Юридические лица: понятие, признаки и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:09, реферат

Описание работы

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Содержание работы

1. Юридические лица: понятие, признаки и виды………………………………………3
2. Судебная система………………………………………………………………………12
3. Задача……………………………………………………………………………………21
4. Список литературы…………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТОС.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

     К федеральным судам относятся:

      • Конституционный Суд Российской Федерации;
      • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
      • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, (арбитражные кассационные судьи), арбитражные апелляционные судьи, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему арбитражных судов.

     К судам субъектов Российской Федерации  относятся:

  • Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
  • Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

       Одновременно судебная система  РФ рассматривается как совокупность  трех самостоятельных ветвей  власти, организованных в соответствии  с их компетенцией и целями  их деятельности:

  1. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  2. Суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ;
  3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

     Суды, входящие в систему, различаются  объемом компетенции и поэтому  принято различать звенья судебной системы.

     Звеном  судебной системы считаются суды, имеющие одинаковую структуру и наделенные однородными полномочиями.

     По  этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды звеньев (уровней):

  • Основное звено – районные суды, гарнизонные военные суды;
  • Среднее звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды1;
  • Высшее звено – Верховный Суд Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 26 Закона «О судебной системе Российской Федерации» путем  внесения изменений и дополнений в указанный Закон могут учреждаться  специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, входящие в систему федеральных  судов общей юрисдикции.

     Мировые судьи являются судьями общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Закона «О судебной системе  Российской Федерации»). Полномочия и  порядок деятельности мировых судей  устанавливаются Федеральным законом  от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых  судьях в Российской Федерации» и  законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона «О судебной системе  Российской Федерации»).

     В комплекс общих судов включаются занимающие особое место в судебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в  Вооруженных силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные  суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов как  первого звена, окружных (флотских) судов второго звена. В качестве третьего звена выступает Верховный  Суд РФ в лице его Военной коллегии.

     Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев:

  • Основное звено – арбитражные суды субъектов Российской Федерации;
  • Второе звено – арбитражные апелляционные суды;
  • Третье звено – Федеральные арбитражные суды округов; (арбитражные кассационные суды)
  • Высшее звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

     Необходимость создания в Российской Федерации  достаточно разветвленной, хотя и единой судебной системы объясняется помимо значительной протяженности её территории наличием ряда иных факторов.

     Во-первых, это необходимо, чтобы суды как  государственные органы правосудия были организованы в соответствии с  национально-государственным устройством  Российской Федерации и административно-территориальным  делением ее субъектов в целях  максимального приближения органов  судебной власти к населению, чтобы  обеспечить доступность правосудия для судебной защиты прав и свободы  граждан.

     Во-вторых, существование взаимосвязанных  судебных органов и их специализированных подсистем вызывается необходимостью распределения компетенции по рассмотрению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений. Поэтому суды отдельных  звеньев судебной системы уполномочены на рассмотрение определенного круга  дел, отнесенных к их юрисдикции законом, т.е. в зависимости от подсудности, которая может определяться территориальными, предметными и персональными  признаками.

     В-третьих, создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, продиктовано необходимостью обеспечить условия  для реализации конституционного права  каждого осужденного на пересмотр  приговора вышестоящим судом  в порядке, установленном федеральным  законом (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ). Ступенчатость  построения судебной системы (в частности, двухинстанционность) позволяет проверять  законность и обоснованность каждого  приговора по уголовному дела и решения  по гражданскому делу вышестоящим судом, осуществляющим надзор за судебной деятельностью  нижестоящего суда.

     В-четвертых, судебные органы при осуществлении  правосудия не должны быть разобщены. Деятельность каждого суда, выступающего в качестве самостоятельного и независимого органа правосудия при рассмотрении конкретных дел, должна согласовываться  с основными принципами государственной  и общественной жизни, обеспечивать единообразное понимание и применение законов Российской Федерации.    

     Помимо  разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место  в судебной иерархии, суды разделяются  по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй инстанции (апелляционный и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

     Судебной  инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятия решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

     Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен рассматривать отнесенное к его компетенции дело (уголовное, гражданское) и принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.

     Суд второй инстанции – это суды, апелляционной и кассационной инстанции, наделенные правом проверять по жалобам участников процесса и (или) представлению прокурора законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. К таким судам как судам вышестоящим относятся суды республик, краевые, областные суды и равные им. Районный суд также является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и является апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям.

     Особенности пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу, в судах общей  юрисдикции и арбитражных судах.

     В судах общей юрисдикции это проверка может проводиться в апелляционном, (предусмотренном только для решений, не вступивших в законную силу, вынесенных мировыми судьями), и кассационном (для  любых судебных решений, не вступивших в законную силу) порядке.

     В апелляционном порядке пересматриваются единолично судьями районных судов  судебные решения, вынесенные мировыми судьями и не вступившие в законную силу. Судебное рассмотрение происходит по правилам производства в суде первой инстанции (в ходе судебного заседания  для исправления судебных ошибок вновь непосредственно исследуются  доказательства, как имеющиеся в  деле, так и представленные дополнительно), т.е. дело проверяется по фактическим  и правовым основаниям. В кассационном порядке пересматривается коллегиально судьями вышестоящих судов судебные решения (в том числе и решения  апелляционной инстанции), не вступившие в законную силу. Судебное рассмотрение в этом случае не предполагает непосредственного исследования доказательств, т.е. дело проверяется только по правовым основаниям (посредством анализа материалов дела, жалоб участников процесса, их объяснений и протеста прокурора выявляются нарушения норм процессуального и материального права).

     В арбитражных судах возможен только один порядок пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу, - апелляционный. А апелляционному пересмотру подлежат только судебные решения, вынесенные в  первой инстанции арбитражными судами субъектов федерации. Функции суда апелляционной инстанции осуществляют специальные арбитражные апелляционные  суды. Судебные решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступают в законную силу с момента провозглашения и апелляционному обжалованию не подлежат. Они могут быть обжалованы только в порядке надзора.  

     Суд надзорной инстанции – это подразделения судов, наделенных правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

     При этом надо отметить, что название инстанции  «надзорная» является условным. Пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, осуществляется в нескольких формах и имеет свои особенности в зависимости от вида судопроизводства.

     В системе судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать  президиумы судов среднего звена, а  также Судебные коллегии по гражданским  и уголовным делам, Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ.

     При этом пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, осуществляется в  двух формах: надзорного производства, по вновь открывшимся обстоятельствам.

     В порядке надзорного производства приговор или иное решение нижестоящего суда, вступившие в законную силу, проверяются при наличии надзорной жалобы заинтересованных лиц или надзорное представление прокурора. При этом основанием отмены или изменения судебных решений является нарушения закона, допущенные при рассмотрении дела, судом нижестоящей инстанции.

     Поводом пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам служат заключение прокурора (по уголовным делам) или заявление участников процесса и прокурора (по гражданским делам).

     Основанием  пересмотра дела по вновь открывшимся  основаниям являются, как правило, существенные нарушения закона, которые не были и не могли быть известны при рассмотрении, т.е. нарушения закона, которые лежат  за пределами пересматриваемого  дела.

     Особенности пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, в арбитражном  производстве. В арбитражном судопроизводстве, помимо двух выше перечисленных форм, существует и третья форма пересмотра вступивших в законную силу судебных решений – кассационное производство. В этом случае по жалобам лиц, участвующих в деле, пересмотру подлежат только решения и постановления арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В роли суда кассационной инстанции выступают федеральные арбитражные суда округов.

     По  существу кассационное производство в  арбитражном процессе представляет собой кассационный порядок пересмотра судебных решений (приговоров и решений  по гражданским делам) в уголовном  и гражданском процессах судов  общей юрисдикции, но с одной лишь разницей. В арбитражном процессе проверяются уже вступившие в  законную силу судебные решения, тогда  как в гражданском и уголовном  процессе проверяются судебные решения  еще не вступившие в законную силу.

     Вышестоящая инстанция – суд, занимающий более  высокую ступень по отношению  к суду, рассмотревшему дело. Например, районный суд по отношению к мировым  судам.

     Высшая  судебная инстанция – Верховный  Суд Российской Федерации или  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

     К числу общих положений, характеризующих организацию судебной системы в Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относит принцип единства (ст. 3), самостоятельность судов и независимость судей (ст. 5), обязательность судебных постановлений (ст. 6), равенство всех перед законом и судом (ст. 7), участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 8), гласность в деятельности судов (ст. 9), язык судопроизводства и делопроизводства в судах (ст. 10). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Юридические лица: понятие, признаки и виды