Управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение организации патентно-лицензионной деятельности.
Задачи курсовой работы изучить сущность и значение патентно-лицензионной деятельности предприятия, дать определения интеллектуальному продукту и интеллектуальной собственности, рассмотреть стратегические цели продажи лицензий на новые технологии, правовые предпосылки продажи лицензий на изобретения и ноу-хау, использование прав на объекты интеллектуальной собственности. Изучить сущность и этапы патентных исследований, а так же управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы. И на примерах медицинской деятельности и деятельности по предоставлению услуг в области шифрования (криптографии), рассмотрим особенности лицензирования данных направлений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность и значение патентно-лицензионной деятельности на предприятии…………………………………………………………………….....5
Интеллектуальный продукт. Интеллектуальная собственность…7
Стратегические цели продажи лицензий на новые технологии...12
Правовые предпосылки продажи лицензий на изобретения и ноу-хау………………………………………………………………………………...16
Использование прав на объекты интеллектуальной собственности……………………………………………………………………18
Сущность и этапы патентных исследований…………………….21
Управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы…...26
Примеры лицензирования……………………………...………….37
Лицензирование медицинской деятельности…………………….37
Лицензирование деятельности по предоставлению услуг в области шифрования (криптографии)………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………….45
Список использованной литературы………………………………..…

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 86.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Сущность и значение патентно-лицензионной деятельности на предприятии…………………………………………………………………….....5
    1. Интеллектуальный продукт. Интеллектуальная собственность…7
    2. Стратегические цели продажи лицензий на новые технологии...12
    3. Правовые предпосылки продажи лицензий на изобретения и ноу-хау………………………………………………………………………………...16
  2. Использование прав на объекты интеллектуальной собственности……………………………………………………………………18
  3. Сущность и этапы  патентных исследований…………………….21
  4. Управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы…...26
  5. Примеры лицензирования……………………………...………….37
    1. Лицензирование медицинской деятельности…………………….37
    2. Лицензирование деятельности по предоставлению услуг в области шифрования (криптографии)………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………….45

Список использованной литературы………………………………..…..47     

 

Введение

Инновационный бизнес – это проекты коммерческой реализации новых технологий, которые могут осуществляться в различных формах.

Проблема коммерческой реализации новых технологий обычно встает перед  фирмами, где создан собственный  задел результатов научно – исследовательских  и опытно – конструкторских работ  или в чей штат приняты работники, готовые передать фирме права  на соответствующее ноу-хау, либо перед  авторами разработок, желающих получать прибыль от их промышленного использования. Проблему инноваций можно рассматривать  как с точки зрения фирмы, финансирующей  разработку, так и отталкиваясь от интересов автора технологии.

В любом случае, чтобы  защитить свои права на изобретения  и гарантировать себе эту защиту в будущем, работники фирмы, занимающейся инновационной деятельностью с  целью коммерческой реализации ее результатов  в будущем, должны быть хорошо осведомлены  и при необходимости оперировать с такими понятиями как:

  • патентование своей деятельности и лицензирование;
  • защита своего торгового знака, места происхождения товара и фирменного наименования (при заключении франчайзинговых соглашений с фирмами, которым в последствии, для осуществления их деятельности будет передана конфиденциальная информация, ноу-хау или патент)
  • прохождение процедуры получения патента/ лицензии на изобретения и ее особенности;
  • процедура прохождения регистрации торгового знака, места происхождения и фирменного наименования товара;
  • определение адекватной цены на продажу патентов и лицензий;
  • отслеживание деятельности фирм-лицензиатов, правомерностью с их стороны владения, распоряжения и использования предоставленного им исключительного права;
  • проведение мониторинга внешней среды и отслеживание правонарушителей исключительного права владельца;
  • осуществление защиты своих интересов в суде и порядок взыскания с правонарушителей денежных компенсаций и убытков;
  • соответствие требованиям законодательству страны, в которой проводятся научно-технические и опытно конструкторские разработки.

Без знания всех тонкостей  по каждому вышеизложенному пункту инновационная фирма рискует  потерять значительные капиталовложения и потерпеть убытки, т.к. почти  в каждой отрасли существуют конкуренты, которые, отнюдь, «не дремлют».

Цель данной курсовой работы является изучение организации патентно-лицензионной деятельности.

Задачи курсовой работы изучить  сущность и значение патентно-лицензионной деятельности предприятия, дать определения  интеллектуальному продукту и интеллектуальной  собственности, рассмотреть стратегические цели продажи лицензий на новые технологии, правовые предпосылки продажи лицензий на изобретения и ноу-хау, использование прав на объекты интеллектуальной собственности. Изучить сущность и этапы  патентных исследований, а так же управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы. И на примерах медицинской деятельности и деятельности по предоставлению услуг в области шифрования (криптографии), рассмотрим особенности лицензирования данных  направлений.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и значение патентно-лицензионной деятельности на предприятии

Патентно-лицензионная деятельность – это структурная часть информационной деятельности предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, научно-производственных объединений, которая состоит в выявлении научно-технических решений, способных стать предметом патентной защиты или лицензионных соглашений.

 Ее значение определяется  содействием, с одной стороны,  ускорению научно-технического прогресса  путем активного воздействия  на создание и разработку новых  машин, приборов, оборудования, материалов  и технологических процессов,  которые по своим технико-экономическим  показателям превосходили бы  отечественные и зарубежные аналоги;  с другой - содействием расширению  практики международного распространения  патентной информации, использование  которой путем купли-продажи позволяет  производить и реализовывать  новую продукцию на основе  открытий и изобретений. [1, с.205]

Патентно-лицензионная деятельность обеспечивает: высокий уровень новых  технических решений; выявление  решений, созданных на уровне изобретений; подготовку рекомендаций о патентовании советских изобретений за границей; проверку патентной чистоты объектов техники и технологии; подготовку предложений о продаже и покупке  лицензий. Особое место патентно-лицензионная деятельность отводит развитию творческой инициативы изобретателей и рационализаторов, использованию изобретений и  рационализаторских предложений в  народном хозяйстве, выплате авторского вознаграждения и премированию за содействие изобретательству и рационализаторству. Патентно-лицензионная деятельность обеспечивает охрану собственности России на международной  арене, стимулирует международное  экономическое и научно-техническое  сотрудничество в области использования  изобретений и открытий. Важной стороной патентно-лицензионной деятельности является организация патентной информации, которая содержит данные о конкретных технических решениях с их подробным описанием. Использование ее позволяет прогнозировать тенденции развития научных направлений, объектов техники и технологических процессов; оценивать технический уровень разработок путем их сопоставления с последними запатентованными объектами, осуществлять экспертизу выполненных разработок, проверять их патентную чистоту. В отраслях народного хозяйства за отбор изобретений для патентования за границей и представление предложений о продаже на них лицензии отвечают министерства и ведомства. [1, с. 207]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Интеллектуальный продукт. Интеллектуальная собственность

Одним из главных показателей  цивилизованного общества во все  времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в  нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень  его культурного развития, зависит в конечном счете и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности. [2, с. 137]

В условиях современной рыночной экономики в России все более  важным элементом становятся такие  важные объекты собственности, как  фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для  различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в  их деятельность и повышение ответственности  за ее результаты, необходимость насыщения  рынка товарами и услугами обуславливает  объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.

Патентное право имеет  дело с промышленной собственностью, т.е. исключительными правами реализуемыми в сфере производства, торгового обращения, оказания услуг и т.п. но законодательство не рассматривает средства индивидуализации предпринимателей и их продукции в качестве результатов творческой деятельности и не признает каких-либо особых прав за их конкретными создателями. Когда речь идет о правовой защите объектов интеллектуальной собственности, то основной функцией является обеспечение индивидуализации производителей и их товаров, работ и услуг.

Фирменные наименования, являющееся коммерческим именем предприятия, неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует или реализует произведенную им продукцию. Фирменные наименования, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносят предпринимателю не только доход, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Поэтому право на фирму должно рассматриваться и как важное личное неимущественное благо. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия. [2, с. 140]

Тварный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем, выступая в роли безмолвного продавца. Наряду с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий, поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров маркированным данным знаком. Известно также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-25% выше, чем цена анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Аналогичные функции выполняются  и таким средством обозначения  продукции, как наименование места  происхождения товара. Наряду с ними обозначение товара наименованием  места его происхождения выступает  как гарантия наличия в товаре особых неповторимых свойств, обусловленных  местом его производства. Обеспечивая  правовую охрану наименований мест происхождения  товара, государство защищает и стимулирует  развитие традиционных ремесел и промыслов, продукция которых всегда пользуется большим спросом у потребителей. [2, с. 147]

Таким образом, законодательство о средствах индивидуализации является важной частью правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.

Творения, признаваемые произведениями науки, литературы или искусства, а  также изобретения, полезными моделями и промышленными образцами, не исчерпывают  собой всего многообразия результатов  творческой деятельности. Наряду с  ними имеется немало объектов, которые  создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и нуждаются в общественном признании  и правовой охране. Наличие такого рода объектов и необходимость их оценки и правового регулирования вязанных с ними общественных отношений в настоящее время признается подавляющим большинством государств. В России, кроме традиционных объектов, охраняемых авторским и патентным правом, а также законодательством о средствах индивидуализации, предоставляется охрана селекционным достижением, топологиям интегральных микросхем, информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, и некоторым другим результатам интеллектуальной деятельности.

При этом отдельные объекты  интеллектуальной собственности, в  частности научные открытия и  рационализаторские предложения, являются особенными в российских условиях, поскольку в большинстве государств мира они особо не выделяются. Другие же объекты, в частности селекционные достижения, секреты производства, топологии интегральных микросхем, пользуются специальной правовой охраной  в большинстве стран мира. [2, с. 158]

Информация о работе Управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы