Сущность ликвидации как способа прекращения юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:19, реферат

Описание работы

Ликвидация является способом прекращения юридического лица, в результате которого наступает его своеобразная «смерть». В законодательстве Республики Беларусь не дано четкого определения упомянутого понятия. Статья 57 Гражданского кодекса (ГК) лишь указывает на правовые последствия ликвидации для юридического лица: «Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами» [1].

Файлы: 1 файл

ref-20038.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Глава  1.

Сущность  ликвидации  как  способа  прекращения  юридического  лица.

    Ликвидация  является  способом  прекращения  юридического  лица, в  результате  которого  наступает его своеобразная  «смерть». В законодательстве  Республики  Беларусь  не  дано  четкого  определения  упомянутого понятия. Статья  57  Гражданского  кодекса  (ГК)  лишь  указывает  на  правовые  последствия  ликвидации  для  юридического  лица: «Ликвидация  юридического  лица  влечет  прекращение  его  деятельности  без  перехода  прав  и  обязанностей  в  порядке  правопреемства  к  другим  лицам, если  иное  не  предусмотрено  законодательными  актами» [1]. Такой переход прав  и обязанностей  ликвидируемого  юридического  лица  предусматривается, к  примеру, Правилами  накопления  повременных  платежей  ликвидируемых  предприятий  в  связи  с  причинением  увечья, иным  повреждением  здоровья  либо  смертью  работника, утвержденными  Постановлением  Совета  Министров  от  04.11.1992  № 664. Пункт 9  указанных  Правил  определяет, что  при  недостаточности  средств  у  ликвидированного  юридического  лица  для  накопления  повременных  платежей  в  полном  объеме  бремя  расходов  возлагается  на  собственника  этого  предприятия  в  случаях,  предусмотренных законодательными  актами  либо  учредительными  документами, а  при  недостаточности  средств  у  последнего  либо  их  отсутствии – на  Пенсионный  фонд[13].

    Правилами  размещения  банками  Республики  Беларусь  денежных  средств  в  форме   кредита, утвержденными  Постановлением  Правления Национального банка РБ  от  24.05.2001  №116, предусмотрено также частное правопреемство  в части погашения задолженности ликвидируемого (ликвидированного) юридического  лица  перед банком  по  кредиту и начисленным процентам. Пункт 29  определяет: «Задолженность  по  кредиту и начисленным процентам ликвидируемого (ликвидированного)  или не  прошедшего  в установленном порядке перерегистрацию, либо  длительно (более 1  года) не  осуществляющего хозяйственную  деятельность  юридического  лица  может  быть  погашена  любыми  юридическими  и  физическими  лицами  как  безналичным, так  и  наличным  путем  в  белорусских  рублях  и(или)  в  иностранной  валюте»[17].

    Российский  законодатель  несколько  по-иному  регулирует  вопрос  ликвидации  юридических  лиц, закрепляя  в  статье 61  ГК  РФ, что  «ликвидация  юридического  лица  влечет  его  прекращение  без  перехода  прав  и  обязанностей  в  порядке  правопреемства  к  другим  лицам»[2]. То  есть  в отношении  прав  и  обязанностей  ликвидируемого  субъекта  хозяйствования  российский  кодекс  устанавливает  отсутствие  возможности  их  перехода  в  порядке  правопреемства. Поэтому  на  практике  существуют  определенные  трудности, связанные  с  вопросом  о  выплатах  по  возмещению  вреда, причиненного  работникам  увечьем, профессиональным  заболеванием  либо  иным  повреждением  здоровья  при  исполнении  ими  трудовых  обязанностей  в случаях ликвидации  предприятия без капитализации платежей  в  возмещение  вреда. Проблема  состоит в том, что в последнее время имеют место случаи  принятия  судами  решений о возложении  на  органы  Фонда социального страхования РФ  подобных  выплат, что, безусловно, противоречит  ГК  РФ. В Письме  Фонда  социального  страхования  от  30.11.1995  №05-454  указано  на  приведенное  правовое  несоответствие. Доводы  Фонда  были  признаны  обоснованными, что  и  получило  свое  закрепление  в  решении  Заместителя  Председателя  Правительства  Ярова  Ю.Ф.  от  27.12.1995[18]. Несмотря  на  это, нельзя  считать, что проблема  получила  свое  разрешение.

    Таким  образом, белорусский  законодатель, указав  в  статье 57  ГК  РБ  на  возможность  правопреемства  при  ликвидации  юридического  лица, тем  самым   обеспечил  определенную  правовую  защиту  интересов  третьих  лиц, затрагиваемых  при  прекращении  субъекта  хозяйствования (к  примеру,  его  работников).

    Ликвидация  юридического  лица  может  проводиться   по  различным  основаниям, в   соответствии  с  которыми  выделяют  две  ее  разновидности – добровольную  и  принудительную. Добровольно  ликвидация  производится  по  решению  учредителей(участников)  юридического  лица  либо  его  органа, уполномоченного  на  то  учредительными  документами. В  подпункте 1  пункта 2  статьи 57  ГК  РБ  закреплено: «Юридическое  лицо  может  быть  ликвидировано  по  решению  его  учредителей(участников)  либо  органа  юридического  лица, уполномоченного  на  то  учредительными  документами, в  том  числе  в связи с истечением  срока, на  который создано юридическое лицо, достижением цели, ради  которой оно создано, или признанием  судом недействительной  регистрации юридического  лица  в связи с допущенными при его создании  нарушениями законодательства, которые  носят  неустранимый  характер»[1]. При добровольной  ликвидации  инициаторами  прекращения того  или иного субъекта  хозяйствования  выступают его учредители(участники). Поэтому считаю  не  вполне  логичным, обоснованным  включение  в  список  оснований  для  подобной  ликвидации  признание  судом  недействительной  регистрации  юридического  лица. Решение  о  прекращении  юридического  лица  по  этому  основанию  носит  вынужденный  характер, следовательно, можно  выделить  третий  вид  ликвидации – вынужденную  ликвидацию.

    Принудительная  ликвидация  допускается  по  решению   суда  или  иных  органов,  в  случаях  предусмотренных   законодательными  актами. В  соответствии  с  ГК  РБ (пп.2 п.2 ст.57), суд   может  принять  решение о ликвидации  юридического  лица  в случаях:

- непринятия  решения  о   ликвидации  при  истечении   срока, на  который  создано   юридическое  лицо, при  достижении  цели, ради  которой  оно   создано;

- осуществления  деятельности  без  надлежащего  разрешения(лицензии), либо  деятельности, запрещенной законодательством, либо  с иными неоднократными  или грубыми нарушениями законодательства, либо  при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей  уставным  целям юридического лица, или признанием  судом недействительной  регистрации юридического  лица  в связи с допущенными при его создании  нарушениями законодательства, а также в иных  случаях, предусмотренных законодательством[1].

    Часть 2  подпункта  3  статьи 57 ГК, таким  образом,  содержит  одновременно  несколько  оснований  для  ликвидации  юридического  лица, из  которых  наиболее  сложными  для  практического  применения  являются  осуществление  деятельности  без  лицензии  и  осуществление  деятельности  с  неоднократными  или  грубыми  нарушениями  законодательства. Проблема  состоит  в  том, является  ли  аннулирование  лицензии  юридического  лица  на  осуществление  определенной  деятельности(к  примеру, производство  взрывчатых  веществ, лекарственных  препаратов  и  так  далее)  основанием  для  его  ликвидации, есть  ли  основания  для  ликвидации  в  случае, когда  юридическое  лицо  осуществляет  несколько  видов  деятельности  и  лицензия  на  один  из  них  аннулирована, как  поступить  суду  в ситуации, когда юридическое лицо  в своей деятельности  допускает неоднократные или грубые  нарушения закона, иных  нормативно-правовых  актов, однако  является  единственным  торговым  предприятием  в населенном  пункте  и его ликвидация  может  вызвать  негативные  последствия  для  проживающих  там  граждан. Законодательством  эти  вопросы  не  урегулированы, их  разрешение – это  вопрос  судебной  практики.

    Положением  о  государственной   регистрации  и  ликвидации (прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденным  Декретом  Президента  РБ  от  16.03.1999  №11 «Об упорядочении  государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)  субъектов хозяйствования» в редакции  Декрета Президента  РБ  от  16.11.2000  №22, дополнен  перечень  оснований  ликвидации  юридического  лица, указанный  в  ГК, применительно  к  коммерческим  организациям. Согласно  пункту  41.2  Положения, коммерческая  организация  может  быть  ликвидирована  по  решению  хозяйственного  суда, помимо  оснований, предусмотренных  ГК, по  следующим  основаниям:

- сокрытие(занижение) прибыли(доходов)  и  других  объектов  налогообложения   в  течение  12  месяцев   подряд.

   Под  сокрытием  следует  понимать  умышленное  или  неумышленное  уменьшение  прибыли(дохода)  или  иного  объекта  налогообложения  в  результате неправильного  отражения  в  расчетах, бухгалтерском  учете, отчетности, балансе: затрат, относимых  на  себестоимость  продукции(работ, услуг) и  издержки  обращения; полученной  выручки и валовых доходов как по  основной  деятельности, так и по  мероприятиям, по  которым доходы  облагаются  налогом   на  доходы; стоимости и объемов иных  объектов  налогообложения, а также в результате  других  нарушений  в ведении бухгалтерского  учета. Заниженная  сумма прибыли, рассчитываемая  для исчисления  налога  на  прибыль, только  из-за  завышения льгот по  расчетам  рассматривается как сокрытие, занижение иного объекта налогообложения.

- наличие  убытков  по  итогам  второго  и последующих финансовых  годов и ненаправления коммерческой  организацией, за  исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3  месяцев по  окончании финансового года  регистрирующему и  налоговому  органам сообщений  о  причинах  возникновения  убытков;

- наличие  задолженности   по  платежам  в  бюджет  и   государственные  целевые   бюджетные  и  внебюджетные  фонды  более  6  месяцев   подряд  с  даты  образования   задолженности  коммерческой  организации, за  исключением  сельскохозяйственного  производственного  кооператива;

- уменьшение  стоимости  чистых  активов  коммерческой  организации   по  результатам  второго   и  каждого  последующего  финансового  года  ниже  установленного  законодательством  минимального  размера  уставного  фонда[10].

    Постановление  Совета  Министров  от  22.11.1999  №1825 «О  нормативном  регулировании  понятия «чистые активы» указывает, что чистые  активы – это величина, определяемая  путем вычитания  из  суммы  активов  юридического  лица, принимаемых  к  расчету, суммы  его  пассивов, принимаемых  к  расчету.

    Активы, принимаемые   к  расчету, - это денежное  или  неденежное  имущество  юридического  лица, в  состав  которого  включаются  по  балансовой  стоимости: основные  средства; нематериальные  активы; незавершенное  строительство; долгосрочные  и  краткосрочные  финансовые  вложения, за  исключением  балансовой  стоимости  собственных  акций, выкупленных  у акционеров; запасы; дебиторская  задолженность, за  исключением  задолженности  участников(учредителей)  по  их  взносам  в  уставный  фонд(капитал); прочие  активы.

    Пассивы, принимаемые   к  расчету, - это  обязательства   юридического  лица, в  состав  которых  включаются: целевые  финансирование  и поступления; заемные средства; кредиторская  задолженность; расчеты по  дивидентам; доходы  будущих периодов; резервы предстоящих расходов  и платежей; прочие  пассивы[12].

    Вынести  решение   о  ликвидации  вправе  соответствующий  регистрирующий  орган  в  случаях:

- нарушения  сроков  регистрации  акций, установленных  законодательством.

    Так,  пункт 26  Положения   о  порядке  эмиссии, регистрации   и  размещения   ценных  бумаг   на  территории  Республики  Беларусь, утвержденного  Постановлением  Государственного  комитета  по  ценным  бумагам  от  27.06.2000  №12-П, предусматривает, что  вновь  созданное  акционерное  общество  должно  представить  документы, необходимые  для  регистрации  акций  в  Государственный  комитет  по  ценным  бумагам  в  течение  одного  месяца  с  момента  государственной  регистрации, а  совместное  предприятие  и  акционерное  общество, зарегистрированные  в  свободной  экономической  зоне,- в  течение  одного  месяца  со  дня  получения  свидетельства  о  полном  формировании  уставного  фонда. При  увеличении  уставного  фонда  путем  дополнительного  выпуска  акций  документы  для  их  регистрации представляются  в  указанный  комитет  в  течение  одного  месяца  со  дня  государственной  регистрации  внесенных  изменений  в  учредительные документы. Такой  же  срок( 1 месяц  с  момента  регистрации) установлен  и  для  открытых  акционерных  обществ, создаваемых  в  процессе  разгосударствления  и  приватизации[15].

- нарушение  сроков  и   порядка  формирования  минимального  размера  уставного  фонда, предусмотренного  в  соответствии  с  законодательством.

    Согласно  пункту 42.4  Положения  о  государственной   регистрации  и  ликвидации(прекращении   деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденного  Декретом  Президента  от  16.03.1999  №11, на  момент  осуществления  государственной  регистрации  уставный  фонд:

  • банков, небанковских  кредитно-финансовых  организаций, акционерных  обществ, унитарных  предприятий, основанных  на  праве  хозяйственного  ведения, за  исключением  унитарных  предприятий  сроки  формирования  минимального  размера  уставного  фонда  которых  устанавливается  Правительством,- должен  быть  сформирован  полностью;
  • полных  и  коммандитных  товариществ, обществ  с  ограниченной  ответственностью, обществ  с  дополнительной  ответственностью – должен  быть  внесен  не  менее  чем  на  половину;
  • производственных  кооперативов(в  том  числе  сельскохозяйственных  производственных  кооперативов), крестьянских(фермерских)  хозяйств – должен  быть  внесен  не  менее  чем  на  10%.

Оставшаяся  часть  уставного  фонда  указанных  юридических  лиц  должна  быть  внесена  в  течение  года  со  дня  государственной  регистрации[10].

    Контроль  за  формированием   уставного  фонда  осуществляют  инспекции  Государственного  налогового  комитета.

- неосуществления  предусмотренной   учредительными  документами   предпринимательской  деятельности  в  течение  6  месяцев   подряд  и  ненаправления   коммерческой  организацией  регистрирующему  и  налоговому  органам  сообщений  о  причинах  неосуществления  такой  деятельности[10].

    Регистрирующий  орган  также  вправе  вынести  решение  о  ликвидации  юридического  лица, если  имеются соответствующие  основания, указанные  в  пункте  41.3  Положения  о  государственной  регистрации  и  ликвидации(прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденного  Декретом  Президента  РБ  №11:

  • нарушение  сроков  и  порядка  формирования  минимального  размера  уставного  фонда, предусмотренного  в  соответствии  с  законодательством;
  • неосуществление  предпринимательской  деятельности  в  течение  6  месяцев  подряд  и  ненаправление  коммерческой  организацией  налоговому  органу  сообщения о причинах  неосуществления такой  деятельности;
  • препятствие  собственником имущества частного  унитарного  предприятия, местонахождением  которого  является  жилое помещение, проведению  соответствующих проверок  уполномоченными органами.

Информация о работе Сущность ликвидации как способа прекращения юридического лица