Юридические лица и проблемы их образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:33, доклад

Описание работы

Практика создания юридических лиц. Понятие юридического лица. Перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица.

Файлы: 1 файл

Для доклада.docx

— 20.96 Кб (Скачать файл)

Тем самым в законодательстве фактически закреплена доктрина "проникновения  под вуаль" юридического лица, контролирующие органы которого теперь не смогут во всех случаях причинения вреда (в том  числе нарушения обязательств перед  кредиторами) ссылаться на независимость  и автономность действий юридических  лиц.

з абсолютных нововведений следует отметить возможность реорганизации  одновременно более двух юридических  лиц, в том числе и в различной  организационно-правовой форме. Ранее  законодательство не предусматривало  такой возможности.

    Согласно документу, после вступления в силу поправок закрытые и открытые акционерные общества и общества с дополнительной ответственностью прекратят свою деятельность в России, вместо них появятся публичные и непубличные юридические лица, прокомментировал информацию о юридических новеллах на брифинге министр юстиции Александр Коновалов.

    "Проанализирована  практика создания юридических  лиц. По имеющейся статистике, 85 процентов юридических лиц были  зарегистрированы в форме обществ  с ограниченной ответственностью. Официально невостребованными оказались  такие формы, как полное товарищество, общество с дополнительной ответственностью. В этой связи разработчики Гражданского кодекса предлагают разделить юридические лица на публичные и непубличные", - сказал Коновалов.

    Кроме того, в случае утверждения предлагаемых изменений больше не потребуется  перерегистрации ранее созданных  юридических лиц и переоформления прав на недвижимое имущество, в том  числе на земельные участки, не потребуется.  По словам Коновалова, при регистрации вносимых изменений в учредительные документы юрлиц госпошлина взиматься не будет.

    Кроме того, законодательно закрепляется новая  форма защиты имущественных интересов  участников корпорации. Речь идет о  восстановлении утраченных помимо их воли прав участия в корпорации, в том числе в результате необоснованного  списания акций и долей участия, корпоративных захватов.

    Так, в  статье 52 Гражданского кодекса для  ускорения процедуры регистрации  предполагается возможность использовать типовые уставы.

    "Проект  закрепляет возможность признания  в ряде случая недействительными  решений органов управления обществом,  а также сделок, заключенных сторонами  договора, в противоречии с корпоративным  договором", - сказал министр.

    В качестве новеллы появится возможность участия  в корпоративном договоре третьих  лиц для обеспечения законных интересов. Коновалов также подтвердил, что поправки, возможно, вступят в силу с 1 сентября 2012 года.

    Все новеллы  подготовлены с учетом веяния времени. "Подготовка новелл в действующий  Гражданский кодекс не связана с  провалом существующего документа, а призвана сделать его еще  лучше, в том числе, с учетом веяния времени, развития экономики, интеграции страны в международное пространство", - отметил министр. Он назвал этот документ по сути революционным.

    Министр подчеркивает, что инициаторы поправок обеспечили преемственность новых норм Гражданского кодекса и традиционных для российского  и европейского права начал и  принципов, а также гармоничную  интеграцию новых институтов в существующую систему правового регулирования.

Изменениями в статью 48 «Понятие юридического лица» уточнен  и юридический смысл института  юридических лиц: они получают гражданские  права и гражданские обязанности  наряду с физическими лицами.

Введено деление юридических  лиц на корпоративные (корпорации) и  унитарные.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним  относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские  кооперативы, общественные организации  граждан, ассоциации и союзы.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками  и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся: государственные  и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные  организации.

Исключены некоторые  из существующих организационно-правовых форм (общества с дополнительной ответственностью, ЗАО).

Вместе с тем, вводится понятие публичных акционерных  обществ. Изменения коснулись и  перечня некоммерческих юридических  лиц, а также правил о реорганизации  и ликвидации юридических лиц. В  частности, запрещено преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот, в тоже время допускается осуществление ранее невозможной смешанной реорганизации (реорганизация с одновременным сочетанием различных форм реорганизации, а также реорганизация с участием более двух юридических лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам).

Статьей 53.1 предлагается ввести ответственность в виде обязанности  по возмещению понесенных юридическим  лицом убытков для руководителя юридического лица, коллегиального органа управления (совет директоров и др.) если доказано, что при осуществлении  своих прав и исполнении обязанностей оно действовало недобросовестно  или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Государственная регистрация  является завершающим этапом образования  юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта гражданского оборота, и принимает  решение о признании организации  юридическим лицом. После этого  основные данные об организации вносят в единый государственный реестр юридических лиц и они становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Для регистрации юридического лица обычно предоставляются следующие  документы: заявление учредителей  о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение  учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей, если их несколько), документ, подтверждающий уплату регистрационной  пошлины, для коммерческих организаций  – также документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, выписка из реестра  иностранных юридических лиц  соответствующей страны происхождения  или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя. 

Перечень документов, необходимых для регистрации  юридического лица, представленный в  ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», является закрытым, т. е. регистрирующие органы не могут  истребовать у заявителя какие-либо документы, необходимые, по их мнению, для регистрации, помимо прямо указанных в законе. 

Однако регистрирующие органы Пермского края руководствоваться  законом не желают и требуют, прямо  нарушая закон, у заявителя еще  и гарантийное письмо от собственника помещения, в котором юридическое  лицо будет находиться, о предоставлении им помещения, например по договору аренды, для местонахождения регистрируемого  юридического лица, т.е. совершают дополнительные действия по проверке достоверности указанного местонахождения юридического лица, тем самым затягивая регистрацию и даже пропуская сроки. Надо сказать, что этим требованием налоговые усложнили жизнь не только учредителям юридических лиц, которые довольно быстро нашли выход из создавшегося положения путем «покупки юридического адреса», но и себе: т.к. несоответствие действительности сведений, представленных при государственной регистрации юридического лица, даже будучи доказанной, сама по себе не свидетельствует о том, что государственная регистрация произведена с нарушением порядка, установленного Законом, ведь перечень оснований для отказа в регистрации строго определен. 

Регистрирующий орган  законодательно не наделен полномочиями на проверку соответствия действительности сведений, представленных при государственной  регистрации. 

Как видится, причиной сложившейся на данный момент ситуации является своевольное толкование регистрирующими  органами п. 2 ст. 54 ГК, который посвящен определению места нахождения юридического лица, и в котором указывается, что государственная регистрация  юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно  действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового –  иного органа или лица, имеющих  право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. его директора или учредителя, но несмотря на все вышесказанное регистрирующие органы продолжают отказывать в регистрации юридических лиц по месту жительства директора. 

Еще одной проблемой  является часто предъявляемое налоговой  требование к оформлению доверенности на получение документов, подтверждающих факт регистрации, специалисты регистрирующих органов почему-то решили, что она  должна быть заверена нотариусом, хотя в Письме ФНС от 28.08.06 № 09-1-03/4151 совершенно ясно сказано, что доверенность на получение  документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный  реестр, не требует нотариального  удостоверения и оформляется  в простой письменной форме. 

Несмотря на все  перечисленные неприятности желание граждан создавать юридические лица не пропало, а все проблемы, встающие на пути у учредителей являются решаемыми. 

Налоговые органы не устают придумывать все новые  и новые требования борясь, по всей видимости, с фирмами-однодневками, но препятствуют в конечном итоге нормальной деятельности добросовестных предпринимателей.


Информация о работе Юридические лица и проблемы их образования