Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, количество дел, возникающих из гражданских правоотношений, поступающих в суды общей юрисдикции, год от года неуклонно возрастает .
Состояние реализации своих прав гражданами и юридическими лицами, как показывает анализ правоприменительной практики, пока еще далеко от желаемого, что ставит на повестку дня вопрос о совершенствовании деятельности органов прокуратуры по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..........…3
1 Общая характеристика правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве………………………………………………………………………….7
1.1 История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе …………………………………………………………......................……...…..7
1.2 Место прокурора в современном гражданском процессе……….............……..13
1.3 Проблемы правового положения прокурора в гражданском процессе……………………………………………………………..……………………20
1.4 Формы участия прокурора в гражданском процессе……………………...........…25
2 Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел……..........…30
2.1 Основания и задачи участия прокурора при рассмотрении гражданских дел судами………………………………………………………………………………….…30
2.2 Обращение прокурора с исковым заявлением в защиту прав и интересов других лиц……………………………………………………………………………..............….34
2.3 Вступление прокурора в гражданский процесс с целью дачи заключения по делу……………………………………………………………………………….………40
2.4 Участие прокурора при пересмотре судебных постановлений……..........………46
Заключение………………………………………………………………….........…..…..53
Глоссарий………………………………………………………………………..........….56
Список использованных источников…………………………………………..........….

Файлы: 1 файл

Диплом_Судопроизводство.docx

— 131.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..........…3

1 Общая характеристика правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве………………………………………………………………………….7

    1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе …………………………………………………………......................……...…..7
    2. Место прокурора в современном гражданском процессе……….............……..13
    3. Проблемы правового положения прокурора в гражданском процессе……………………………………………………………..……………………20

1.4 Формы участия прокурора в гражданском процессе……………………...........…25

2 Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел……..........…30

2.1 Основания и задачи участия  прокурора при рассмотрении гражданских  дел судами………………………………………………………………………………….…30

2.2 Обращение прокурора с исковым заявлением в защиту прав и интересов других лиц……………………………………………………………………………..............….34

2.3 Вступление прокурора в гражданский процесс с целью дачи заключения по делу……………………………………………………………………………….………40

2.4 Участие прокурора при пересмотре судебных постановлений……..........………46

Заключение………………………………………………………………….........…..…..53

Глоссарий………………………………………………………………………..........….56

Список использованных источников…………………………………………..........….58

Приложение А Формы участия прокурора в гражданском процессе…….............…..63

Приложение Б Права прокурора, участвующего в деле…………………................…64

Приложение В Правовые последствия отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица………………………………......................65


Введение

 

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, количество дел, возникающих из гражданских правоотношений, поступающих в суды общей юрисдикции, год от года неуклонно возрастает1.

Состояние реализации своих прав гражданами и юридическими лицами, как показывает анализ правоприменительной практики, пока еще далеко от желаемого, что ставит на повестку дня вопрос о совершенствовании деятельности органов прокуратуры по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе.

Для создания в нашей стране демократического правового государства необходим длительный переходный период.

 Это зависит, прежде всего, от  того, что у нас пока нет  социально экономических и политических  условий, устойчивых правовых традиций, нравственного климата, которые  позволят закладывать основы  правового государства, осуществлять  его принципы.

Многие российские законы, указы Президента, Постановления Правительства противоречивы, механизм их реализации несовершенен, поэтому они зачастую не выполняются.

В стране широко распространен правовой нигилизм, соотношение полномочий центра и субъектов Федерации до конца не урегулировано, что отрицательно сказывается на соблюдении прав граждан и на интересах государства, общества в целом.

Проводимая в стране судебно-правовая реформа практически не повысила престиж судов и их роль в защите прав граждан и интересов государства. Безусловно, что в данное время должны в полной мере использоваться правозащитные функции всех государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.

Как показывает практика, прокуратура остается наиболее доступным органом для граждан в случае нарушения их прав, который в состоянии оперативно и квалифицированно рассмотреть спор и принять меры для защиты нарушенных прав.

Согласно Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному  прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется в ст. 129 Конституции РФ.

Несмотря на то, что ст. 129 Конституции РФ включена в раздел «Судебная власть», можно с уверенностью сказать, что прокуратура - это своеобразный государственно-правовой институт, без которого ни одна из трех ветвей власти существовать не сможет.

Прокуратура функционально дополняет осуществление полномочий этими ветвями власти и в определенной мере способствует уравниванию баланса сил, сглаживая на основе закона нередко возникающие противоречия.

Основа взаимоотношений между прокуратурой и судом по гражданским делам во всех современных правовых системах составляет такое разграничение компетенции, согласно которому прокуратура осуществляет роль особого «пускового механизма» правосудия, а участвующий в деле прокурор является специальным субъектом гражданских процессуальных отношений, содействующий реализации судебной власти.

Участвуя в гражданском судопроизводстве, с целью защиты прав граждан, интересов общества и государства, устранения правонарушений, прокурор способствует осуществлению целей правосудия и выполнению задач, стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Таким образом, в современных условиях трудно переоценить инициативную деятельность прокуроров по защите прав граждан.

Целью впускной квалификационной работы является анализ законодательства, регулирующего участие прокурора в гражданском судопроизводстве; определение правового статуса прокурора в гражданском процессе и внесение предложений по корректировке норм, регулирующих участие прокурора в гражданском процессе.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

- проанализировать исторические аспекты участия прокурора в гражданском процессе;

- исследовать процессуальный статус прокурора и определить правовую природу его участия в гражданском судопроизводстве;

- изучить формы участия прокурора  в суде первой инстанции;

- раскрыть особенности участия прокурора на стадиях пересмотра судебных актов;

- разработать и предложить конкретные  практические рекомендации по  совершенствованию гражданского  процессуального законодательства  в области регулирования института  участия прокурора в гражданском  судопроизводстве.

Объектом исследования выступают гражданские процессуальные правоотношения, возникающие с участием прокурора.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующая данный институт (ФЗ «О прокуратуре РФ»; нормы гражданского процессуального права, а также некоторые нормы материально-правовых отраслей: гражданского, семейного и других отраслей); приказы Генерального прокурора РФ; судебная практика по применению норм, регулирующих участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых-юристов, как: С.Н.Абрамов, В.Н.Аргунов, В.И.Басков, В.Н. Бельдюгин, Е.В.Васьковский, М.А. Викут, Р.Е.Гукасян, М.А.Гурвич, А.А. Добровольский, В.М. Жуйков, И.М. Зайцев, С.А.Иванова, С.Ю.Кац, А.Ф.Козлов, А.Ф.Клейнман, К.И. Комиссаров,  В.А. Мусин, Ю.К. Осипов, Г.Л. Осокина, В.М.Перфильев, В.С.Тадевосян, М.К. Треушников, В.В.Ярков и др.

Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили диалектический метод научного познания, общенаучные методы анализа и синтеза, частнонаучные методы познания: исторический, логический, системный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический, формально-юридический  и другие, позволившие раскрыть содержание избранной темы.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

 

1 Общая характеристика  правового статуса прокурора  в гражданском судопроизводстве

 

1.1 История развития законодательства  об участии прокурора в гражданском  процессе

 

Сложившиеся формы участия прокуратуры в гражданском судопроизводстве явились результатом эволюции, как теоретических воззрений, так и законодательной практики.

История гражданского судопроизводства уходит в далекое прошлое, однако прокуратура участвует в нем сравнительно недавно. Сам этот орган в механизме государства появляется в европейских странах, начиная с XIV века.

Историки права дореволюционной России связывали появление прокуратуры с необходимостью защиты публичных (в понимании некоторых из них - государственных, общественных, общезначимых) интересов. Их защита должна была быть поручена либо специальному органу государства, либо отдельному гражданину, действующему в общих интересах.

Страны, пошедшие по первому пути (Франция, Германия), создали специальный контролирующий администрацию орган - прокуратуру. Из «частного» или народного преследования общих интересов в странах общего права (Великобритания, США и др.) развивается институт поверенных атторнеев государственной адвокатуры, защищающей на суде интересы короны2.

В России прокуратура, созданная в 1722г. Петром I, в течение первых почти полутора веков своей истории (до судебных реформ 60-х годов XIX в.), была преимущественно органом надзора за администрацией на местах, а собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, и не имела существенного значения3.

После судебной реформы 1864 г. была пересмотрена сама концепция прокурорской деятельности. Основная ее тяжесть переносится в судопроизводство. При составлении Устава гражданского судопроизводства 1864 г. использовался французский опыт. Участие прокурора в гражданском процессе по французскому законодательству того времени состояло в следующем.

Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая» сторона (partie jointe), представляя суду заключение после состязания сторон. В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как главная сторона (partie principal), состязаясь с другой стороной, как истец или ответчик.

Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер (затрагивало интересы государства и общества).

Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда. По ряду дел участие прокурора было обязательно в силу закона. В случае несогласия прокурора с решением суда он не имел права его обжаловать.

Генеральный прокурор при кассационном суде имел право принести протест на решение апелляционного суда в интересах закона.

Редакторы российского Устава гражданского судопроизводства исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было бы кроме судей - представителей точного разума - действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут по положению своему принимать участие в деле.

Прокурор обязан «одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имел бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания»4.

В соответствии со ст. 343 Устава прокурор обязан был давать заключения по делам казенного управления; земских учреждений; городских и сельских обществ; лиц, не достигших совершеннолетия; безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных; по вопросам о подсудности и пререканиях о ней; по спорам о подлоге документов, и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выявляются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела; по просьбе об устранении судей; но делам брачным и законности рождения; по просьбам о выдаче свидетельства на право бедности.

По делам брачным и о законности рождения при отсутствии ответчика (вследствие смерти) прокурор как бы заменял его5.

Прокурор не имел права обжаловать решение суда, кроме случаев, когда он заменял отсутствующую сторону, и дел об узаконении детей и об усыновлении. При рассмотрении кассационных жалоб (в кассационном департаменте Сената) по всем делам прокурор давал заключения.

Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев «в пустую формальность, тягостную для прокуроров и не нужную для суда».

Видный русский судебный деятель Г. Вербловский писал в 1905 г.: «В таком виде, в каком участие прокурора в гражданском процессе проявляется в действительности, оно совершенно бесполезно»6.

Осознание этого факта было настолько сильно даже в правительственных кругах, что в 1910 г. Министерство юстиции внесло в Государственную думу законопроект, предлагавший вообще отказаться от участия прокурора в гражданском процессе.

Эта идея в Думе полностью поддержана не была, однако Законом от 9 мая 1911г. деятельность прокуратуры в гражданском процессе была значительно ограничена.

Та же тенденция прослеживается и в более поздних по сравнению с российским Уставом гражданского судопроизводства процессуальных кодификациях XIX века (германским Уставом гражданского судопроизводства 1877г., австрийским 1895г. и др.)7.

После революции составители первого советского ГПК имели указание Ленина наркому юстиции Д.И. Курскому по поводу проекта ГК «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в частно-правовые отношения, в гражданские дела»8.

Применительно к процессу это означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор. Под воздействием ленинских идей сформировалась и концепция участия прокуратуры в гражданском процессе.

Информация о работе Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел