Функции охраны и правопорядка прав и свобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

С законностью тесно связано такое правовое явление, как правопорядок (правовой порядок). Данное понятие широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - важнейшая функция государства. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности.

Содержание работы

Введение
1. Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан
2. Социальные нормы, технические нормы, технико-юридические нормы
3. Задание
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. Нужно не забывать, что в не меньшей мере недопустимыми являются все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали - белорусскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, предпринимателю или коммерсанту, государственной или негосударственной организации. Всё это и ему подобное должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке -- пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова (решение компетентного органа о восстановлении на работе человека, уволенного не в результате преступных "происков", а по ошибке или недоразумению, о возмещении вреда, причиненного по неосторожности, о возложении обязанности выполнить условия договора, о лишении родительских прав того, кто не уделяет необходимого внимания своему ребенку, о выплате денежного содержания престарелым родителям и т.д.). Все меры подобного рода не менее важны для обеспечения законности и правопорядка, чем борьба с преступностью. Такие меры тоже представляют собой охрану права с помощью юридических средств. Их совокупность - неотъемлемый компонент правоохранительной деятельности нашего государства.

Следует отметить политические права  и свободы граждан Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

Свобода объединений.

Право на объединение - одно из самых  всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты  политической жизни граждан, включая  право создавать профсоюзы, политические партии для защиты своих интересов. Конституция предоставляет каждому право на это. Однако «судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели» (статья 36 Конституции Республики Беларусь (далее Конституции)) [3,с.11]. Настоящие ограничения соответствуют нормам международного права и установлены для обеспечения независимости и объективной деятельности указанных должностных лиц.

Вместе с тем законы устанавливают  и ряд ограничений права на свободу ассоциаций. Это запрет создания и деятельности ассоциаций, цели и  действия которых направлены на свержение  или насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (статья 5 Конституции) [3,с.5].

Порядок создания и деятельности политических организаций определяется специальным  Законом «О политических партиях».

Если членами общественных объединений  могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то право на объединения в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь.

Свобода собраний, митингов, уличных  шествий, демонстраций и пикетирования (статья35 Конституции) [3,с.11]. Свобода манифестаций имеет целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни. До недавнего времени в нашем государстве действовали подзаконные акты, регулирующие проведение этих мероприятий (Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь 1998 года). В настоящее время порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования установлен Законом «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании». [8].

Право на управление делами государства.

В Конституции содержатся нормы, закрепляющие право гражданина на управление делами государства. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (статья 37 Конституции) [3,с.127].

Право на получение, хранение и распространение  информации.

Это право - одно из фундаментальных прав человека, призванных обеспечить не только его личные интересы, но и участие в делах общества и государства.

Деятельность государственных  органов, общественных объединений  должна протекать публично. В этих целях и в Конституции, и в  других актах предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. Так, согласно Конституции, Президент как Глава государства обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и основных направлениях внутренней и внешней политики; он обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния дел в государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития (статья 84 Конституции) [3, с.23]. О деятельности органов государственной власти граждане регулярно информируются через телевидение, радио, другие средства массовой информации.

Право свободно избирать и быть избранным (статья 38 Конституции) [3, с.12].

Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Всеобщее избирательное  право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ним в судебном порядке признается недееспособность). Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу (статья 64 Конституции) [3, с.17]. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола. Конституцией и на ее основе законодательством могут быть установлены также избирательные цензы. Например, возрастной ценз (статья 80, части первая и вторая статьи 92 Конституции) [3, с. 20 ;27], ценз оседлости (статья 80, часть вторая статьи 92 Конституции) [3, с. 20 ;27], образовательный ценз (часть вторая статьи 116 Конституции) [3, с. 39], служебный ценз (часть четвертая статьи 92 Конституции) [3, с. 27].

Право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

В соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой граждане имеют право равного доступа  к любым должностям в государственных  органах (статья 39 Конституции) [3, с. 12], что нашло закрепление в Законе об основах службы в государственном аппарате, законах о прокуратуре, милиции, о судоустройстве и статусе судей и других нормативных актах государства [8].

Право подачи заявления в государственные  органы.

Каждому предоставляется право  направлять обращения в государственные органы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. Данное право можно реализовать через закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 06.06.1996 [7].

Гарантированность - это один из важных конституционно провозглашенных принципов, получивших правовое выражение в  различных формах. Субъектом, на который  прежде всего возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. Государство должно ограничивать проведение, например, массовых мероприятий, призывающих общество к нарушению общественного порядка.

Правовую основу государственной  службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, иные законодательные акты. Для конституционных прав, свобод и обязанностей, которые рассматриваются в качестве основных (фундаментальных), характерна их наивысшая юридическая сила, повышенная защита. Они в силу их фундаментальности являются базой для всей системы прав и свобод. Права человека гарантированы каждому, находящемуся на территории государства, они едины на всей территории Республики Беларусь.

 

2 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ,  ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

Норма - это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса.

Социальная норма, как регулятор поведения, представляет определенную форму поведения в определенных условиях, которая носит общий и обязательные порядок.

Социальная норма от других видов  норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия.

На основе ряда признаков выделяют следующие виды социальных норм:

Нормы права - правила поведения, которые  устанавливаются и охраняются государством.

Нормы морали или нравственности - правила поведения, которые устанавливаются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, справедливости, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы общественных организаций - устанавливаются  самими общественными организациями и охраняются мерами воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и вошедшие в привычку в  результате многократного повторения. В силу привычки они стали потребностью человека. Нормы традиций наиболее обобщены и стабильны. Они возникают с течением времени на основе прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности (профессиональные, семейные, национальные традиции). Нормы ритуалов определяют поведение людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Особенность этих норм - красочность и зрелищность. Некоторые социальные нормы выделяются не только по способу их установления, но и по содержанию. Сословные нормы представляют собой взаимодействие социальных групп и классов. Они способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных групп. К социальным нормам производственной организации относятся упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики. Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками. Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни.

Понятие культурной нормы может  быть соотнесено с регуляцией образа жизни, уклада, этикета. Культурные нормы  более чем все прочие виды норм, вырабатываются в соответствии с  типом и характером структуры общения и для воспроизведения и поддержания этой структуры. Включение человека в культуру данной общности или группы происходит прежде всего за счет усвоения и реализации им норм общения.

Технические нормы в своей сути определяют наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических норм.

Проблема изучения технологических  норм очень актуальна в настоящее  время. Это связанно с научно-техническим прогрессом, выдвинувшим многочисленные задачи оптимального согласования человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия. Можно выделить такие технические нормы, как правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья, энергоресурсов. Технические нормы имеют социальный характер. Но, в отличие от социальных норм, регулируют не отношения между людьми, а поведение людей с использованием техники. Это социальные нормы с техническим содержанием. Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются юридических актах и обретают значение государственного стандарта.

Стандарт - это нормативная характеристика материала, утвержденная компетентным государственным органом и выраженная в юридическом акте.

Техническое правило, облеченное в  правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы, становятся технико-юридической нормой. Таким нормам присущи все признаки правовых норм: они исходят от государства; в них выражается государственная воля; их соблюдение обеспечивается возможностью государственного принуждения; они находят отражение в специальных нормативных актах, издаваемых компетентными органами; они регулируют общественные отношения. Последний признак имеет свою специфическую особенность как следствие того, что содержанием технико- юридических норм является техническое правило, но при этом следует сказать, что содержанием общественных отношений могут быть и различные технические действия. Устанавливая определенные требования к техническим действиям, технико-юридические нормы тем самым оказывают определенной регулятивное воздействие и на сами общественные отношения путем установления обязательных требований к действиям людей по отношению к природе, средствам производства и другим предметам внешнего мира, в которых проявляются отношения между людьми. Ведь технические нормы не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют и оказывают постоянное влияние друг на друга. Технико- юридические нормы формируемые, как определенный должный результат поведения, устанавливают требования, относящееся непосредственно к предметам внешнего мира, на которые воздействует обязанное лицо, и содержат определенное требование к самому объекту правоотношения. Технико-юридическая норма регламентирует и конкретизирует содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения. Например, в правоотношениях , вытекающих из договора поставки, требования которых есть технико-юридические нормы, регламентирующие обязанности сторон, относятся к объекту правоотношения. Технико-юридическая норма оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения как правоотношение, как правило, только в совокупности с другими юридическими нормами.

Нормы права устанавливаются или  санкционируются государством (обществом). Это правила, которые регулируют взаимоотношения отдельных граждан или организаций. Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства (общества). От самого рождения человека его отношения в семье, обществе, владение и распоряжение личным имуществом, его трудовая деятельность, личная безопасность - все это охраняется и регулируется нормами права, которые выполняются, как правило, добровольно. Жизнь в обществе, взгляды, воздействие общества - основные средства, которые обеспечивают выполнение норм.

Информация о работе Функции охраны и правопорядка прав и свобод граждан