Административно-правовой порядок рассмотрения обращений граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

В отличие от советских конституций на первое место в Конституции 1993 года выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом - экономические, социальные и культурные. Особое внимание в данной главе Конституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Статьями 33 и 46 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 2
Понятие и виды обращения граждан 3
Правовая основа обращения граждан 5
Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан 7
Сроки рассмотрения письменного обращения 11
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

основы социального государства.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский  государственный медицинский университет»

Министерства  здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО  НГМУ Минздрава России)

 

Кафедра теории и технологии социальной работы

Контрольная работа

(заочное  отделение)

По курсу: « Основы социального государства».

Тема №2

Административно-правовой порядок  рассмотрения обращений граждан.

 

Выполнил:  студент 2 курса

срок обучения 3,5 лет

факультета  социальной работы

Ф.И.О. Колобова Евгения Михайловна

Дата: «__»________ 20__г.

Проверил:  Ф.И.О. __________________

________________________

Новосибирск

2013 г.

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 2

Понятие и виды обращения граждан 3

Правовая основа обращения граждан 5

Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан 7

Сроки рассмотрения письменного обращения 11

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В отличие  от советских конституций на  первое место в Конституции  1993 года выдвинуты гражданские  (личные) права и свободы, за  ними следуют политические, а  уже потом - экономические, социальные  и культурные. Особое внимание  в данной главе Конституции  уделено юридическим гарантиям  провозглашенных прав и свобод. Статьями 33 и 46 Конституции Российской  Федерации определено, что граждане  Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять  индивидуальные и коллективные  обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления.

 Обращения  граждан являются одним из  источников информации о социально-экономическом  положении различных групп населения  или их месте проживания (район,  город, село), об их настроениях  и потребностях. Своевременное и  качественное разрешение проблем,  содержащихся в обращениях, в  значительной мере способствует  удовлетворению нужд и запросов  граждан, снятию напряженности  в обществе, повышению авторитета  органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

 Степень  разработанности проблемы.

 Анализ  юридической литературы показал,  что институту обращения граждан  уделялось пристальное научное  внимание как в советский период, так и с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. и Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Этой проблемой в разных аспектах занимались такие ученые, как А. Н. Алистратов, П. А. Астафичев, А. В. Беляев, Р. Ч. Бондарчук, И. А. Бородин, Н. В. Витрук, Е. Е. Глушко, М. В. Головацкая, В. А. Карташкин, Е. И. Лыскова, М. В. Мархгейм, Л. А. Нудненко, Д. Е. Потяркин, Е. В. Прокопьев, Н. Ю. Хаманева и др.

 Общетеоретические и конституционно-правовые вопросы принципов организации, функционирования и взаимодействия государственных органов исследованы в трудах М. В. Баглая, Н. А. Бобровой, Л. М. Карапетяна, И. Ю. Козлихина, О. Е. Кутафина, И. В. Левакина, В. С. Нерсесянца, Л. И. Никоновой, В. Н. Самсонова, Е. В. Самсоновой, М. Д. Сомова, Е. Е. Тонкова, Б. Н. Топорнина, В. А. Черепанова, В. Е. Чиркина и др.

 Юридические проблемы и особенности рассмотрения обращений граждан в отдельных государственных органах раскрыты такими учеными, как П. П. Баранов, В. Н. Бутылин, Г. А. Грузнова, О. Н. Доронина, А. В. Ищенко, М. В. Костенников, В.О. Лучин, В. В. Любогощинский, А. Е. Новикова, Е. М. Переплеснина, А. С. Плетень, В. А. Сафронов, С. В. Рыбак, А. В. Чаптыков, др.

 

 

 

 

Понятие и виды обращения  граждан

 

 Статья 4. Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" дает понятие обращение гражданина (далее - обращение) как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления из чего вытекают и виды обращений, определенные в данном Законе:

 предложение  - рекомендация гражданина по  совершенствованию законов и  иных нормативных правовых актов,  деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений,  улучшению социально-экономической  и иных сфер деятельности государства  и общества;

 заявление  - просьба гражданина о содействии  в реализации его конституционных  прав и свобод или конституционных  прав и свобод других лиц,  либо сообщение о нарушении  законов и иных нормативных  правовых актов, недостатках в  работе государственных органов,  органов местного самоуправления  и должностных лиц, либо критика  деятельности указанных органов  и должностных лиц;

 жалоба - просьба  гражданина о восстановлении  или защите его нарушенных  прав, свобод или законных интересов  либо прав, свобод или законных  интересов других лиц. 

 Статья 2 Закона  закрепляет две формы обращения:  личное и письменное.

 Личное  обращение заключается в непосредственном  присутствии гражданина на приеме  в государственно или муниципальном  органе или у должностного  лица.

 Письменное  обращение может заключаться  в направлении адресату по  почте, с нарочным, подаче в  канцелярию, секретарю или непосредственно  должностному лицу документально  оформленных обращений. 

 Коллективное  обращение - обращение двух и  более граждан, а также обращение,  принятое путем голосования или  сбора подписей участников митинга  или собрания.

 

 

 

 

 

 

 

Правовая основа обращения  граждан

 обращение  гражданин заявление

 Основным документом, определяющим правовую основу обращения граждан является Конституция РФ. Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.

 Закон  Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 Об обжаловании  в суд действий и решений,  нарушающих права и свободы  граждан(по состоянию на март 2009 г.в ред.фз №4-ФЗ от 09.02.2009)

 Постановление  Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452

"О Типовом  регламенте внутренней организации  федеральных органов исполнительной  власти"(с изменениями от 15 октября 2007 г., 21 февраля, 28 марта, 7 ноября 2008 г., 17 марта, 30 апреля, 15 июня 2009 г.)

 Приказами  отдельных министерств и ведомств  были так же утверждены инструкции  по работе с обращениями граждан:

 Приказом  Генпрокуратуры РФ от 27 февраля  2010 года N 70/122. утверждена Инструкция  о порядке рассмотрения заявлений,  сообщений о преступлениях и  иной информации о происшествиях,  связанных с безвестным исчезновением  граждан; 

 Приказ  МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 "Об  утверждении Инструкции по работе  с обращениями граждан в системе  МВД России" (с изменениями  от 11 января, 27 августа 2010 г.);

 Приказ  МИД РФ от 26 июля 2004 г. N 10986 "Об  утверждении "Инструкции о  работе с обращениями граждан  и приеме посетителей в Представительстве  Министерства иностранных дел  Российской Федерации на территории  Российской Федерации";

 Приказ  МЧС РФ от 15 июня 2004 г. N 283 "Об  утверждении Инструкции о порядке  приема, регистрации, разрешения  и учета сообщений о преступлениях,  связанных с пожарами, и иной  информации о пожарах";

 Приказ  МО РФ от 28 декабря 2006 г. N 500 ОБ  УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ  С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ВООРУЖЕННЫХ  СИЛАХ РФ и др.

 Обращения  работников в комиссию по трудовым  спорам регулируются ст.378 Т К РФ.

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации" в п.2 ст.3 предусматривает  для субъектов РФ возможность  детализации своих положений  региональными законами и иными  нормативными актами. Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления.1 Устанавливая пределы действия законов, регулирующих обращения граждан, законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, не распространяет их положения на следующие обращения: обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством; обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях; обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а законодательством субъектов Российской Федерации - к компетенции конституционного (уставного) суда того или иного субъекта Федерации; обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека субъектов Федерации; обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями; запросы в архивы; иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

 

 Граждане  реализуют право на обращение  свободно и добровольно. Осуществление  гражданами права на обращение  не должно нарушать права и  свободы других лиц. Для реализации  этого права не нужно чьего-либо  предварительного согласия. Работа  с обращениями граждан рассматривается  в законодательстве как одно  из направлений реализации государственным  органом своей компетенции, а  потому осуществляется бесплатно.

В отличие  от порядка, установленного Законом, обжалование  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, оплачивается государственной пошлиной.

 Заявитель  может уполномочить другое лицо  или орган защищать свои права  и интересы по доверенности, заверенной  нотариусом. Заявления или жалобы  в интересах несовершеннолетних  или недееспособных лиц вправе  подать их законные представители,  а также органы опеки и попечительства.

Установленный Федеральным законом порядок  рассмотрения обращений граждан  распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений  иностранных граждан и лиц  без гражданства, за исключением  случаев, установленных международным  договором Российской Федерации  или федеральным законом (п.3 ст.1).

 Принцип  подведомственности, установленный  ч. 1 ст. 8 Закона, определяет, что направленное гражданином обращение должно рассматриваться тем органом или должностным лицом, в чью компетенцию входит разрешение по существу вопросов, поставленных в обращении. При этом прямой обязанности граждан знать о компетенции того или иного государственного либо муниципального органа, а также должностного лица в Законе не установлено. Таким образом, при направлении обращений граждане вправе самостоятельно определять орган, в который они обращаются. 3 Важной гарантией является установление положения о том, что анонимные (без личной подписи авторов, а также содержащие ложные, вымышленные фамилии и адреса) письма, заявления и жалобы не рассматриваются, а поданные с нарушением указанных требований возвращаются с необходимыми разъяснениями.

Устные обращения  рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты  и обстоятельства очевидны и не требуют  дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как  правило, дается ответ в устной форме.

 В отдельных  случаях ввиду сложного характера  вопросов, поставленных в устных  обращениях, либо необходимости  дополнительной проверки изложенных  в них фактов, должностные лица  дают соответствующие распоряжения  в порядке подчиненности.

 Устные  обращения граждан регистрируются  по их поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.

 Результаты  рассмотренных по существу устных  обращений граждан доводятся  до сведения заинтересованных  лиц в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации  и субъекта Российской Федерации.

Письменные  обращения граждан также регистрируются по их поступлении в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Результаты  рассмотренных письменных обращений  граждан также доводятся до  сведения заинтересованных лиц  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и соответствующего  субъекта Российской Федерации.4

 Законом  не устанавливается каких-либо  требований ни к форме, ни  к содержанию письменного ответа, единственное требование - это дача  ответа по существу поставленных  в обращении вопросов.5

 Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

 При рассмотрении  обращения не допускается разглашение  сведений, содержащихся в обращении,  а также сведений, касающихся  частной жизни гражданина, без  его согласия. Не является разглашением  сведений, содержащихся в обращении,  направление письменного обращения  в государственный орган, орган  местного самоуправления или  должностному лицу, в компетенцию  которых входит решение поставленных  в обращении вопросов.

 Статья 5. Определяет права гражданина  при рассмотрении обращения государственным  органом, органом местного самоуправления  или должностным лицом: представлять  дополнительные документы и материалы  либо обращаться с просьбой  об их истребовании; знакомиться  с документами и материалами,  касающимися рассмотрения обращения,  если это не затрагивает права,  свободы и законные интересы  других лиц и если в указанных  документах и материалах не  содержатся сведения, составляющие  государственную или иную охраняемую  федеральным законом тайну; получать  письменный ответ по существу  поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных  в статье 11 настоящего Федерального  закона, уведомление о переадресации  письменного обращения в государственный  орган, орган местного самоуправления  или должностному лицу, в компетенцию  которых входит решение поставленных  в обращении вопросов; обращаться  с жалобой на принятое по  обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением  обращения в административном  и (или) судебном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации; обращаться  с заявлением о прекращении  рассмотрения обращения.

Информация о работе Административно-правовой порядок рассмотрения обращений граждан