Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Концепция развития ГКРФ
1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (Концепция) подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации".
2. Концепция исходит из того, что за время, прошедшее с начала 90-х годов прошлого столетия, в России, в основном, сложилось экономически, социально и логически обоснованное и в целом оправдавшее себя современное гражданское законодательство. Основой и ядром этого законодательства стал Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 - 2006 гг. (Гражданский кодекс, ГК) - система принципиальных и наиболее важных правовых норм, являющихся в значительной части общими для всего гражданского законодательства и в определенной части - для российского законодательства вообще (нормы о субъектах гражданского права, о собственности, о защите нематериальных благ и др.).

Файлы: 1 файл

Гражданское право (шпоры).doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

18. Акты гражданского  состояния

Гражданское состояние  – правовое положение конкретного  гражданина как носителя различных  прав и обязанностей (политических, имущественных, личных и проч.), определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Следовательно, ответить на вопрос о гражданском состоянии гражданина – значит указать факты, индивидуализирующие его (фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, возраст), охарактеризовать правоспособность и дееспособность (гражданскую, трудовую и т. д.) и семейное положение.Гражданское положение людей неодинаково, поскольку существенно различаются определяющие его факты и обстоятельства. Например, гражданское состояние человека в возрасте 14 лет характеризуется тем, что он, обладая гражданской правоспособностью, дееспособен частично. Гражданское состояние совершеннолетних граждан также различно, поскольку одни из них состоят в браке, а другие – нет, одни имеют детей (и, следовательно, родительские права и обязанности), а другие – нет и т. д.Понятие гражданского состояния может употребляться и в более узком смысле – правового положения гражданина как участника только имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом.Фактам и обстоятельствам, от которых зависит гражданско-правовой статус гражданина, придается важное значение и другими отраслями права, в связи с чем целесообразно рассматривать их в обобщенном виде и пользоваться пониманием гражданского состояния в широком смысле.

2. Виды актов гражданского состояния и их регистрация

Актами гражданского состояния (от латинского actio – действие, поступок) согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния»1 признаются действия граждан  или события, влияющие на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Акты гражданского состояния представляют собой юридические факты, поскольку закон связывает с ними возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.Перечень обстоятельств, которые относятся к числу актов гражданского состояния, дается в п. 1 ст. 47 ГК и в п. 1 ст. 3 названного Федерального закона от 15 ноября 1997 г. В них предусмотрены следующие виды актов гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина.Каждое из указанных обстоятельств подлежит регистрации, которая устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Регистрация осуществляется органом записи актов гражданского состояния (орган загс), который составляет соответствующую запись акта в книге установленного образца (книге регистрации рождений, книге регистрации браков и т. д.).

На основании записи выдается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое удостоверяет факт регистрации.При наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 69 Федерального закона от 15 ноября 1997 г., и при отсутствии спора между заинтересованными лицами орган загса вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния. Например, исправления и изменения в записи актов гражданского состояния вносятся на основании записи акта об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени и т. д. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.Исправления или изменения в запись акта гражданского состояния могут быть внесены на основании заключения органа загса. Это возможно, в частности, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографическое ошибки. Например, в записи о рождении ребенка отчество матери было указано с ошибкой: вместо «Максимовна» было записано «Максумовна». Такая ошибка может быть исправлена на основании заключения самого органа загса.В порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. (ст. 74, 75), возможно восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.При изучении правового регулирования отношений, связанных с актами гражданского состояния, необходимо учитывать, что не все события и факты, которые влияют на правовое положение гражданина, подлежат специальной записи и регистрации. Например, признание гражданина недееспособным вследствие душевной болезни существенно влияет на его гражданское состояние, но специальная запись в органах загса об этом факте не предусмотрена. Записи делаются только о тех событиях и фактах, которые указаны в законе

20. Правоспособность  и дееспособность юридических  лиц

Юридическое лицо как  любой субъект гражданского права  должен обладать правоспособностью  и дееспособностью, которые совпадают  с момента его возникновения, т.к. организации и предприятия  возникают для осуществления определенной предпринимательской деятельности. Правоспособность и дееспособность юридического лица может быть специальной и универсальной. 
Принцип специальной правоспособности выражается в том, что содержание и объем правоспособности юридического лица зависит от целей и задач, предусмотренных в учредительных документах. Например, сделка считается недействительной, если она совершена юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности (ст. 173 ГК РФ). 
Анализ гражданского законодательства говорит о том, что принцип специальной правоспособности действует в отношении лишь прямо указанных юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, указанные в ГК РФ, учреждения, а также некоторые коммерческие организации - государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и другие прямо указанные в законе некоммерческие организации. 
Хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, относящиеся к коммерческим организациям и построенные на началах членства, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. имеет место универсальная правоспособность. 
Вместе с тем необходимо заметить, что учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяются правила о специальной правоспособности, могут самостоятельно ограничить свою правоспособность путем соответствующего указания в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества может быть предусмотрен прямой запрет на его участие в биржевых или иных рисковых сделках. 
В данной ситуации заключенная государственным или муниципальным унитарным предприятием либо некоммерческой организацией сделка, противоречащая целям, указанным в их учредительных документах, является ничтожной (недействительной), а сделка, совершенная в нарушение самоограниченной правоспособности, является оспоримой (т.е. недействительна только в силу судебного решения). 
Гражданское законодательство допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридических лиц, в том числе таких, на которых не распространяется принцип специальной правоспособности. Данное положение связано с тем, что для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии). 
В то же время занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам, что влечет запрещение осуществлять такую деятельность всем остальным участникам гражданского оборота (например, страховой деятельностью может заниматься только страховая организация). В Законе о страховании указано, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность. Законодательство о банковской деятельности запрещает банковским учреждениям совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков. 
Дееспособность юридического лица - это возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы. Правоспособность и дееспособность юридического лица появляются с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ), они одинаковы по объему и действуют на протяжении всего периода его существования. Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности. Органы юридических лиц могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет, президиум, собрание). Например, в хозяйственных обществах и товариществах высший орган - общее собрание или собрание уполномоченных. 
Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени юридического лица и представляет его интересы в целом. Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах. 
Для осуществления производственной либо социально-культурной деятельности необходимы усилия всего трудового коллектива, и в этом случае за действия своих работников, совершенные ими в пределах служебных (трудовых) обязанностей, юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность. Например, если при осуществлении работником своих трудовых функций он кому-либо причиняет вред, обязанность возместить убытки возлагается на организацию. В то же время если работник организации причиняет вред другому лицу совершением действий, не носящих служебного характера, убытки не подлежат взысканию с юридического лица, и потерпевший вправе обратиться с требованием об их компенсации только к причинившему их гражданину.

21. Органы юридических лиц. Представители юридических лиц.

Орган юридического лица – лицо (единоличный орган) или  совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями в отношении юридического лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность.

Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля.

Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие  органы, которые не имеют собственных  полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.

Филиалы и представительства  согласно статье 55 Гражданского Кодекса – территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций.

Их отличие от других структурных подразделений лишь в том, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Представительство –  обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места  нахождения самого юридического лица, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту, например, реклама продукции юридического лица, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, реализация продукции.

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное  вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительстве, например, филиал учебного заведения.

Филиалы и представительства  выполняют разные функции. Представительства  призваны выполнять в гражданском  обороте функцию представителя юридического лица, то есть от его имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов, например претензионно - исковая работа.

Предмет деятельности филиалов шире, они не только представляют интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом.

Филиалы и представительства, не имея прав юридического лица, не могут  выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности либо в положении о филиале или представительстве.

23.. Способы  и порядок возникновения юридических  лиц. Государственная регистрация  юридических лиц

Образование (создание) юридического лица базируется на определнных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных орагнизационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество. Необходимость образования (создания) юридического лица обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции - производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка и заказами конкретных потребителей.

В зависимости от характера  участия государственных органов  в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц:

Распорядительный  порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется, именно в таком порядке возникало большинство государственных предприятий и учреждений в СССР. Это явление можно объяснить тем, что главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так. некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.16 За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.17 Однако, в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.

Другим способом образования  юридического лица называют разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности18, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа - ГКАП. Практически такое же согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч минимальных размеров труда.19 В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.20

Правило второго абзаца пункта 1 статьи 51 Кодекса устанавливает  так называемыйнормативно-явочный порядок образования юридических лиц, который, в свою очередь, является третьим способом образования юридического лица - регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.

Значение государственной  регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в период перехода от централизованной административно-командной системы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц21. Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации22, и с этой даты возникает его правоспособность23.

Впредь до принятия предусмотренного пунктом 1 статьи 51 Гражданского Кодекса  общего закона действует Положение о порядке государственной регистрация субъектов предпринимательской деятельности, а также ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"24. И Положение, и ст. 34 и 35 упомянутого Закона имеют в виду юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Но так как заниматься этой деятельностью согласно Кодекса в принципе могут все юридические лица (кроме тех, которым это прямо запрещено их учредительными документами), универсальное применение этих актов следует считать вполне правомерным и оправданным. Положение не вступает в коллизию с нормами Гражданского Кодекса; ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности действуют в части, не противоречащей Кодексу и иному последующему законодательству.

В ряде случаев действующими нормативными актами предусмотрена  специальная регистрация тех  или иных организаций, причем иногда она не зависит от того, выступает  ли данная организация как таковая в качестве юридического лица или нет. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации"25 предусмотрена специальная регистрация этой палатой предприятий с иностранными инвестициями, аккредитации представительств иностранных компаний, российских инвестиций за рубежом; палата действует на основании Положения о ней, утвержденного Минэкономики РФ. Подобная специальная регистрация не должна заменять регистрацию юридического лица в порядке статьи 51 Гражданского Кодекса и включения его в предусмотренный данной статьей единый реестр, открытый для всеобщего ознакомления.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"