Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Понятие и признаки юридического лица

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Например, Центральный банк РФ принимает  решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

С момента государственной регистрации  юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права.

В качестве общего правила в п. 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т.е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое  лицо может заниматься только на основании  специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

 

 

  1. Основания и порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц

Реорганизация

Юридическое лицо может быть реорганизовано в следующих формах:

  • слияние - объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;
  • присоединение - «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц;
  • разделение - образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
  • выделение - образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
  • преобразование - прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В статье 58 ГК РФ определен переход прав и обязанностей, в зависимости от формы реорганизации:

  1. при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;
  2. при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
  3. при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;
  4. при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;
  5. при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении - разделительным балансом.

Передаточный акт и  разделительный баланс должны содержать  положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного  баланса, а также отсутствие в  них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного  юридического лица влекут отказ в  государственной регистрации вновь возникших юридических лиц7.

При реорганизации права и обязанности переходят в порядке правопреемства к вновь созданному юридическому лицу, возможно ущемление прав кредиторов (увеличение их числа, разделение ответственности между несколькими юридическими лицами)8.

Согласно ст. 60 ГК РФ, орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами

Юридическое лицо может  быть реорганизовано по решению учредителей, уполномоченных государственных органов, суда.

Статьей 14 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
  • учредительные документы юридического лица в двух экземплярах, один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю;
  • договор о слиянии в предусмотренных законом случаях;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • документ об уплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений

Ликвидация

Согласно ст. 61 ГК РФ, Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Выделяют следующие  виды ликвидации юридических лиц:

    • добровольная ликвидация;
    • принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества - соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.

Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др.

Ликвидационный процесс  проходит несколько этапов:

1. Принятие уполномоченными  органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники)  юридического лица или орган,  принявшие решение о ликвидации  юридического лица, обязаны в  трехдневный срок в письменной  форме уведомить об этом регистрирующий  орган по месту нахождения  ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган  вносит в единый государственный  реестр юридических лиц запись о  том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации. С этого  момента не допускается государственная  регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации9.

3. Назначение ликвидационной  комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом,  принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим  органом. С момента назначения  ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации  в органах печати, в которых  обычно публикуются данные о  государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской  карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов  и пассивов организации. С этой  целью ликвидационной комиссией  выявляются кредиторы (последние  обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава  участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников  в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного  ликвидационного баланса по окончании  срока, отведенного кредиторам  для предъявления требований. Баланс  утверждается учредителями (участниками)  юридического лица или органом,  принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом10. В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами  в порядке очередности, установленной  ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований  кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного  баланса, который утверждается  учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в  орган, осуществляющий государственную  регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней11.

Информация о работе Юридические лица