Универсальность прав человека и проблема культурного релятивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в мире утверждаются международные стандарты в сфере прав человека и укрепляется тенденция интерпретации прав человека в контексте региональных, национальных и религиозных особенностей разных культур.
Хотя права человека закреплены во многих международных документах и, казалось бы, уже выработаны стандарты их применения, они порой подвергаются серьезной критике.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.47 Кб (Скачать файл)

СРС 1.   Тема: Универсальность  прав человека и проблема культурного  релятивизма.

Сегодня в мире утверждаются международные  стандарты в сфере прав человека и укрепляется тенденция интерпретации прав человека в контексте региональных, национальных и религиозных особенностей разных культур.

Хотя права человека закреплены во многих международных документах и, казалось бы, уже выработаны стандарты  их применения, они порой подвергаются серьезной критике.

С одной стороны, в мире отмечаются процессы глобализации в политической, экономической, культурной жизни и  утверждения международных стандартов прав человека, с другой — все  больше активизируется движение антиглобалистов, усиливается критика концепции  универсальности прав человека.

Возникает вопрос: "Могут ли существовать стандарты прав человека в мире, характеризующемся многообразием  культур и религий?"

Сторонники универсальности прав человека предполагают наличие определенных общих стандартов прав человека, применимых к любому обществу. Их позиция сводится к тому, что права человека не есть продукт одной культуры, а  соответствующие стандарты выработаны в результате усилий всего международного сообщества.

Приверженцы же концепции культурного  релятивизма исходят из того, что  каждую культуру можно оценить лишь на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Права  человека, указанные в международных  документах, реализуются в той  или иной стране с учетом ее культурных (национальных, религиозных) особенностей. Другими словами, различные исторические традиции, психология и культура разных народов влияют на толкование прав человека и практику их применения. Сторонники обеих концепций выдвигают  обоснованные аргументы в защиту своих взглядов.

Права человека — это общие права  и свободы всех людей вне зависимости  от общественного строя, политического  режима, форм государственного устройства и правления, международного статуса  страны, гражданином которой является человек.

Вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона имеют  международный характер, поскольку  их соблюдение — одна из основ миропорядка.

В правах человека отражены важнейшие  общечеловеческие ценности, какими должен обладать каждый индивидуум, кем бы он ни был и где бы ни проживал. Они универсальны, то есть являются достоянием каждого (международное  сообщество признает права за всеми  людьми), неделимы, взаимосвязаны и  взаимообусловлены.

Обязательства, принятые странами в  сфере прав человека в рамках ООН, ОБСЕ и других международных организаций, не относятся к числу исключительно  внутренних дел соответствующего государства.

Универсальность прав человека означает: государство ответственно перед  своим народом и международным  сообществом за соблюдение обязательств, которые оно берет на себя, присоединяясь  к международным договорам по правам человека.

В недалеком прошлом на основе принципа суверенитета государства полагалось, что вся сфера его взаимоотношения  с собственным народом — вопрос внутренний, регулируемый на национальном уровне.

В современном мире государственный  суверенитет уже давно не является абсолютным. Он ограничен как извне (в силу фактической взаимозависимости  стран и народов), что находит  юридическое выражение в подчинении государств международному праву и  в появлении международных структур с наднациональными полномочиями, так  и изнутри, ибо полновластие государства  даже на собственной территории ограничено неотъемлемыми правами и свободами  личности, ответственностью перед гражданином.

Идею универсальности прав человека разделяют не все, есть и иной подход к международным стандартам в  этой сфере.

Культурный релятивизм — концепция, согласно которой человеческие ценности носят далеко не всеобщий характер, а существенно зависят от культурных и религиозных особенностей народа. Иначе говоря, считается, что каждую культуру можно оценить лишь на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Следовательно, защита прав человека осуществляется не в соответствии с международными стандартами, а по усмотрению государства. Концепция прав человека — продукт исторического развития. Она тесно связана со специфическими социальными, политическими и экономическими условиями, с особой историей, культурой и ценностями каждой страны. Определенные периоды истории выдвигали свои требования в сфере прав человека. Поэтому сторонники культурного релятивизма полагают, что страны на разных этапах развития или с отличными друг от друга историческими традициями и культурными ценностями имеют разное понимание и практику в этой области. Соответственно, нельзя считать, что стандарты и модели прав человека, принятые некоторыми государствами, являются единственными, и требовать, чтобы все страны подчинялись им10.

Конечно, нельзя отрицать, что современная  концепция прав человека берет свое начало в Западной Европе. Призванная защищать каждого отдельного человека от всевластия государства, она основывается на идее индивидуализма, что является одним из исторических завоеваний западной культуры. И в некоторых случаях  именно данный фактор используют противники идеи универсальности прав человека. Сторонники культурного релятивизма  выдвигают различные аргументы  в защиту своей концепции прав человека.

Один из подходов основан на том, что Всеобщая декларация прав человека и другие международные документы  опираются на христианскую культуру и не соответствуют мусульманской  системе ценностей11.

Другая точка зрения, не делая  акцента на религию, опирается в  основном на культурные различия. Высказывается  мнение, что права человека отражают ценности западной культуры, основанной на индивидуализме, а другие культуры опираются на иные принципы, в основе которых лежит не индивидуализм, а интересы семьи, общины. 

Кроме того, идею универсальности  прав человека представляют как попытку навязать принципы, исходящие из одной культуры, представителям другой; то есть данная концепция как бы не замечает культурных различий между народами, которые не позволяют представителям одной культуры принимать ценности, господствующие в другом обществе.

Есть еще один аргумент: в странах, где не обеспечен надлежащий уровень  жизни, господствует нищета, в первую очередь необходимо решить экономические  проблемы, что создаст (в числе  прочих) условия для обеспечения  прав личности. По этой причине права  человека в полной мере способны обеспечить лишь экономически развитые страны.

На этой же конференции было сказано: "Для большинства развивающихся  стран уважение и защита прав человека прежде всего означает полную реализацию права на существование и развитие. Аргументы, что права человека являются условием развития, необоснованны. В условиях, когда отсутствуют надлежащая еда и одежда и не обеспечены элементарные потребности людей, приоритетным требованием является экономическое развитие"13.

К тому же высказывается мнение о  приоритете принципа суверенитета государства  относительно универсальности прав человека. Считается, что обеспечение  суверенитета государства — основа соблюдения прав человека. В силу этого  нельзя вмешиваться во внутренние дела страны под предлогом защиты прав человека и использовать данный фактор как средство давления на нее. На той  же конференции была высказана следующая  мысль: "Взгляды, согласно которым  вопросы прав человека не признают границ, и принцип невмешательства  во внутренние дела неприменим в этой области, и любые действия, основанные на этих взглядах, есть не что иное, как формы политики давления"14.

Среди сторонников универсальности  прав человека распространена и такая  точка зрения: нужно признать, что  не все разделяют взгляды относительно международных стандартов прав человека. Необходимо более терпеливо относиться к своим оппонентам и дать им возможность  самим выбирать свой путь развития.

Среди сторонников культурного  релятивизма есть и те, кто без  всякой политической подоплеки полагает, что каждая культура специфична и  нельзя выработать общие для всех нормы поведения.

Для укрепления своей власти некоторые  авторитарные государственные деятели  используют идеи культурного релятивизма, оправдывают нарушение прав человека, основываясь на культурных особенностях.

Как уже отмечалось, универсальность  прав человека предполагает международный  контроль над их соблюдением, "ослабляя" тем самым суверенитет государств. Любая страна, взявшая обязательство  обеспечивать права человека на основе международных документов, обязана  неукоснительно его выполнять. При  этом международные организации  или органы должны оказывать воздействие  с целью защиты прав человека.

Чтобы достичь универсальности  прав человека для всех представителей общества, западной культуре понадобились столетия. В этих странах долгие годы шла борьба женщин за равные права  с мужчинами, существовала расовая  дискриминация.

Конечно, каждая культура по своей  природе неповторима и уникальна, каждая нация, каждое общество имеют  свою собственную историю и культуру, присущую только им точку зрения на проблему прав человека. Но нужно ли ставить соблюдение прав человека в  зависимость от культурных ценностей, принятых в том или ином обществе? В таком подходе есть определенные опасности, а на практике его нередко  используют для оправдания нарушений  в этой сфере.

Ведь если соблюдение международных  стандартов прав человека ставить в  зависимость от ментальности различных  народов, то весьма сложно обеспечить их защиту и уважение. Права человека предназначены для всех людей, принадлежащих  к любой культурной среде.

Безусловно, западная культура оказала  влияние на формирование международных  стандартов прав человека. Не случайно то, что наиболее эффективная система  защиты прав человека функционирует  в Европе. Но универсальность прав человека не должна обусловливаться  религиозными и культурными факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРС 2. Тема : Возникновение и формирование концепции человеческого развития

Современная концепция человеческого развития (human development concept)

сформировалась  в конце 80-х годов XX столетия. Основное положение этой концепции

сводится  к тому, что люди являются не только средством, но и основной целью

экономического  развития. Само же человеческое развитие рассматривается как процесс

предоставления  людям более широкого выбора. Однако расширение выбора и

возможностей  человека невозможно без обеспечения  прав и соблюдения основных

свобод. Первым международным документом, провозгласившим  универсальный статус

прав  человека, стала Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной

Ассамблеей  ООН 10 декабря 1948 года.

По определению  ПРООН, «Человеческое развитие - это процесс обеспечения

людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным  и

изменяться со временем. Но на всех уровнях развития главными аспектами  человеческого

развития являются возможность  прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания

и иметь доступ к ресурсам, необходимым  для достойного уровня жизни. В том  случае

если нет доступа к этим основным выборам, у человека не будет доступа  и к другим

возможностям»2.

Концепция рассматривает двоякий подход к  человеческому развитию: с одной

стороны, это расширение человеческих возможностей путем укрепления здоровья,

приобретения  знаний, совершенствования профессиональных навыков, c другой стороны,

это процесс  использования людьми приобретенных  ими способностей для

производственных  целей, культурной, политической деятельности и для отдыха. Таким

образом, эта концепция не сводит человеческое развитие лишь к формированию ресурсов

для производственной деятельности и ориентации на увеличение материального

богатства.

На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей

развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост.

Считалось, что достижение экономического роста  автоматически влечет за собой прогресс

в развитии человека и всего общества, а увеличение совокупного объема производства

(например, рост ВВП на душу населения)  уменьшает масштабы нищеты и  повышает

общее благосостояние населения. В основе такого предположения  лежало мнение о том,

что производство порождает доходы, а более высокие  доходы в свою очередь, повышают

материальное, или экономическое благосостояние.

Связь между  ростом производства и сокращением  масштабов нищеты считалась

Информация о работе Универсальность прав человека и проблема культурного релятивизма