Граждане как субъекты гражданских правоотношений: их праводееспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Исторически представление о правовом положении лица связывалось с его принадлежностью к определенной социальной общности: роду, семье. Отдельный человек, в отрыве от родосемейного образования, не рассматривался как носитель каких-либо прав. Благодаря развитию римского права появляется понятие persona, которое подавляющим большинством исследователей переводится и интерпретируется как понятие «субъект права», «лицо». Термин persona обозначал юридически значимый момент личности, задействованный в правоотношении.

Содержание работы

1. Правоспособность и дееспособность граждан
1.1. Понятие гражданской правосубъектности
1.2. Правоспособность граждан
1.3. Дееспособность граждан
1.4. Влияние различных обстоятельств на дееспособность
1.5. Опека и попечительство
2. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния
2.1. Имя гражданина
2.2. Место жительства гражданина
2.3. Акты гражданского состояния
3. Безвестное отсутствие
3.1. Общие положения
3.2. Объявление гражданина умершим
Литература

Файлы: 1 файл

ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ИХ ПРАВОДЕЕСПОСОБНОСТЬ.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Граждане вправе сами выбирать себе место жительства, что, как уже говорилось, является одним из элементов правоспособности   гражданина.   Единственным   исключением,   установленным в законе,  является определение  места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Их местом жительства признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновите-) лей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК)!.

В силу различных обстоятельств гражданин может быть вынужден против его желания покинуть свое место жительства. Если гражданин покидает место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, то в соответствии с Федеральным законом «О вынужденных переселенцах»2 от 20 декабря 1995 г. таким гражданам придается особый статус на период до определения нового места жительства гражданина. Право самостоятельного выбора места жительства в данном случае государством не ограничивается. Напротив, в связи с вынужденной необходимостью оставить прежнее место жительства гражданину гарантируется возможность выбрать новое место жительства и получить государственную поддержку для обзаведения жильем.

Иные обстоятельства, вынуждающие гражданина покидать место жительства:  отсутствие работы,  неприязненные отношения с соседями, медицинские показания и т.п., не имеют юридического значения и полностью охватываются правом гражданина самостоятельно определять место жительства.

 

2.3.   Акты гражданского  состояния

Действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение  или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан, именуются актами гражданского состояния. Так, рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина законом отнесены к числу фактов, определяющих гражданско-правовой статус гражданина (п. 1 ст. 47 ГК). Возникновение и прекращение правоспособности связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов, а усыновление — и отношения законного представительства, и весь комплекс личных и имущественных прав и обязанностей, возникающих между родителями и детьми.

В силу особой важности такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть, подлежат государственной регистрации. Ввиду неоднородности фактов, охватываемых понятием «акты гражданского состояния», государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени государственная регистрация имеет не только удостоверительный, но и правообразующий характер.

Государственная регистрация осуществляется специальным государственным органом — органом записи актов гражданского состояния (загсом), а в отношении граждан, проживающих за пределами территории РФ, — консульскими учреждениями. Порядок осуществления записи и многие другие вопросы определяются Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.1.

Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер. Это означает, что при возникновении ошибок в записях или необходимости их изменений органы загса вправе внести исправления лишь при наличии оснований, предусмотренных законом, и отсутствии спора между заинтересованными лицами. Если возникает спор, то его разрешает суд. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния также являются прерогативой суда (ст. 69 — 75 Закона об актах гражданского состояния).

На основании произведенных  записей гражданам выдается свидетельство, которое удостоверяет факт государственной  регистрации соответствующего акта гражданского состояния. Так, до получения  паспорта единственным документом несовершеннолетнего является свидетельство о рождении, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

 

3. Безвестное отсутствие

3.1.   Общие положения

Регулирование гражданских отношений  предполагает участие гражданина в  правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать оказываются безрезультатными. Возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности. Роль и значение безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. После распада Союза ССР и возникновения целого ряда конфликтов на межнациональной и этнической почве как на территории России, так и в ставших независимыми государствах, входивших ранее в состав Союза, вновь участились случаи, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится обращаться к институту безвестного отсутствия.

Во избежание подобной неопределенности и в целях защиты имущества  выбывших со своего места жительства лиц в римском праве суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых. Какого-либо общеруководящего правила у римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (послеявочной) давности2. Система предельного возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечении которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Указанный срок определялся в 70 лет1. Система послеявочной давности заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего2.

Россия вслед за Германией восприняла систему послеявочной давности. Любое  заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могли просить суд об учинении публикации о безвестно отсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества. С момента публикации и назначения судом опекуна над имуществом начиналось течение первого 5-летнего срока. В случае явки безвестно отсутствующего в этот период опека отменялась и имущество принималось явившимся гражданином. Если же в течение 5-летнего срока отсутствующий не объявлялся, суд вторично рассматривал дело о безвестном отсутствии и, исследовав материалы дела, выносил решение о признании лица безвестно отсутствующим. При этом брак, в котором состоял безвестно отсутствующий, мог быть расторгнут по заявлению его супруга, а имущество передавалось в управление наследникам. В течение второго 5-летнего срока безвестного отсутствия наследники еще не имели прав на имущество, но имели права на доходы с него. В случае явки лица оно вправе было требовать возврата имущества, за исключением потребленных доходов. Истечение 10-летнего срока с момента первой публикации означало открытие наследства и утрату безвестно отсутствующим всех прав на имущество. Даже в случае явки его по истечении этого срока он не вправе был требовать возврата ему имущества3.

 

 

3.2.   Объявление гражданина умершим

Если гражданин безвестно отсутствует  не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Сказанное  не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Закон не устанавливает прямой зависимости объявления лица умершим от факта признания его безвестно отсутствующим. Речь идет только о том, что основания во многом совпадают. Как и при безвестном отсутствии, объявление умершим происходит при условии безвестности отсутствия гражданина в месте его жительства, а также невозможности устранить неизвестность его отсутствия. Длительность же отсутствия для объявления гражданина умершим составляет, по общему правилу, 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая,— 6 месяцев. Так, если гражданин пропал в результате землетрясения, урагана, кораблекрушения и т. п., бессмысленно ждать 5 лет, чтобы предположить его смерть, вероятность того, что он мог погибнуть, обычно подтверждается его шестимесячным отсутствием. Иной подход применяется при объявлении умершими военнослужащих, а также других граждан, пропавших в связи с военными действиями. В этом случае решение может быть вынесено судом не ранее чем через два года после окончания военных действий.

Днем смерти объявленного умершим  гражданина признается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Если умершим объявлен гражданин, пропавший без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Решение суда об объявлении гражданина умершим основывается не на достоверном факте смерти лица, а на предположении о том, что столь длительное отсутствие может объясняться только смертью отсутствующего гражданина. Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина (см. п. 8 ст. 247 ГПК). Необходимость установления факта смерти бывает вызвана невозможностью получения медицинского заключения о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после кораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель от кораблекрушения.

Последствия вынесения судом решения  об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет. Поскольку в основе лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его с момента вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Если гражданин умер до объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если жив, то не прекратилась вообще.

Хотя срок безвестного отсутствия для объявления гражданина умершим  достаточно большой, не исключена вероятность  того, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. В случае его явки решение суда подлежит отмене. Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Поэтому закон предусматривает на сей счет специальные правила. Гражданин, объявленный умершим, вправе после своей явки требовать возврата своего имущества при условии, что а) это имущество сохранилось в натуре, б) перешло к его нынешнему владельцу безвозмездно. Не подлежат истребованию деньги и ценные бумаги на предъявителя, а также средства, вырученные от продажи имущества гражданина. Если имущество перешло по возмездным сделкам, то его можно истребовать только от недобросовестного приобретателя, т.е лица, которое знало, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. Недобросовестный приобретатель обязан возместить стоимость имущества, которое он не может возвратить в натуре (ст. 46 ГК).

По общему правилу последствия  объявления гражданина умершим должны совпадать с последствиями смерти лица. В случае смерти брак прекращается, аналогичное правило применяется и при объявлении одного из супругов умершим (п. 1 ст. 16 СК). Однако при явке лица, объявленного умершим, и отмены соответствующего решения суда возникает вопрос о судьбе прекращенного брака. Следуя традиции ранее действовавшего законодательства, брак должен был бы восстанавливаться автоматически, если другой супруг не вступил в новый брак, поскольку отменен юридический факт, лежавший в основе признания брака прекращенным. Однако законодатель пошел по иному пути. В случае явки лица, объявленного умершим, брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов (п. 1 ст. 26 СК). Таким образом, если супруги не пожелают восстановить брак, он так и останется прекращенным, хотя решение суда об объявлении гражданина умершим и отменено. Восстановление брака не допускается и тогда, когда другой супруг вступил в новый брак (п. 2 ст. 26 СК). Если же супруги пожелают восстановить брачные отношения, супругу, вступившему в новый брак, придется его расторгнуть, после чего на общих основаниях вновь вступить в брак с прежним супругом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданское право. Часть первая / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М: Юристъ, 2003. – 536 с.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О.Н. Садиков. – М., 1995
  3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. О.Н. Садиков. – М., 1996
  4. Гражданское право в 3т. Т.1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстой. – М., 2005
  5. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.  Правоведение.- М., Проспект, 2004

Информация о работе Граждане как субъекты гражданских правоотношений: их праводееспособность