Суверенитет государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно понадобилось для того, чтобы в государстве - именно в государстве, в сфере государственной жизни! - отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет - один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На нынешней стадии цивилизации суверенитет есть неотделимое качество государства.
Государственный суверенитет - «автономность государственной власти от любой другой власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве независимо и вольно решать все свои дела».

Содержание работы

Введение………………………………………………....…………….....3
1.Суверенитет государства и народа.......................................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства …………….... 5
1.2 Суверенитет народа …………………………………………….......9
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….…..…11
2. Проблемы суверенитета Российской Федерации …........................14
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве …………...14
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……....17
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ………………………………………………………..……21
Заключение …………………………………………………...……..…...28
Глоссарий ……………………………………………………………..….30
Список использованных источников ……………………………….…..32
Приложение А .……………………………………………………….…..33

Файлы: 1 файл

суверенитет гос-ва в совр.услов..doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Пензенский

Вид работы

Курсовая  работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Суверенитет государства  в современных условиях

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение………………………………………………....…………….....3

1.Суверенитет государства  и народа.......................................................5 
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства …………….... 5 
1.2 Суверенитет народа …………………………………………….......9  
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….…..…11  
2. Проблемы суверенитета Российской Федерации …........................14  
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве …………...14  
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……....17  
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ………………………………………………………..……21 
Заключение …………………………………………………...……..…...28  
Глоссарий ……………………………………………………………..….30  
Список использованных источников ……………………………….…..32  
Приложение А .……………………………………………………….…..33  

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно понадобилось для того, чтобы в государстве - именно в государстве, в сфере государственной жизни! - отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет - один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На нынешней стадии цивилизации суверенитет есть неотделимое качество государства.  
Государственный суверенитет - «автономность государственной власти от любой другой власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве независимо и вольно решать все свои дела».  
Суверенитет - «собирательный знак государства. Он концентрирует в себе все особенно значительные черты государственной организации социума». Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая всенародный и национальный суверенитет.  
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в становление государства возникло новая обоснованность - сближение разных государств, их взаимообогащение в итоге взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той либо другой мере восприняли от социалистических государств социальную целенаправленность их деятельности, проектирование. Сегодня Россия учится у западных государств распределению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной обоснованности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.  
В то же время загвоздка суверенитета в современном мире, как невозможно востребована. Примером тому может служить обстановка с провозглашением автономности сербской глубинки Косово, исключительно напряженной атмосферой в зоне Грузино - Абхазского конфликта. Увлекательна реакция мирового сообщества на два, достаточно аналогичных между собой противостояния. В одном случае сознается право народа на самоопределение и автономность и ни кому нет дела до суверенитета Сербии. В ином случае автономность народа не допустима как раз в силу того, что эта территория является частью суверенного государства.  
Следственно цель нашего изыскания - дать результат на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».  
Объектом изыскания являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом - суверенитет государства.  
При подготовке работы поставлены следующие задачи:  
- дать определение представлению суверенитет;  
- проанализировать склонности становления государственного суверенитета;  
- исследовать основы государственного суверенитета Российской Федерации. В процессе выполнения работы были использованы следующие способы изыскания:  
- постижение научной литературы;  
- обзор и суммирование отечественной и иностранной практики;  
- обзор нормативно - правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.  
Фактическая важность работы продиктована тем, что Россия является многонациональным государством. И правда пик «парада суверенитетов» отдельных регионов нашей страны теснее миновал, некоторые разногласия по вопросам суверенитета республик Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации остались. Да и обстановка у наших ближайших соседей не может не вызывать озабоченностей. Речь идет о взаимоотношениях Украины и Крыма, Молдавии и Приднестровья, Грузии и Абхазии, Южной Осетии.  

Основная часть

  1 Суверенитет государства и народа

  1.1. Понятие суверенитета, его юридические свойства

 
Суверенитет (от английского sovereignty и  французского souverainete) - это высокая  власть. Суверенитет - один из значительных знаков государства, его вероятность  полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою действие иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотделимых юридических свойств суверенитета выдаются солидарность, главенство, автономность государственной власти.  
Главенство государственной власти выражается в том, что она определяет каждый строй правовых отношений в государстве, устанавливает всеобщий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, социальных объединений, должностных лиц и граждан. Блестящим выражением верховенства государственной власти является главенство на каждой территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.  
Главенство государственной власти России как знак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют главенство на каждой территории Российской Федерации”.  
Главенство государственной власти делает ее исключительной политической властью, исключая тем самым вероятность существования наравне с суверенной государственной властью какой-нибудь другой политической власти.  
Солидарность государственной власти, как качество государственного суверенитета, выражается в наличии цельного органа либо системы органов, составляющих в своей общности высшую государственную власть. Юридические знаки солидарности государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, нужные для осуществления функций государства, а разные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.  
Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.  
Солидарность системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Единовременно это солидарность выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.  
Значимым свойством суверенной государственной власти является ее автономность. Автономность государственной власти обозначает автономность государства в отношениях с другими государствами.  
Автономность и главенство государственной власти выражаются:  
- в универсальности - решения государственной власти непременны для каждого населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране  
- в прерогативе - вероятность отмены и признания жалким всякого нелегального проявления иной социальной власти, а также вероятность закрепления государственной властью всякого проявления социальной власти (обыкновенная, требования и др.) в наличии особых средств воздействия, которыми не располагает никакая иная социальная организация.  
Впрочем вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют безусловного нрава. Теснее в начале ХХ столетия возникают мнения, что “власть всего государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от интернационального общения, изнутри - от многообразных общений, из которых оно стало слагаться”, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не обозначает, что оно не связано ни с чем внутри страны и безусловно самостоятельно от других государств, от мирового сообщества в совокупности.  
Всякое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от суждения граждан, общественных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Русской Федерации являются права и воли человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В интернациональных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепринятыми нормами интернационального права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ “Общепризнанные тезисы и нормы интернационального права и интернациональные договоры Российской Федерации являются комбинированный частью ее правовой системы. Если интернациональным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то используются правила интернационального договора”.  
Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и исключительным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ “Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непринужденно, так и через своих начальников. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы здешнего самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия”.  
А значит всенародный и государственный суверенитет “настолько взаимосвязаны, что не допустима полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории) и напротив, процветание развитого демократического государства, не признающего так либо напротив суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты неразделимо сосуществуют в государственной и социальной жизни”.  
Как подмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это “свойство и способность государства независимо определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, охрану прав национальных меньшинств и соблюдения норм интернационального права”.  
Представление государственного суверенитета узко связано с представлением национального суверенитета. Национальный суверенитет обозначает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.  
Впрочем следует подметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим трудным государством, безусловно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким методом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство либо путем федерации на базе автономии либо конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет всякой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (скажем, охрану всеобщих государственных границ, осуществление всеобщей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-нибудь отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как всеобщие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы всей из них. Так, в целях сохранения государственного солидарности России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов всей нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в границах Российской Федерации либо в всякий иной форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, независимое решение ими вопросов сохранения самобытности, становления языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в совокупности.  
Выходит, государственный суверенитет - это присущее государству главенство на своей территории и автономность в интернациональных отношениях.  
Государственный суверенитет включает такие основополагающие тезисы, как солидарность и неделимость территории, неприкосновенность региональных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство либо внешняя сила нарушает границы данного государства либо принуждает его принять то либо иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.  
Выступая знаком государства, суверенитет характеризует его как специального субъекта политических отношений, как основного компонента политической системы социума.  
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотделимых свойств государства. Больше того, именно он и есть тот критерий, тот, что дозволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

1.2 Суверенитет   народа 

Важнейшей основой конституционного строя России сознается тезис  суверенитета народа (ст. 3). Его толк состоит в том, народ (непрерывно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают главнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Свобода народа должна быть основным источником государственной власти и его решений.  
Само представление “суверенитет” буквально “ высокая власть” обозначает солидарность, автономность власти какого-нибудь общественного целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: всенародный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и воли высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей всякого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Тезис суверенитета народа обозначает, что именно народ определяет судьбу и нрав своего государства, придает своим решениям непременную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и значимые органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и исключительным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Тут подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и свободой народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ всякий страны неоднонационален. Всякий народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои обычии, культуру, историю, государственность. Следственно, как носитель государственного суверенитета народ неизменно многонационален. Общественная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке представления “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем больше демократическое, признающее обычные права человека, стоит на страже воли всякого индивида самостоятельно от его национальности, следственно национальный, этнический, расовый знак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, дабы усилить ударение на неделимость власти по национальному знаку, невзирая на то, что внешние знаки государственности, образуемому, следственно знаку, еще остались в русском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, самостоятельной области и самостоятельных округов.  
Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непринужденно (прямая демократия), выражая свою свободу на референдуме, общих выборах, помимо того, свобода народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:  
1) Президент Российской Федерации;  
2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;  
3) законодательные органы субъектов РФ;  
4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;  
5) народные заседатели и присяжные заседатели в судах;  
6) представительные органы местного самоуправления.  
Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать наиважнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.  
Таким образом, суверенитет народа - право народа решать значимые вопросы установления тезисов власти и государства.

1.3. Государственный суверенитет России

К основам конституционного строя относятся тезисы внутренней организации самого государственно-правового механизма. К ним в первую очередь следует отнести государственный суверенитет и распределение властей.  
Суть тезиса государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Данный тезис обозначает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Главенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является главенство Конституции РФ и федеральных законов на каждой территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция непременна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она владеет высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов здешнего самоуправления.  
Наиважнейший тезис внутреннего построения демократической государственной власти - распределение властей. В русском государстве данный правило признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.  
Толк распределения властей состоит в относительной автономности и автономности разных конструкций (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, скажем надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) сделать ручательства от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица либо какого-нибудь органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм и результативность в выполнении разных и крайне специфических функций власти; 3) особенно обширно представить во власти интересы разных слоев и групп населения.  
В системе распределения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется иной, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе распределения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.  
Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в государствах, конституции которых провозглашают такое распределение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Всякая национальная система распределения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена существенными полномочиями, система распределения властей включает независимую четвертую власть. Независима и самостоятельна изредка и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства поделена по другому знаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.  
В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, самостоятельной области, самостоятельных округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с иной стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной. Президент РФ может влиять на законодательную власть с подмогой: а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; б) применяя право законодательного вето - вероятности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная русским парламентом - Федеральным Собранием РФ может одолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).  
Судебная власть в Российской Федерации представлена системой всеобщих судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и иными федеральными судами (скажем, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, потому как эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с иной стороны, Конституционный суд владеет правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (ст. ст. 125, 93).  
Правило распределения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных органов здешнего самоуправления. При этом распределение полномочий между разными системами органов полагает не только их определенную автономность и связь, но и узкое взаимодействие (скажем, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, вступление чрезвычайных режимов и др.).  
Выходит, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Данный суверенитет полагает главенство и солидарность власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А правило распределения властей, закрепленный в всеобщей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих ранг и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.

 
2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации

2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве

Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании разных подходов к нему.  
Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также наименованию и преамбуле Федеративного договора - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) - эти республики являются суверенными государствами.  
Не существует фрагментарного, сокращенного, ограниченного, относительного, раздельного суверенитета. Нужно признать объективным высказывание К. Маркса о том, что “две суверенные власти не могут единовременно, бок о бок, работать в одном государстве; это - глупость как бы квадратуры круга”. Непредвзято немыслимо действие 2-х высоких и при этом самостоятельных властей в пределах одной и той же территории. В федеративном государстве носителем суверенитета является сама Федерация. Кстати говоря, задача суверенитета в федеративном государстве в истории общества появлялась многократно. Так, еще при создании заокеанской федерации появился вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до расположения обыкновенных подчиненных глубинок унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неминуемо превращается в унитарное государство, складывающиеся из подчиненных глубинок.  
Составители заокеанской конституции думали сначала решить эту загвоздку с поддержкой учения о делимости суверенитета. По их суждению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в совокупности. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько высоких суверенных властей. Но в этом не видели ничего немыслимого, от того что если власти не были разграничены регионально, то разграничивались по предметам ведения. В итоге и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но вся делала свои дела и в сфере своего ведения была идентично суверенна.  
Оценивая эту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: “Теория делимости суверенитета базируется на предположении, что действие суверенных властей допускает двоякое разграничение: региональное и по предметам ведения. Предполагается равнодушным, как именно будут разграничены суверенные власти. Нереально только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, либо по предметам ведения - все равно, вся из них может быть абсолютно суверенна в своей сфере. Но при этом выпускают из внимания, что региональная граница внешняя, физическая, абсолютно наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница совершенная, граница больше либо менее отвлеченных представлений. Немыслимо перечислить все отдельные определенные случаи, относящиеся к ведению той либо иной власти. Дозволено определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при использовании этих всеобщих определений к частным случаям не только допустимы, но и неотвратимы сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неминуемо подчинит себе иную власть. Если это будет власть союзная, то она и только она одна окажется высокою, потому что она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, наоборот, решателями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая утратит свое главенство, и взамен союзного государства получится легко союз государств. Таким образом, отстоять представление союзного государства дозволено лишь при одном условии, допустив, что суверенитет, главенство власти не составляют нужную принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие в состав союзного государства отдельные государства обязаны быть признаны не суверенными государствами”.  
Много позднее, при создании Союза ССР, его субъекты - союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и опять появились задачи сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов - союзных республик. В данный период господствующей была точка зрения, согласно которой допустимо сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Основным фактором, обуславливающим вероятность такого сочетания, объявлялась цельная социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик. На практике союзные республики, разумеется, никаким суверенитетом не владели, а когда они испробовали им реально воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в реальности суверенитет союзных республик в лучшем случае носил лишь возможный нрав и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежащем им правом свободного выхода из состава Союза ССР.  
Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются. Вот отчего даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Следственно объявление этих республик суверенными государствами - не констатация действительного расположения пророческой, а подать времени, получившему наименование “парад суверенитетов”, и различного рода политическим играм, ведущимся как на федеральном так и территориальным ярусах

Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях