Технологии повышения качества государственного управления и конкурентоспособность российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Итоговым, концентрированным выражением деятельности общества и государства по созданию "опережающего состояния" государственного управления в общественном развитии является процесс совершенствования самого государственного управления. Он представляет собой подсистему в государственном управлении с соответствующими целями, предметом, принципами и организацией,· смысл которой заключается в придании государственному управлению как системному общественному явлению способности самопреобразования, саморазвития, самоулучшения.

Содержание работы

Введение
Часть 1
Часть 2
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

 

«Социальные технологии в ГМУ»

 

тема: «Технологии повышения качества государственного управления и конкурентоспособность российского государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнила студентка гр.ГМУ -11

                                              Зарапова Айгуль Фанировна

                                                          Проверил предподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011 

Содержание

 

 

Введение

Часть 1

Часть 2

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное управление в регионах современной России - самая труднопреодолимая проблема. Анализируя возможности разрешения его нынешних противоречий, сталкиваешься с кажущимся, на первый взгляд, парадоксом. Государственное управление существует уже тысячи лет и разве за этот период так никто и не думал о нем? Хотя, вроде бы, и сегодня у нас есть государство, и люди в нем есть. Вроде бы, управляют нами управляющие. Были и есть кадры и информация. Но все равно: все, что происходит вокруг нас, - не так, как хотелось бы. Оптимальный вариант его совершенствования так и не найден. Не может быть и его стереотипов, поскольку государственное управление России - не инертная система и опыт одной страны с одними социально-экономическими условиями не может быть полностью применен в другой стране с совершенно иными условиями жизнедеятельности. Государственное управление, как и всегда, сегодня находится в стадии становления, поиска и апробирования различных его моделей. Процесс этот происходит в трудной, совершенно новой среде. Стратегический курс проводимых реформ общества направлен, прежде всего, на формирование рыночных отношений в экономике, в свою очередь, вносит новые проблемы, отражаясь на политических и социальных институтах общества. Итоговым, концентрированным выражением деятельности общества и государства по созданию "опережающего состояния" государственного управления в общественном развитии является процесс совершенствования самого государственного управления. Он представляет собой подсистему в государственном управлении с соответствующими целями, предметом, принципами и организацией,· смысл которой заключается в придании государственному управлению как системному общественному явлению способности самопреобразования, саморазвития, самоулучшения.

 

Часть 1.

 

Целевая ориентация совершенствования государственного управления, исходя из всего сказанного, видится в том, чтобы, во-первых, обеспечивать максимально достижимое соответствие содержания управляющих воздействий органов государственной власти и местного самоуправления потребностям и закономерностям управляемых объектов — всей общественной системы; во-вторых, формировать наиболее рациональные и эффективные взаимосвязи между управляющими компонентами государства и управляемыми объектами, а также субъектами других видов управления; в-третьих, поддерживать в оптимальном состоянии (с общественной и экономической точек зрения) организационную структуру государственного управления; в-четвертых, способствовать постоянному относительному и абсолютному уменьшению общественных затрат на управление; в-пятых, повышать эффективность форм, методов и других элементов государственно-управленческой деятельности. 
Эту общую целевую ориентацию совершенствования государственного управления можно условно подразделить на две группы целей: внешние и внутренние. Внешние цели состоят в повышении эффективности управляющих воздействий, их упорядочении и систематизации, в обеспечении адекватности объективным запросам управляемых объектов. Реализация внутренних целей предполагает совершенствование самой управляющей системы, улучшение ее мобильности, рациональности, внутренней жизнедеятельности. Далее цели конкретизируются в зависимости от объекта анализа и преобразования (элементов, сторон и аспектов государственного управления). Поэтому важнейшим и исходным элементом процесса совершенствования государственного управления выступает его научно обоснованное "древо целей", на основе которого определяются предмет, структура, актуальность, последовательность и другие проявления совершенствования государственного управления. Должна быть ясность в том, чего же мы хотим добиться от совершенствования государственного управления. 
Наряду с целями и на их основе важным элементом процесса совершенствования государственного управления выступает его предмет. Ведь надо заранее и точно знать, что подлежит совершенствованию, какие реальные процессы следует познавать и улучшать. Предмет данного процесса имеет двойственный характер: гносеологический и предметно-практический, свидетельствующий о том, что подлежащие совершенствованию управленческие явления представляют собой и объекты познания (теоретического постижения), и объекты практического преобразования. 
 
"блоки" предмета его совершенствования:  
 
а) постоянное и охватывающее все уровни и направления улучшение и упрочение взаимодействий между управляющими и управляемыми компонентами системы государственного управления, что предполагает совершенствование главным образом "древа целей" и функциональной структуры государственного управления; б) непрерывное развитие общественной сущности государственного управления посредством его все более глубокой демократизации, расширения участия граждан в его процессах, становления и активизации самоуправляемых общественных механизмов, что связано преимущественно с совершенствованием организационной структуры государственного управления; в) системная рационализация государственно-управленческой деятельности с целью все большей социальной, организационной и правовой обусловленности, обоснованности и эффективности каждого ее элемента, умелое сочленение и полное использование человеческого потенциала и научно-технических средств управления; г) создание информационных, организационных и других условий, факторов и стимулов, обеспечивающих введение в управленческую практику и эффективное применение в ней научных форм, методов и средств овладения человеком объективной действительностью; д) постоянно и научно прогнозируемое улучшение системы подбора, использования, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех категорий, развитие методов, средств и форм стимулирования инициативного, качественного и ответственного исполнения государственных должностей; е) широкое использование социально-психологических факторов развития свободных, демократических, обоюдоответственных отношений между всеми участниками государственно-управленческих отношений. 
Возможна, конечно, и дальнейшая детализация элементов и взаимосвязей предмета совершенствования государственного управления, но это уже относится к специальным отраслям государственного управления, в которых они должны и изучаться, и практически реализовываться. 
Сложность целей и предмета совершенствования государственного управления обусловливает использование определенных принципов при осуществлении всей этой работы. Назову следующие основные принципы. Прежде всего это принцип системности, обусловливающий охват данным процессом какой-либо крупной составной части функциональной и организационной структуры государственного управления, подсистемы органов государствен- 
ной власти и местного самоуправления. Далее, принцип комплексности, требующий учета многообразия элементов государственного управления, их сторон, свойств, аспектов, охвата различных факторов, средств, форм, методов и т.д., которые реально и в совокупности влияют на управленческие процессы. Нельзя забывать также о принципе непрерывности, исходя из которого действия по совершенствованию государственного управления должны вестись каждодневно, шаг за шагом, но неуклонно. Любые "радикальные" преобразования система государственного управления всегда переживает болезненно, часто теряет уже достигнутый уровень стабильности и упорядоченности, в то время как небольшие подвижки, осуществляемые системно, сохраняя целостность государственного управления, постепенно переводят его в новое качество. Это, наконец, принцип плановости, свидетельствующий о том, что цели процесса совершенствования государственного управления могут достигаться лишь путем тщательно спланированных и последовательно выполняемых действий. Ведь речь идет о совершенствовании системы государственного управления, а не только каких-то отдельных ее элементов. Принципы необходимо применять скоординированно, во взаимосвязи друг с другом. 
Процесс совершенствования государственного управления должен быть, разумеется, надлежаще организован. На практике сложилось в основном три способа решения таких вопросов: осуществление рационализации тех или иных элементов управления силами персонала соответствующего органа или подсистемы органов (по собственной инициативе и за счет внутренних ресурсов); обоснование предложений по рационализации силами привлеченных специализированных (проектных, экспертных и т.п.) организаций, внешних по отношению к рассматриваемой структуре управления; разработка и реализация проектов (планов) рационализации объединенными силами представителей как соответствующего органа, так и внешних специализированных организаций. 
Каждый из названных способов имеет свои достоинства и слабые стороны. Полной и достоверной информацией о состоянии управленческой деятельности в определенном органе (ее тайнах) владеет, конечно, его коллектив, которому, как говорится, "на месте виднее". Но специализированные организации лучше знают в большинстве своем мировой и национальный опыт, имеют отработанные методики анализа и оценки управленческих процессов, настроены на объективный подход; им не хватает лишь конкретной информации. Поэтому самые плодотворные результаты приносит объединение усилий, сочетание здесь типичного, что освоено специализированными организациями, и уникального, носителем чего выступает коллектив каждого отдельного органа. 
Вместе с тем опыт и дореволюционной России, приведший к известным событиям начала XX века, и советского периода, не решившего намеченных целей, и периода становления Российской Федерации, и зарубежных стран однозначно подтверждает, что в вопросах совершенствования государственного управления не может быть самодеятельности, субъективистских "вариаций", революционных "скачков" и реформаторской неопределенности. Если подобное и бывает, то оно никак не связано с совершенствованием государственного управления и не ведет к нему. Нужна серьезная организация процесса совершенствования государственного управления (да и других видов управления) на общегосударственном уровне и в масштабах всего общества. 
Многие страны, особенно развитые, постоянно разрабатывают и реализуют программы (планы) совершенствования своего государства, его аппарата и государственного управления, создали для этих целей различные структуры в виде министерств, комитетов, комиссий и т.д. Почти каждая политическая партия в своих программных документах имеет раздел, посвященный развитию государственности. Свидетельством актуальности данной проблемы является существование в большинстве стран, прежде всего США, Японии, Европейского сообщества, значительного числа консультационных структур (фирм), специализирующихся на совершенствовании управления. Имеет место по этим вопросам международное сотрудничество, где действуют соответствующие международные организации. Пора и в демократической России организовать на современном уровне процесс совершенствования государственного управления

 

Часть 2.

 

В последнее время появляется все  больше публикаций, затрагивающих конкурентоспособность  на макроуровне — между различными государствами.

Конкурентоспособность страны определяется конкурентоспособностью предприятий, отраслей, видов экономической деятельности, кластеров, муниципальных образований, регионов, макро регионов.

Конкурентоспособность рассматривается как способность:

— обеспечивать высокий уровень  и качество жизни;

— поддерживать устойчивые высокие  темпы роста реального душевого дохода;

— создавать и поддерживать сравнительно высокий уровень доходов и  заработной платы;

— обладать абсолютными и сравнительными преимуществами в целях обеспечения высокого уровня и качества жизни населения;

— генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные  стандарты;

конкурентоспособность это способность:

— производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям рынка, сохраняя и расширяя реальный доход граждан и занятость в течение длительного времени;

— обеспечивать рост количественных и качественных показателей, определяющих социально-экономическое развитие региона и потенциал дальнейшего  его роста и совершенствования;

— эффективно использовать экономический (конкурентный) потенциал регионов, в том числе наличие и эффективность  использования имеющихся конкурентных преимуществ с целью повышения  качества жизни населения.

В целом мы разделяем эту позицию, однако, на наш взгляд, помимо упомянутых аспектов целесообразно учитывать и экологическую составляющую конкурентоспособности регионов. Это связано с тем, что в условиях усиления антропогенной нагрузки, при увеличивающихся выбросах вредных веществ в атмосферу состояние окружающей среды с одной стороны все больше влияет на качество жизни населения, а с другой — является некоторым ограничителем производства товаров и услуг. Также, на наш взгляд, косвенной характеристикой благополучия того или иного региона является уровень потребления товаров и услуг на территории, поскольку он косвенно отражает качество жизни населения в регионе.

Проведенный анализ дает основания  понимать конкурентоспособность региона  как способность экономики региона  стабильно производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других региона за счет наиболее полного и эффективного использования конкурентных преимуществ, инновационного развития, при условии соблюдения экологических стандартов и обеспечения постоянного роста качества жизни населения.

В соответствие с алгоритмом исследования ниже приведен анализ подходов к оценке конкурентоспособности регионов.

Белякова Г.Я. выделяет следующие  основные показатели, характеризующие  региональную конкурентоспособность: валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения и его динамика; экспортно-импортная ориентация экономики региона (удельный вес экспорта в ВРП); структура экспорта, его динамика, и стабильность; отраслевая структура экономики региона; отраслевая структура убыточных предприятий и ее динамика; бюджет региона, его доходная и расходная структура, стабильность бюджетного наполнения; покупательная способность населения; малое предпринимательство и тенденции его развития; заработная плата по отраслям региональной экономики и ее удельный вес в доходах населения; безработица и ее структура; удельный вес наукоемких технологий и наукоемкой продукции в общем объеме выпускаемой продукции.

В качестве примера оценки региональной конкурентоспособности можно привести также разработки А.И. Татаркина, согласно которым «конкурентоспособность региона зависит от сравнительных преимуществ территории, во-первых, природного характера, во-вторых, эффективности организации и регионального управления, в-третьих, от уровня развития науки и техники, технологий и организации производственных процессов, и, наконец, от уровня жизни населения региона, социального обслуживания и развития инфраструктуры» [13].

Комарова М.А. предлагает методику оценки на основе 3 групп коэффициентов, для характеристики конкурентного положения региона включающего построение 3 матриц:

1. Уровень эффективности использования  ресурсов — уровень жизни.

2. Уровень инвестиционной привлекательности  — эффективности использования  ресурсов.

3. Уровень инвестиционной привлекательности — уровень жизни.

Сравнивая уровень эффективности  использования ресурсов и уровень  жизни населения, она делает выводы по оценке насколько предприниматели  и государство заботятся о  благосостоянии работающего у них  и проживающего на их территории населения. При этом выявляются источники благосостояния и возможности его роста. Основываясь на вышесказанном и принятым за основу понятием конкурентоспособности регионов целесообразно выделить три проблемно-содержательных блока:

— способность региона производить  товары и услуги в условиях конкуренции  с другими регионами;

— способность региона удовлетворять  потребности населения;

— финансовая устойчивость региона.

При этом входящие в их состав показатели целесообразно разделить на 2 группы: прямые и косвенные. Прямые показатели первого блока характеризуют уровень производства товаров и услуг в регионе, а косвенные — наличие и использование конкурентных преимуществ как ресурсных (природно-ресурсный потенциал, финансовые ресурсы, основные производственный фонды и др.) так и технологических (инновационный потенциал).

Прямые показатели второго блока  отражают условия жизни населения  и потребление.

Экологическую составляющую конкурентоспособности (показатели экологического благополучия региона) целесообразно учитывать при оценке качества жизни населения. Для оценки способности региона удовлетворять потребности населения предлагается использовать показатели, характеризующие качество жизни.

Для оценки качества жизни предлагается использовать следующие блоки показателей, характеризующих уровень и условия жизни населения:

— показатели, характеризующие объем  потребления населения;

— показатели, характеризующие условия  жизни населения (обеспеченность населения  потребительскими благами, экологическое благополучие региона, социально-экономическую безопасность);

— показатели, характеризующие движение денежных средств и социальную дифференциацию населения;

— финансовое благополучие населения;

— косвенные показатели (миграционный прирост населения, ожидаемую продолжительность жизни).

 

 

Заключение 

 

Государственное управление, как и  всегда, сегодня находится в стадии становления, поиска и апробирования  различных его моделей. Процесс  этот происходит в трудной, совершенно новой среде.

Для повышения качества жизни населения субъектов РФ необходимо уделять большее внимание экологическому состоянию в регионах, посредством увеличения инвестиций в природоохранные мероприятия. Также необходимы меры, направленные на повышение покупательной способности населения и особенно социальную защиту той части, которая имеет доходы ниже прожиточного минимума. Внешнеэкономическая стратегия России должна быть нацелена, в первую очередь, на переориентацию экономики от сырьевой направленности на производство и экспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: ЭКСМО, 2007 г
  2. Портер М. Конкуренция. — М.: Вильямс, 2012г.
  3. Региональная экономика: учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. — М.: ИНФРА — М, 2011.
  4. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011.
  5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Дело, 2012. — С. 181.
  6. http://www.m-economy.ru
  7. http://www.creativeconomy.ru

Информация о работе Технологии повышения качества государственного управления и конкурентоспособность российского государства