Юридическая характеристика договора поставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я хотел бы уделить особое внимание следующим вопросам:
- Юридическая характеристика договора поставки. В данном вопросе я хотел бы уделить особое внимание самому понятию договора поставки, договорным связям, возникающим всвязи и по поводу реализации прав и обязанностей сторон, а также формированию условий договора. Проблема формирования условий договора поставки была выбрана мной потому, что от согласования данных условий зависят дальнейшие действия сторон договора по его заключению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Юридическая характеристика договора поставки……………………………4
Исполнение договора поставки…………………………………………………16
Ответственность за нарушение условий договора…………………………....20
Заключение………………………………………………………………………...24
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Договор поставки.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

План:

  1. План…………………………………………………………………………………2
  2. Введение…………………………………………………………………………….3
  3. Юридическая характеристика договора поставки……………………………4
  4. Исполнение договора поставки…………………………………………………16
  5. Ответственность за нарушение условий договора…………………………....20
  6. Заключение………………………………………………………………………...24
  7. Список используемой литературы……………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прежде всего, данная тема заинтересовала меня тем, что проблемы правового  регулирования договорной деятельности приобретают всё большую актуальность в условиях рыночной экономики Российской Федерации. Отдельным примером таких договоров является договор поставки.

Договор поставки является одной из разновидностей договора купли – продажи и выделился в законодательстве в отдельный правовой институт недавно по сравнению с иными видами договоров (с середины 18 века он был выделен  в российском праве в отдельный вид договора и на то время практически не имел аналогов). Иногда его называют предпринимательской или торговой куплей-продажей.

С самого зарождения этот институт использовался  преимущественно для регулирования отношений государства с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах.

В данной курсовой работе я хотел  бы уделить особое внимание следующим вопросам:

- Юридическая характеристика договора  поставки. В данном вопросе я  хотел бы уделить особое внимание  самому понятию договора поставки, договорным связям, возникающим  всвязи и по поводу реализации  прав и обязанностей сторон, а  также формированию условий договора. Проблема формирования условий договора поставки была выбрана мной потому, что от согласования данных условий зависят дальнейшие действия сторон договора по его заключению.

- Вопрос, касающийся исполнения  договора был выбран мной потому, что зачастую на рынке товаров и услуг складывается такая ситуация, когда получатели по договору поставки не знают положенный им объём прав и обязанностей, а знают лишь то, что написано у них в договоре.

-Ответственность за нарушение  условий договора поставки. По поводу данного вопроса могу сказать, что незнание сторонами данных положений нередко вызывает попадание конкретных индивидов и юридических лиц в довольно затруднительную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

  

Юридическая характеристика договора поставки.

 

Договор  поставки - один  из наиболее  распространенных  видов  обязательств, используемых  в  предпринимательстве.  Договор  поставки  охватывает  практически  весь  товарооборот  в  хозяйственной деятельности предпринимателей. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для  индивидуальных предпринимателей.

Наиболее оптимален договор  поставки, к примеру, для регулирования  взаимоотношений между производителями  товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров. Указанные  отношения должны отличаться стабильностью и  иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи.  

В настоящее время законодательное  регулирование хозяйственных отношений  по договору поставки осуществляется новым Гражданским Кодексом РФ (далее ГК), и, необходимость применения старых нормативных актов (Положение о поставках продукции производственно-технического назначения; Положение о поставках товаров народного потребления), как противоречащих ГК РФ, отпала.

Договором поставки ст.506 ГК признает такой договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Этот договор, по его легальному определению, является консенсуальным, возмездным и взаимным.

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями могут устанавливаться:

    1. На основе прямых договоров между ними;
    2. Путем централизованных закупок продукции, товаров организациями материально-технического обеспечения;
    3. С помощью оптово-посреднических фирм.

Таким образом, договорные связи могут  быть с участием промежуточных звеньев и без участия промежуточных звеньев. В первом случае – простая связь, во втором – сложная.

В зависимости от основания возникновения  договорных отношений по поставкам  различают:

    1. поставки, основанные только на соглашение между поставщиком и покупателем;
    2. поставки, которые имеют своим основанием совокупность юридических фактов в виде договора и заказа товаров на поставку для государственных нужд.

Договор поставки имеет такую же экономическую сущность (возмездная передача товара от одного субъекта к  другому) как и договор купли-продажи. ГК РФ определил договор поставки как разновидность договора купли-продажи, и отсюда просматривается единство экономического содержания и юридических признаков этих договоров:

  • они призваны обеспечить переход права собственности (иного вещного права) на имущество;
  • заключение этих договоров происходит в результате свободного волеизъявления сторон, которые выступают как свободные товаровладельцы;
  • они имеют возмездно-эквивалентный характер, где встречным предоставлением являются деньги.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что к договору поставки товаров  применяются не только специальные  нормы, но и общие положения о  купле-продаже (ст.454). Это положение  имеет как научно-познавательное, так и практическое значение, поскольку  в процессе реализации прав, вытекающих их конкретных обязательств, а также при осуществлении защиты прав в арбитражном суде требуется и четкое их определение, и правильная юридическая квалификация.

Договору поставки присущи квалифицирующие  признаки, выделяющие его в отдельный вид договора купли-продажи и обуславливающие его особое правовое регулирование:

    1. передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или срок. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора;
    2. по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками;
    3. имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, договор поставки имеет  и другие существенные отличия. Например:

    1. система договорных связей при поставке зачастую сложная, и поэтому поставщик не всегда собственник (производитель) поставляемого имущества, им может быть и посредник, реализующий покупателю товары с целью получения прибыли;
    2. в договоре поставки момент заключения договора отдален во времени от момента исполнения, так как товара, подлежащего поставке, может и не быть на момент заключения договора;
    3. договор поставки создает длительные отношения между сторонами;
    4. исполнение договора поставки, как правило, осуществляется по частям;
    5. в объем прав и обязанностей сторон входит не только продажа поставляемого товара, но и его доставка;
    6. само содержание договора определяет письменную форму его заключения.

Во избежание коллизий, которые  могут возникнуть между контрагентами  по договору поставки, ими должны быть согласованы определённые условия.

Проблема формирования условий  и заключения договора поставки всегда была в центре внимания в условиях административно-командной системы хозяйствования. При заключении договоров предприятия руководствовались разделом III Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и разделом II Положения о поставках товаров народного потребления, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 года № 888, и рекомендованными к использованию Минюстом СССР, Госарбитражем СССР, Минторгом СССР примерными договорами поставки продукции и поставки товаров.

Другая сторона деятельности по заключению договоров поставки, непосредственно  связанная с деятельностью юридической  службы предприятия, была отражена в  Методических рекомендациях о правовом обеспечении выполнения договорных обязательств по поставкам продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления и участия в этой работе юридических служб предприятий, объединений и организаций, утвержденных письмом Минюста СССР и Госарбитража СССР от 11 августа 1989 года.

Сегодня же процесс заключения договора поставки в отсутствие привычной  для руководителей и юристов  бывших государственных предприятий  четкой регламентации превратился  в настоящую головную боль. Ее лишь частично снимает новый Гражданский кодекс РФ.

Рассмотрим процедуру формирования условий и заключения договора поставки с учетом конкретной деятельности в  деловом обороте каждой из его  сторон.

Такая деятельность поставщика - продавца по продаже товара представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных   планов:   плана   исследования   рынка   товара, (маркетинг-плана), плана производственной деятельности и финансового плана.

 Маркетинг-план определяет: спрос  на товар, характер рынка и  планируемый объем продаж товара; действия конкурентов на рынке товара и другие внешние факторы, влияющие на объем продаж товара: экономические, технические, природные, политические, социальные, этические и др.; политику ценообразования; каналы продажи товара; способы продвижения товара на рынке.

Таким образом, маркетинг-план определяет в основном статические (определительные) условия договора и условия, отвечающие за обеспечение  исполнения договорных обязательств.

Производственный  план определяет:

а) для изготовителя товара, самостоятельно занимающегося его реализацией: источники (виды) сырья, энергоресурсов и их поставщиков;  трудовые ресурсы;  производственные мощности;  порядок разработки продукции,  ее ассортимент и способы противодействия конкуренции аналогичной продукции на рынке товаров в будущем; технологию изготовления, в том числе контроль качества продукции; субподрядчиков-изготовителей (поставщиков комплектующих); сервисное послепродажное (и  гарантийное) обслуживание; внешние факторы, влияющие на производство:

изменение цен  на сырьевые и энергетические ресурсы, изменения в технологии,  запросы  клиентов (потребителей), изменения  в законодательстве, регулирующем предпринимательскую  деятельность изготовителя;

б) для оптовой торговой организации: поставщиков закупаемых для продажи товаров; трудовые ресурсы; складские мощности;  средства перевозки;  торговую сеть для сбыта товаров, в том числе сбытовые (дилерские) организации, мелкооптовые склады, магазины; разработку ассортимента товара для продаж; технологию приемки, хранения и поставки товара в сеть сбыта; сервисное послепродажное (и гарантийное) обслуживание с использованием помощи изготовителей товаров и сервисные центры; внешние факторы, влияющие на торговлю: изменение рыночных цен на закупаемые товары, изменение арендной платы за складские мощности или затрат, связанных с их содержанием в собственности, запросы клиентов (потребителей), изменения в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность в торговле.

Финансовый план определяет: источники финансирования деятельности и его формы; объем денежного потока и скорость поступления денег (объем выручки от реализации товаров (продукции); себестоимость продукции (по затратам из производственного плана); валовую прибыль; планируемые налоги и другие обязательные отчисления в бюджеты; размер чистой прибыли.

Информация о работе Юридическая характеристика договора поставки