъектов Российской Федерации  должны

соответствовать  принятым по этим вопросам федеральным законам (п. 2 ст. 76

Конституции РФ).

    

2.4. Комплексные  нормативные акты

 

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных  актах. Под

комплексными понимаются такие  нормативные акты, в которые входят нормы

различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный

акт приобретает только в том  случае, когда он содержит сопоставимое по объему

количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеется

лишь незначительное «вкрапление» норм иных отраслей права, то такие  нормативные

акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той  отрасли

права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК РФ является

гражданско-правовым нормативным  актом, хотя в нем имеются и  нормы публичного

права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм

другой отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено  это

тем, что законодатель обычно стремиться обеспечить наиболее полное

урегулирование всех отношений, возникающих  в соответствующей сфере деятельности

человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных

актов.[14]

К числу комплексных нормативных  актов, содержащих нормы гражданского права,

относится, например, Инструкция Центрального Банка России от 2 июля 1997 года №

63 «О порядке осуществления операций  доверительного управления и  бухгалтерском

учете этих операций кредитными организациями  Российской Федерации»,

утвержденная приказом Банка России от  2 июля 1997 года № 02-287 ( с

изменениями на 25 мая 1998 года).[15]

Принятие комплексных нормативных  актов оправданно в тех случаях, когда

требуется согласование норм различной  отраслевой принадлежности, регулирующих

разнообразные, но тесно связанные  общественные отношения, возникающие  в одной

и той же сфере деятельности человека.

Принятие комплексных нормативных  актов оправданно в тех случаях, когда

требуется согласовать содержание норм различной отраслевой принадлежности,

регулирующих разнообразные, но тесно  связанные общественные отношения,

возникающие в одной и той  же сфере деятельности человека. Поскольку  любая

сфера деятельности человека требует  определенной организации, то там

неизбежно складывается организационное  отношение, регулируемое нормами

административного права. Так, Жилищный Кодекс РФ относится к числу

комплексных нормативных актов, поскольку  в нем наряду с нормами гражданского

права, регулирующими имущественные  отношения жилищного найма, содержатся и

сопоставимые по объему и количеству норм административного права,

регулирующих порядок предоставления в пользование гражданам жилой  площади

социального назначения. Комплексные  нормативные акты могут приниматься  не

только на уровне законов, но и на уровне подзаконных нормативных  актов.

    

2.5. Нормы международного  права, международные договоры

 

Россия является активным участником международных экономических и  культурных

связей и сотрудничества. Это  означает, что все более расширяются  отношения с

участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства

российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран,

вынуждено включать немало норм, относящихся  к такого рода отношениям.

Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических

и юридических лиц, права иностранцев  на оказавшееся на территории РФ

имущество, порядок совершения и  содержания внешнеэкономических сделок

(контрактов), применения гражданско-правовых  последствий причинения вреда

иностранцам и иностранцами на территории России и др. Складывающиеся при  этом

отношения регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так

и нормами специальными, рассчитанными  на отношения, "осложненные участием

иностранного элемента".

Вместе с тем важную роль в  регулировании такого рода отношений  играет

международное право. Соответствующие  указания на этот счет содержатся в  самой

Конституции РФ. В силу п. 4 ст. 15 Конституции "общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные  договоры Российской Федерации

являются составной частью ее правовой системы". Приведенное положение

воспроизведено и в п. 1 ст. 7 Кодекса.

Среди международных актов особое место занимают многосторонние договоры

(конвенции), имеющие прямое отношение  к регулированию гражданских  отношений.

Следует, прежде всего, указать на Конвенцию ООН о договорах  международной

купли-продажи товаров (Венскую  конвенцию). Указанная Конвенция  состоит из 101

статьи. Они посвящены порядку  заключения соответствующих договоров, правам и

обязанностям контрагентов, средствам  правовой защиты, применяемым при

нарушении сторонами своих обязанностей, определению момента перехода риска

случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок

товаров отдельными партиями и др.

Россия является участником и других аналогичных актов, включая, в частности,

Конвенцию о договоре международной  дорожной перевозки грузов (имеются  в виду

автомобильные перевозки), Варшавскую конвенцию для унификации некоторых

правил, касающихся международной  воздушной перевозки, Афинскую конвенцию  о

перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права

(Патентную конвенцию по охране  промышленной собственности, Многосторонний

договор о патентной кооперации, Конвенцию о международной регистрации

фабричных и товарных знаков), ряд  других конвенций, в том числе  Всемирную

(Женевскую) конвенцию об авторском  праве, Женевские вексельные конвенции  и

др.

Вступившие в силу для РФ международные  договоры (кроме договоров, заключенных

между ведомствами) подлежат официальному опубликованию в ежемесячнике

"Бюллетень международных договоров", а в случаях необходимости  также в

"Российской газете".

Гражданский Кодекс в п. 2 ст. 7 предотвращает  возможные коллизии

международного и национального  законодательства. Вопрос решается в  пользу

первого: "если международным договором  Российской Федерации установлены  иные

правила, чем те, которые предусмотрены  гражданским законодательством,

применяются правила международного договора". В настоящее время

соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению  не

только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права

включена в Конституцию РФ (п. 4 ст. 15).

В качестве примера "общепризнанных принципов и норм международного права"

можно указать, в частности, на недискриминацию, которая, в свою очередь,

опирается непосредственно на начала равенства государств. Сущность данного

принципа состоит в том, что "не должна допускаться дискриминация  как в

области торговоэкономических отношений  между различными странами, так и  в

отношении правового положения  иностранных юридических лиц  и граждан".

Статья 7 ГК РФ закрепляет и принцип  непосредственного применения

международных договоров Российской Федерации к гражданским правоотношениям,

если только из самого характера  международного договора не вытекает, что для

его применения необходимо издание  внутригосударственного акта. Примером

последнего может служить Парижская  конвенция по охране промышленной

собственности. Конвенция в ряде случаев содержит прямые отсылки  к

национальному законодательству, которое  должно решить соответствующий вопрос.

Так, в п. 1 ст. 6 Конвенции предусмотрено: "Условия подачи заявки и

регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее

национальным законодательством". Установлено, что "всякое лицо, желающее

воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки,

обязано подать заявление с указанием  даты подачи заявки и страны, где  она

произведена. Каждая страна устанавливает, с какого момента должно быть подано

такое заявление". И там же: "Каждая страна, являющаяся участницей Конвенции,

обязуется принять в соответствии со своей Конституцией необходимые  меры для

обеспечения применения Конвенции". В отличие от указанной Конвенции  Венская

конвенция о договорах международной  купли-продажи товаров издания  акта ее

имплементации не требует.

В статье 7 ГК повторены положения  ч.1 ст.15 Конституции с некоторыми

дополнениями конституционного текста, отражающими особенности гражданского

законодательства и облегчающими понимание и практическое применение данной

нормы.

Общепризнанные принципы и нормы  международного права содержатся в  Уставе ООН,

декларациях и резолюциях Генеральной  Ассамблеи ООН, документах и заявлениях

других универсальных международных  организаций и конференций, решениях

Международного Суда. Для правильного  понимания таких принципов и  норм

необходимо их надлежащее истолкование и учет тех конкретных практических

ситуаций, к которым они применяются. Для гражданского законодательства особое

значение имеет международно-правовой принцип уважения прав человека и  его

основных свобод, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой

Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской

Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с

международной организацией в письменной форме и регулируемые международным

правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или

Информация о работе Источники гражданского права