Верховная Рада Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

Действующая Конституция Украины закрепила качественно новую организацию государственной власти. Отказавшись от иерархической, вертикальной системы организации государственной власти, которая существовала в Украине к
обретению независимости, она восприняла общепризнанный принцип организации государственной власти — принцип деления ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Верховная Рада и есть общенациональным представительным органом государственной власти, поскольку она представляет весь украинский народ — граждан Украины всех национальностей и выступает от лица всего народа.

Файлы: 1 файл

Верховная Рада Украины.docx

— 31.93 Кб (Скачать файл)

Верховная Рада Украины

 

Действующая Конституция Украины  закрепила качественно новую  организацию

государственной власти. Отказавшись  от иерархической, вертикальной системы

организации государственной власти, которая существовала в Украине  к

обретению независимости, она восприняла общепризнанный принцип организации

государственной власти — принцип  деления ее на законодательную,

исполнительную и судебную.

Верховная Рада и есть общенациональным представительным органом

государственной власти, поскольку  она представляет весь украинский народ  —

граждан Украины всех национальностей  и выступает от лица всего народа. Это

вытекает как из Преамбулы Конституции и ее содержания, так и из названия

парламента — "Верховная Рада Украины".

Для успешного функционированияновых и обновленных структур Верховной Рады первоочередным есть важное укрепление их правовой базы, в частности: принятие законов о регламенте, комитетах Верховной Рады, о статусе народного депутата и других; создание относительно целостной системы инфраструктуры парламента; широкое привлечение к осуществлению законодательных, учредительных и контрольных функций ВерховнойРады всех субъектов законодательного, бюджетного, контрольного и учредительного процесса, обеспечение тесного взаимодействия Верховной Рады и ’органов с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления и объединениями граждан.

Органы государственной власти Украины стали равноправными  и независимыми один

от другого.

Верховная Рада, за Конституцией, окончательно утратила бывший статус

высочайшего органа государственной  власти и впервые приобрела всех основных

черт парламента Украины — единого, общенационального, коллегиального,

выборного, однопалатного, постоянно  действующего органа законодательной

власти Украины.

Приоритетной чертой украинского  парламента как органа законодательной  власти

есть единственность, исключительность, универсальность в системе органов

государственной власти, которая обусловлена прежде всего унитарным характером

нашего государства, то есть государственным  устройством, уже упомянутым

делением государственной власти, его внутренней структурой и др.

Ныне в Украине не существует других органов законодательной  власти —

общенациональных или местных  — кроме  Верховной Рады. До 1992 г. в период

между сессиями Верховной Рады законодательную  власть осуществлял ее Президиум

путем внесения изменений и дополнений к действующим законодательным  актам,

Верховная Рада и есть общенациональным представительным органом

государственной власти, поскольку  она представляет весь украинский народ  —

граждан Украины всех национальностей  и выступает от лица всего народа. Это

вытекает как из Преамбулы Конституции и ее содержания, так и из названия

парламента — "Верховная Рада Украины".

Коллегиальный характер Верховной  Рады как парламента Украины состоит  в ее

составе и порядке работы.

Порядок работы Верховной Рады Украины  определяется ее Регламентом, принятым 27 июля 1994 г. Верховная Рада Украины  работает сессионно.

 Верховная Рада избирает из своего состава Председателя Верховной Рады Украины, который ведет заседание парламента; организовывает подготовку вопросов для рассмотрения на заседаниях Верховной Рады Украины; подписывает акты, принятые Верховной Радой; представляет Верховную Раду Украины в сношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств; организовывает работу аппарата Верховной Рады Украины.

 

 Верховная Рада Украины утверждает  перечень комитетов, которые осуществляют  законопроектную работу, готовят  и предварительно рассматривают  вопросы, выносящиеся на рассмотрение  Верховной Рады. Полномочия Верховной  Рады определены Конституцией  Украины (ст. 85). Верховная Рада  Украины принимает законы, постановления  и другие акты большинством  от ее конституционного состава.

Выборы в Верховную Раду осуществляются на основании Закона "О выборах  народных депутатов Украины" от 18 октября 2001 г. Верховная Рада правомочна рассматривать и решать любые  вопросы, не отнесенные к компетенции  органов исполнительной или судебной власти.

Из принципа разделения власти следует, что Верховную Раду Украины нельзя рассматривать как высший орган  не только относительно органов исполнительной и судебной власти, но и относительно местных советов. Конституция Украины  не устанавливает принципа единства представительных органов: все другие советы определены в ней не как  местные органы государственной  власти, а как органы местного самоуправления. Поэтому влияние Верховной Рады Украины на деятельность других государственных  органов и органов местного самоуправления осуществляется исключительно путем  принятия соответствующих законов, которые являются обязательными  для всех субъектов на территории Украины. Кроме того, она осуществляет учредительные функции, принимая участие  в формировании других органов власти, а также парламентский контроль за их деятельность.

Основная деятельность Верховной  рады – законотворческая. Но парламент  контролирует также ход выполнения бюджета, а также вопросы прав и свобод человека.

 

 

Полномочия Верховной  Рады Украины

 

Конституция закрепляет широкие полномочия Верховной Рады Украины, которые

определяют ее место и роль в  государстве. Эти полномочия за сущностью  и

назначением можно поделить на несколько  групп. К важнейшими полномочиям

относится: внесения изменений в  Конституцию Украины; принятие законов;

определение основ политики государства  и программ общественного развития;

взаимоотношений Верховной Рады и  Президента Украины; формирование других

государственных органов; организации  административно-территориального

устройства нашей страны; осуществление  внешних функций государства, а  также

бюджетные и контрольные полномочия.

Верховная Рада может рассматривать  вопрос о соответствии Кабинета Министров

Украины и принять резолюцию  недоверия, которое определяет его  отставку.

Вопрос об ответственности Кабинета Министров может быть рассмотрен по

предложению не менее чем 150 народных депутатов Украины (одной трети  от

конституционного состава Верховной  Рады). Резолюция недоверия Кабинета

Министров Украины считается принятой, если за нее проголосовало не менее  чем

226 народных депутатов, то есть  большинство от конституционного  состава

Верховной Рады.

С целью обеспечения определенной стабильности в работе Кабинета Министров

возможности Верховной Рады относительно рассмотрения вопроса про его

ответственность ограничиваются. Конституция  запрещает рассматривать этот

вопрос большее однажды на протяжении одной очередной сессии, а также  на

протяжении года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров.

Эти правила являются, в сущности, одним из проявлений принципа деления

власти. Ведь в них наравне с  закреплением определенной формы контроля одной

ветви власти над другой (полномочие Верховной Рады Украины рассматривать

вопрос об ответственности Кабинета Министров) гарантированы ограничения

влияния одной ветви власти на другую (установление определенных условий, за

которые этот вопрос может рассматриваться).

Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению Верховной Рады Украины:

 

в связи с избранием или назначением  депутата на должность, занятие которой  по закону несовместимо с выполнением  полномочий народного депутата Украины;

 

в связи с личным заявлением депутата о снятии им с себя депутатских  полномочий;

 

в случае прекращения депутатом  гражданства Украины или выезда его на постоянное проживание за пределы  Украины;

 

в связи с обвинительным приговором суда, вступившего законную силу относительно лица, являющегося депутатом;

 

в случае признания депутата судом  недееспособным, без вести отсутствующим  или объявление его умершим.

 

В случае смерти депутата его полномочия прекращаются без принятия решения.

 

Решение о досрочном прекращении  полномочий народного депутата принимается  Верховной Радой Украины по представлению  комиссии, в компетенцию которой  входят вопросы депутатской этики. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство  фактического количества народных депутатов  Украины, полномочия которых признаны и не прекращены в определенном законом  порядке.

 

Порядок досрочного прекращения полномочий народного депутата устанавливается  Регламентом Верховной Рады Украины.

 

Полномочия депутата досрочно прекращаются также в соответствии с Законом  о отзывах народного депутата Украины.

Комитеты, как и постоянные комиссии, имеют определенные обязанности прежде всего относительно качественной и своевременной подготовки законопроектов, выводов и рекомендаций, а также выполнение поручений Верховной Рады.

 

Верховная Рада в пределах своих  полномочий может создавать и  временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов.

 

Для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, Верховная Рада может создавать временные следственные комиссии, если за это проголосовало не менее трети от конституционного состава Верховной Рады Украины.

 

Организация и порядок деятельности комитетов Верховной Рады, ее временных  специальных и следственных комиссий устанавливается законом.

 

Уполномоченный Совета по правам человека назначается Верховной Рада для осуществления парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 101 Конституции).

 

Состав и правовой статус Верховной рады Украины

Конституционный состав Верховной  Рады Украины - четыреста пятьдесят  народных депутатов Украины, которые  избираются на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  путем тайного голосования сроком на четыре года. Народным депутатом  Украины может быть гражданин  Украины, который на день выборов  достиг двадцати одного года, имеет  право голоса и проживает в  Украине на протяжении последних  пяти лет. Не может быть избранным  в Верховную Раду Украины гражданин, который имеет судимость за совершение умышленного преступления, если эта  судимость не погашена и не снята  в установленном законом порядке. Полномочия народных депутатов Украины  определяются Конституцией и законами Украины.

Народный депутат Украины —  это представитель Украинского  народа в Верховной Раде Украины, уполномоченный им выражать и защищать интересы общества, осуществлять полномочия, связанные с реализацией парламентом  законодательной, учредительной и  контрольной функций.

Особенностью правового статуса  народного депутата является то, что  он одновременно является членом общенационального  представительского органа, — Верховной  Раде Украины, следовательно, принимает  участие в осуществлении закрепленных за парламентом полномочий, а также  наделен самостоятельной компетенцией для реализации заданий представителя Украинского народа в Верховной Раде. На содержание его правового статуса существенно влияет характер мандата, которым наделяется депутат.

Перед вступлением в должность  народные депутаты Украины приносят перед парламентом Украины присягу. Присягу зачитывает самый старший  по возрасту народный депутат Украины  перед открытием первой сессии новоизбранной  Верховной Рады, после чего депутаты скрепляют присягу своими подписями  под ее текстом. Отказ принести присягу  имеет следствием потерю депутатского мандата.

Депутатский мандат (лат. mandatum — приказ, поручение) заверяет легитимность полномочий депутата представительского органа публичной власти и обусловливает характер отношений между депутатом и избирателями. Депутатский мандат может быть императивным или вольным (общенациональным). Вид депутатского мандата определяется прежде всего характером отношений депутата с избирателями. В большинстве демократических стран депутатский мандат является свободным, в соответствии с которым депутат считается представителем всей нации (народа), а не только избирателей отдельного округа. При этом депутат не может быть ограничен приказами избирателей, а избиратели не могут отзывать депутата. Характерным признаком императивного мандата является ответственность депутата перед избирателями своего округа, которые имеют право давать депутату, так называемые, приказы избирателей и даже отзывать его в случаях, предусмотренных законом, а также периодическая отчетность депутата перед избирателями.

Важнейшей правовой гарантией депутатской  деятельности является неприкосновенность депутата (ст. 27 Закона Украины «О статусе  народного депутата Украины» ст. 80 Конституции). Депутаты обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску это касается и их жилища. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру.

 

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности (ст. 28 Закона Украины «О статусе  народного депутата Украины») решается по представлению Генерального прокурора  Украины в Верховную Раду Украины. При этом соблюдаются следующие  основные правила. Для получения  согласия на привлечение к уголовной  или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, арест  и обыск депутата Генеральный  прокурор Украины вносит представление. Верховная Рада не позднее чем  в месячный срок со дня внесения представления рассматривает его, принимает большинством - 2/3 голосов депутатов по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Депутат при этом имеет право принимать участие в рассмотрении вопроса о его привлечении к уголовной ответственности. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. 0 прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата в трехдневный срок сообщается Верховной Раде.

Информация о работе Верховная Рада Украины