Теоретические основы конституций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Конституция Республики Беларусь составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства. Не случайно второе сопутствующее название Конституции Республики Беларусь - Основной Закон. Чаще всего в конституциях регулируется механизм осуществления власти, определяются права человека и гражданина, оговаривается решение национальных вопросов и так далее. И если в том или ином нормативном акте или их совокупности содержаться эти положения, то этот юридический документ можно считать конституцией. Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….4
Понятие, сущность и функциональное назначение Конституции……………………………………………………...5
Понятие и сущность конституционного контроля. Система органов конституционного контроля…………………………10
Порядок принятия, изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь…………………………………………...13
Практические задания……..………………………………………14
Заключение……………………………………………………...…16
Список использованной литературы…..…………………………17

Файлы: 1 файл

К.Р. по конституционному праву.docx

— 41.04 Кб (Скачать файл)

 

Вариант № 1

Теоретические основы конституций .

План

    1. Понятие, сущность и функциональное назначение Конституции.
    2. Понятие и сущность конституционного контроля. Система органов конституционного контроля.
    3. Порядок принятия, изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь.

 

 

 

Практические  задания

 

  1. Иностранный гражданин ходатайствует о признании его беженцем. Какое решение будет принято по его ходатайству, если он:           а) покинул государство прежнего обычного местожительства вследствие голода, эпидемии и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) является гражданином с двойным гражданством;                        в) в отношении которого имеются объективные основания предполагать, что он совершил тяжкое преступление.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….4

  1. Понятие, сущность и функциональное назначение Конституции……………………………………………………...5
  2. Понятие и сущность конституционного контроля. Система органов конституционного контроля…………………………10
  3. Порядок принятия, изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь…………………………………………...13

Практические задания……..………………………………………14

Заключение……………………………………………………...…16  Список использованной литературы…..…………………………17

 

Введение

Конституция Республики Беларусь составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства. Не случайно второе сопутствующее название Конституции Республики Беларусь - Основной Закон (сейчас это название содержится в преамбуле Конституции).

Чаще всего в конституциях регулируется механизм осуществления  власти, определяются права человека и гражданина, оговаривается решение  национальных вопросов и так далее. И если в том или ином нормативном  акте или их совокупности содержаться  эти положения, то этот юридический  документ можно считать конституцией.

Определение сущности конституции  имеет важное значение для понимания  этого документа, выявления тех  целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

Идея утверждения органа, ответственного за соблюдением Конституции, возникла в США ещё в XVIII веке и была революционным событием, ибо долгое время, особенно в Великобритании, господствовала идея всевластия парламента. Сегодня функции контроля за соблюдением конституционной законности в зарубежных странах возлагаются на разные органы: на суды общей юрисдикции либо на особый орган несудебного характера.

Любая даже самая совершенная  Конституция со временем нуждается  в изменениях и дополнениях. Вопрос об изменении и дополнении конституции может возбуждаться разными субъектами: президентом, парламентом, правительством, органам конституционного надзора, законодательными органами субъектов федераций

Гражданство – это правовой институт, характеризующий взаимоотношения  человека с государством, под юрисдикцией  которого он находится независимо от того, проживает лицо на территории данного государства или нет.

 

    1. Понятие, сущность и функциональное назначение Конституции

 

Слово “Конституция” происходит от латинского constitutio – установление, строение.

В настоящее время в  юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.

Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция  – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной  власти и определяющий ее взаимоотношения  с обществом и гражданами.

В чисто формальном значении конституцию можно определить как  акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине  ей нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Ранее предыдущие конституции нашей республики имели второе сопутствующее название. Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Однако для определения  конституции чисто формальной констатации  ее основополагающего значения как  акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого формального  значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, то есть значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и другое).

Определение сущности конституции  имеет важное значение для понимания  этого документа, выявления тех  целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

По мнению немецкого политического  деятеля Ферденанда Лассаля, сущность конституции представляет собой “фактические отношения, силы, существующие в данном обществе” . В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций; конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), то есть суть конституции – это закрепление в ней существующего конфликта между классами.

Современное общепринятое понимание  сущности конституции состоит в  том, что конституция – это  ограничитель власти государства, то есть ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции  будет тогда наиболее полной, когда  в ней оптимально, с учетом международных  стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается  в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и  выражаемых ими взглядах. Поэтому  нередко Конституция – это  итог компромисса между ними, например, между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет  определение сущности конституции  как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе .

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств  – юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеет свою специфику. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей  системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В различные периоды  развития отдельной страны свойства конституции и соотношение между  ними изменялось.

В силу того, что конституция  – прежде всего, юридический документ, рассмотрим вначале ее юридические  свойства. Это тем более важно, что право и политика взаимосвязаны  и оказывают влияние друг на друга.

Как уже указывалось, конституция  является главным, основным законом  государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система  текущего законодательства, в ней  определяется компетенция государственных  органов. Она – основной, первичный  источник национального права. По этой причине конституцию нередко  называют ядром правовой системы. Часто  в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы.

Благодаря закрепленному  в конституции правовому статусу  органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых  ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством  по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое  свойство. Соответствующие правила                   (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 года. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой, нежели Конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Юридический вес конституционных  норм предопределяется их верховенством  не только по отношению к разрабатываемым  нормативным актам, т.е. необходимости  базировать их на конституции, но и  обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции  на это обращается внимание.

Так, сначала в Законе от 15 марта 1991 года «О порядке вступления в силу Конституции», а затем в разделе IX Конституции «Заключительные и переходные положения» предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие Конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь. Установить факт несоответствия ранее принятого акта новой Конституции – это, прежде всего, обязанность того органа, который его издал. Именно по этой причине в Постановлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 года «О первоочередных мерах по реализации Конституции 1994 года» предусматривалась необходимость проанализировать ранее принятые акты на предмет соответствия их Конституции и при выявлении расхождений внести соответствующие коррективы. Наряду с этими органами определенной автономией обладают правоприменители, которые могут применять лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат Конституции. Однако при не устранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (в Республике Беларусь – Конституционный Суд).

Следующим важнейшим юридическим  свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко  это зависит от стабильности общественных отношений. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята  в 1787 году и действует уже более  двухсот лет; в нее внесено  всего 27 поправок. В свою очередь, во Франции было принято полтора  десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция. Оптимальное сочетание норм-целей  и норм конкретного характера  способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических  и социальных условий.

Стабильности конституции  в юридическом плане содействует  предусматриваемый в ней усложненный  порядок ее принятия.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируется политический и социальный компромисс политической борьбы между различными силами общества. Как отмечается часто в литературе, в этом смысле Конституция является “документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражающим достигнутую степень развития общественных отношений, которые служат предметом  ее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых протекает  этот процесс” .

Конституция обладает учредительным характером, так как посредством ее норм, как справедливо пишет Е.И. Колюшин, создаются определенные базовые ценности либо меняются те, которые были до нее .

Конституция как документ политический может рассматриваться  и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция  содержит нормы-цели, определяющие направления  движения всех участников политического  процесса. Практически все современные (демократические) конституции содержат нормы-принципы, нормы-цели, которые  являются основой для реальных действий государственных институтов (органов  представительной, исполнительной, судебной властей) в настоящем, а не в каком-то отдаленном, хотя и обозримом будущем.

Безусловно, признано, что  конституция в силу ее свойств  является идеологическим документом.

В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. «Идеологические установки пронизывают все содержание конституции, все ее части, идет ли речь о роли государства, его отношениях с обществом и индивидами, правах и свободах человека, организации государственной власти. В этом смысле любая конституция – мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Но это идеологическое свойство, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявлялось в отдельных конституциях и на различных этапах конституционного развития» .

Информация о работе Теоретические основы конституций