Государство как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и государственных органов как субъектов гражданского права.
Цель курсовой работы предопределила основные задачи, поставленные автором исследования перед началом работы:
• раскрыть понятие гражданской правосубъектности ;
• определить характер гражданской правоспособности;
• раскрыть понятие гражданской дееспособности и правоспособности государства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…….3
Глава I Гражданская правосубъектность государства……….……5
1.1. Понятие гражданской правосубъектности и правоспособности государства………………………….……5
1.2 Понятие гражданской дееспособности и её реализация…………………………………………………….15
Глава II Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданских правоотношения………………….…19
2.1. Опосредованное участие государства в гражданских правоотношениях…………………………………………………..19
2.2. Непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях………………………………….……………….22
Заключение…………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………...…………27

Файлы: 1 файл

Государство как субъект гражданского права(3).doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Еще одной опосредованной формой участия государства в  таких отношениях является передача им государственного имущества в  доверительное управление физическим или юридическим лицам, поскольку  в данном случае доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление (ст. 1020 ГК РФ). При этом устанавливается запрет на передачу в такое управление имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, запрет на выступление в качестве доверительного управляющего унитарным предприятиям и учреждениям, а также государственным органам.

Однако все перечисленные  выше формы (способы) опосредованного участия государства в гражданском правоотношении носят относительный характер, ибо государство при этом сохраняет право собственности на имущество.

Абсолютный характер приобретает форма опосредованного  участия государства через частное юридическое лицо, когда государство выступает акционером. Поскольку участие в акционерном обществе рассчитано на таких субъектов гражданского права, как лица, государство вправе быть его участником лишь в случаях, когда это допускается законом. Государство, исполняя обязанность учредителя по передаче имущества такому юридическому лицу, отчуждает его, приобретая взамен права требования на дивиденды и ликвидационную квоту. Как правило, свои права акционера государство реализует через другое лицо, используя конструкцию представительства в исполнительном органе или передавая акции в доверительное управление. Таким образом, возникает комплексная или многоступенчатая система, опосредующая гражданскую правосубъектность государства.

 

 

 

2.2. Непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях

Непосредственное участие  государства в гражданских правоотношениях  осуществляется путем вступления в  оборот органов государственной  власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Эти органы действуют от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).

Квалифицирующим признаком  участия государства в обороте  не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим лицом. Сейчас практически все государственные органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное - не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК РФ. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым, связав его. 12

От имени государства  в гражданском обороте могут  выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Мингосимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Например, интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять физические лица, заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.

Таким образом, российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют.

Между тем многие правовые системы исходят из монистической модели участия государства в гражданском обороте, когда основным и главным участником гражданско-правовых отношений становится казна (фиск). Такая правовая конструкция восходит еще к римскому праву. Ценность ее состоит в том, что достаточно однажды зафиксировать равноправие фиска в отношениях со всеми другими участниками гражданского оборота - и в дальнейшем это положение не будет нуждаться в пересмотре. 13

Плюралистическая же модель требует фиксации равноправия  применительно к каждому государственному органу, представляющему государство в гражданском обороте, что вызывает дополнительные сложности и становится практически невозможным, если число этих органов все увеличивается и увеличивается.

Ситуацию не может  исправить и то, что в РФ существует Федеральное казначейство. Оно создано на основании Указа Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе". Положение о федеральном казначействе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864.

Основными функциями  федерального казначейства являются управление доходами и расходами федерального бюджета РФ (учет средств, их зачисление, перемещение и расходование) и  обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ.

Главное управление федерального казначейства является от имени Министерства финансов РФ официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит РФ, по вопросам финансовых операций Правительства РФ.

Однако Федеральное  казначейство РФ - не единственный орган, действующий непосредственно от имени казны. Это лишает казну присущего ей в ряде иностранных законодательств единства. Хотя и в нашем законодательстве закреплен принцип единства казны, однако он касается лишь денежных средств, зачисляемых в бюджет или перечисляемых из бюджета. Иное имущество, как движимое, так и недвижимое, выведено из "общей кассы", и в отношении него право представлять государство закреплено совсем за другими органами, а именно, за органами по управлению государственным имуществом. Последние являются распорядителями практически любого государственного имущества, кроме бюджетных средств. Поэтому-то и нельзя говорить о единстве казны (кассы).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций. Стремление освободить российское государство от хозяйственной деятельности, выраженное в экономических программах последних лет и заявлениях правительственных деятелей, ответственных за развитие экономики, может ограничить сферы и интенсивность участия государства в имущественном обороте, но не изменит его общего правового статуса как особого субъекта гражданского права. Это необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и для международных экономических связей, в которых современные государства активно участвуют и являются гарантом их развития.

Таким образом, государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц. Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения. Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц. Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области). Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Именно этот прием законодательной техники позволяет не упоминать их в качестве участников сделок(ст. 153 ГК РФ). Правоспособность Российской Федерации позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц. Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Принят Федеральным законом от 30.12.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Принят Федеральным законом от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. № 23-27.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 3. Принят Федеральным законом от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ // Российская газета. 2001. № 233

5. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 // Вестник ВАС РФ. 1996. № 6. С. 7-8

 

Учебная литература:

  1. Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 36-57.;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. М.,2010. Ч. 1. С. 219.;
  3. Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханов. М., 2011. Т. 1.;
  4. Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 171 -198;
  5. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.,2010.

1 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 171 -198 .

2 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 171 -198.

 

3 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М.,2010. Ч. 1. С. 171 -198

4 Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханов. М.,2011. Т. 1. С. 108

5 Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 39.

6 Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 36-37.

7 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 177.

8 Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханов. М., 2011. Т. 1. С. 283.

9 Гражданский кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. М.,2010. Ч. 1. С. 219..

10 Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 44.

11 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 177.

12 Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 36-57.

13 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.,2010. С. 142..


Информация о работе Государство как субъект гражданского права