Субъекты гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Действие гражданского права распространяется также и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия.

Содержание работы

Введение
1. Понятие субъекта гражданских правоотношений
2. Граждане как субъекты гражданского права
3. Юридические лица как субъекты гражданского права
4. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

Также положение  гражданина как субъекта гражданского права удостоверяется актами гражданского состояния . Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим гражданско-правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие). Например, возникновение и прекращение правоспособности субъекта связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов. В связи с особой важностью данных фактов законом установлен специальный порядок их регистрации в специальном государственном органе – органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе). На основании произведенных записей гражданам выдается специальный документ – свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни. Например, свидетельство о рождении является для несовершеннолетнего документом, удостоверяющим его личность до получения им по достижении им определенного возраста (на данный момент таким возрастом является шестнадцатилетний, однако, в ближайшее время возможно снижение законодателем такого возраста до четырнадцати лет) паспорта, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

Как уже отмечалось, регулирование  гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного  времени сведения о гражданине в  месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать  такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает  неопределенность в субъекте гражданских  правоотношений. Для регулирования  подобных ситуаций законом предусмотрены  специальные правила, которые в  совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия . С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Поскольку в случае безвестного  отсутствия гражданина в основу можно  положить как презумпцию жизни (предположение  о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен), так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное  время отсутствующего гражданина), скорее всего более правильной будет  являться позиция, при которой суд  не исходит из предположений о  жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.

Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению заинтересованных лиц, может быть признан судом  безвестно отсутствующим, если в  течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится  судом в порядке особого производства (глава 28 ГПК), при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения. Скажем, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, так как существует вероятность того, что безвестность его отсутствия может быть устранена его розыском, который находится в компетенции ОВД. Если же суд принимает решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то в отношении имущества такого гражданина принимается ряд предусмотренных законом действий. В частности, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу (в соответствии со статьей 43 Гражданского Кодекса), из имущества данного лица выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь также и другие последствия, установленные законом. Например, с таким лицом может быть в упрощенной форме расторгнут брак. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока, установленного законом, назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина, однако, при этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В случае явки или обнаружения  местопребывания отсутствовавшего гражданина, суд отменяет решение  о признании его безвестно  отсутствующим и, соответственно, отменяется управление его имуществом (этот момент оговорен в статье 44 Гражданского Кодекса).

Если гражданин безвестно  отсутствует не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Это не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Основания этих действий во многом совпадают. Однако, хотя в общем случае длительность отсутствия гражданина для  объявления его умершим составляет 5 лет, имеются и некоторые особенные  случаи. Например, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание  предполагать его гибель от определенного  несчастного случая (как частные  случаи: землетрясение, ураган, кораблекрушение и т.д.), то он может быть объявлен умершим по истечении шестимесячного срока, а в случае с военнослужащими или другими гражданами, пропавшими в связи с военными действиями, решение суда об объявлении гражданина умершим может быть вынесено не ранее, чем через два года после окончания военных действий.

Днем смерти объявленного умершим гражданина признается день вступления в законную силу решения  суда об объявлении его умершим. В  случае же смерти гражданина при обстоятельствах, угрожавших смертью, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Последствия вынесения судом  решения об объявлении гражданина умершим  законом специально не предусмотрены, так как они должны совпадать  с теми, которые имеют место  при фактической смерти гражданина: открытие наследства в имуществе  данного гражданина, прекращение  брака и обязательств гражданина, носящих личный характер. При этом правоспособность объявленного умершим  гражданина прекращается только с момента  его фактической смерти.

Хотя срок безвестного  отсутствия для объявления гражданина умершим достаточно большой, все  же не исключена вероятность того, что такой гражданин жив. В  случае явки такого гражданина решение  суда подлежит отмене. Однако отмена решения  суда об объявлении гражданина умершим  не может восстановить некоторые  его права. Например, если его супруг вступил в новый брак, то брачные  отношения не могут быть восстановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому  закон предусматривает специальные  правила на случай явки гражданина, объявленного умершим. Гражданин, объявленный  умершим, вправе после явки требовать  возврата своего имущества при условии, что: а) это имущество сохранилось  в натуре, б) перешло к его нынешнему  владельцу безвозмездно. Не подлежат истребованию деньги и ценные бумаги на предъявителя, а также средства, вырученные от продажи имущества  гражданина. Если имущество перешло  по возмездным сделкам, то его можно  истребовать только от недобросовестного  приобретателя, т.е. лица, которое знало, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. Такой недобросовестный приобретатель обязан возместить стоимость  имущества, которое он не может возвратить в натуре (согласно статье 46 Гражданского Кодекса).

4. Юридические  лица как субъекты гражданского  права 

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также  юридические лица – особые образования, обладающие рядом специфических  признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном  законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в  гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей  в группы, союзы разных видов, без  соединения их личных усилий и капиталов  для достижения тех или иных целей.

Юридические лица выполняют  следующие функции:

•  Оформление коллективных интересов: институт юридического лица определенным образом организует и упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени – имени юридического лица;

•  Функция объединения капиталов: юридическое лицо (наиболее ярко выраженное в данной связи – акционерное общество) является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;

•  Ограничение предпринимательского риска: конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск конкретного участника суммой вклада в капитал предприятия;

•  Функция управления капиталом: институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу в различных сферах предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо имеет ряд  присущих ему свойств, каждое из которых  необходимо, а все они вместе –  достаточны для того, чтобы организация  могла признаваться субъектом гражданского права. Эти свойства таковы:

•  Организационное единство юридического лица . Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;

•  Имущественная обособленность юридического лица . Имущественная обособленность юридического лица представляет собой объединение множества инструментов (предметов техники, знаний, денежных средств и т.д.) в единый имущественный комплекс и создает материальную базу для его деятельности. При этом степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут значительно различаться. Так, например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, в то время как унитарные предприятия – лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает и тем и другим такую степень обособленности, которой достаточно для признания данного образования юридическим лицом.

•  Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица . Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского Кодекса и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует заметить, что необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов.

•  Выступление юридическим лицом в гражданском обороте от своего имени – еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается.

Учитывая все перечисленное  выше, можно охарактеризовать юридическое  лицо как признанную государством в  качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую  в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от таких субъектов  гражданских правоотношений, как  граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной –  предполагающей возможность для  субъекта права иметь любые права  и обязанности, необходимые для  осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям  его деятельности и прямо зафиксированы  в его учредительных документах. Это справедливо для всех юридических  лиц, за одним исключением: новый  Гражданский Кодекс 1994 года наделил  частные коммерческие организации  общей правоспособностью.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который соответствует государственной  регистрации такой организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (в соответствии со статьями 49(3), 51(2), 63(8) Гражданского Кодекса).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим  или специальным характером. Например, осуществление некоторых видов  деятельности требует получения  от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут  быть установлены специальные ограничения  правоспособности для отдельных  видов юридических лиц.

Информация о работе Субъекты гражданских правоотношений