Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Право частной собственности и ее наследования. Свобода хозяйственной инициативы. Именно эти права, представляющие собой главный объект атак «марксистско-ленинской» литературы и основанного на соответствующих идеях «социалистического» законодательства, образуют действительный правовой фундамент свободы человека. Человек-собственник в наибольшей степени волен распоряжаться собой, свободно выбирает род занятий и может всесторонне развивать свою личность. Именно эти права дают ему такие возможности, а вовсе не право на труд, о содержании которого речь пойдет ниже.

Файлы: 1 файл

Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

§ 5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и  обязанности

1. Право частной собственности  и ее наследования. Свобода хозяйственной  инициативы. Именно эти права,  представляющие собой главный  объект атак «марксистско-ленинской»  литературы и основанного на соответствующих идеях «социалистического» законодательства, образуют действительный правовой фундамент свободы человека. Человек-собственник в наибольшей степени волен распоряжаться собой, свободно выбирает род занятий и может всесторонне развивать свою личность. Именно эти права дают ему такие возможности, а вовсе не право на труд, о содержании которого речь пойдет ниже.

Естественно возникает вопрос: а  насколько это справедливо, учитывая, что собственники - меньшинство общества? Еще несколько десятилетий назад такое утверждение было верно. Сегодня оно еще верно в слаборазвитых, равно как и в «социалистических» странах. В развитых же обществах ныне собственниками являются не только предприниматели, но также большинство работающих по найму - трудящихся. Неимущие ныне составляют там меньшинство, хотя подчас еще довольно значительное.

Исторический опыт показывает, что  лишь наличие указанных конституционных  прав создает предпосылки для  превращения большинства членов общества в собственников, тогда  как отсутствие этих прав наверняка обрекает их основную массу на прозябание, в лучшем случае - на слабую зажиточность. Без таких прав имущие не становятся свободными, ибо их материальное положение зависит от места в административной иерархии, а следовательно от благорасположения вышестоящих, либо есть результат противозаконной деятельности, которая в любой момент может повлечь серьезное наказание, связанное с утратой имущества.

Указанные права рассматривались  как основополагающие уже первыми  конституционными актами. Статья 17 французской Декларации прав человека и гражданина определяет собственность как право неприкосновенное и священное. Подробная его характеристика содержалась в Конституции Франции 1793 года:

«Статья 16. Право собственности  состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла.

Статья 17. Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей.

Статья 19. Никто не может быть лишен  ни малейшей части своей собственности  без его согласия, кроме случаев, когда этого

109

§ 5. Экономические, социальные и культурные права

требует установленная законом  необходимость, и лишь под условием справедливого и предварительного возмещения».

В конституциях, принятых после первой мировой войны, собственность более  не является священной, ей свойственна  общественная функция; провозглашается  тезис о возможности социализации собственности. Собственность может  быть экспроприирована, но основой возможного отчуждения стала ее «социальная польза», «общий интерес» и т.п.

Дело в том, что стихийное  развитие капитализма порождало  все более разрушительные кризисы. Это требовало от государства  интенсивного включения в хозяйственную жизнь, что и отразилось в вышеуказанных конституционных формулах, относящихся к собственности.

В конституциях периода после второй мировой войны заметны существенные новеллы, обусловленные усилением  регулирующей роли государства в  экономике и социальной жизни, а также распространением в западноевропейских странах и позднее в ряде стран, освободившихся от колониальной зависимости, социалистических идей. Помимо всего прочего здесь сказалось влияние победы СССР над гитлеровским фашизмом и усиление западноевропейских, а также японской компартий, активно участвовавших в антифашистской борьбе и создании новых конституций.

Мы наблюдаем в конституциях этого периода положения о  допустимости национализации частной  собственности применительно к  целым отраслям, что и имело место на практике, положения о планировании развития народного хозяйства и т.п. Например, ст. 43 итальянской Конституции установила, что в целях общей пользы закон может первоначально резервировать или же посредством экспроприации при условии возмещения передать государству, публичным учреждениям или сообществам работников либо пользователей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам или к источникам энергии либо находящиеся в монопольном положении и представляющие важный общий интерес.

В современных же условиях наступления  эпохи информатизации вновь проявляется  тенденция к уменьшению вмешательства  в экономику. Конечно, возможности  государственной экспроприации  не исключаются, однако гарантии для собственников остаются весьма серьезными и подчас усиливаются. Так, согласно включенной в 1969 году ст. 22-тер швейцарской Конституции «в пределах своих конституционных полномочий Конфедерация и кантоны могут законодательным путем по мотивам публичного интереса предусмотреть меры по экспроприации и ограничению собственности» (абз. 2) с тем, что «при экспроприации и равноценном экспроприации ограничении собственности обязательно справедливое

110 Глава Ш. Конституционно-правовой  статус человека и гражданина

возмещение» (абз. 3). Согласно ст. 30 македонской Конституции гарантируются  право собственности и право  наследования. Собственность создает  права и обязанности и должна служить благу индивида и сообщества. Собственность и вытекающие из нее  права ни у кого не могут быть изъяты или ограничены, кроме случаев, когда этого требует установленный законом публичный интерес. В случае экспроприации собственности или ее ограничения гарантируется справедливое возмещение, которое не может быть ниже рыночной стоимости.

Македонский пример можно  упрекнуть в недостаточной показательности, ибо Македонии до эпохи информатизации путь еще неблизкий, однако жесткой  зависимости между уровнем развития общества и текстом конституции  не существует. Македонский законодатель, имея за плечами опыт «социалистического» развития, явно смотрит вперед, учитывает условия наиболее развитых стран.

Заслуживают внимания некоторые  положения ст. 41 румынской Конституции, регулирующей отношения частной  собственности. Так, абз. 3 предусматривает  на случай экспроприации возмещение не только справедливое, но и предварительное. Для работ, представляющих общий интерес, публичные власти могут использовать недра любой недвижимости с возмещением собственнику нанесенного этим ущерба (абз. 4). Размер возмещения при экспроприации или использовании недр согласовывается с собственни- ' ком, а при недостижении согласия решает суд (абз. 5). Право собственности обязывает к соблюдению требований охраны окружающей среды и обеспечению добрососедства, а также иных требований, предъявляемых собственнику законом или обычаем (абз. 6).

Очень подробно урегулированы  отношения собственности и ее гарантии в ст. 17 и 18 греческой Конституции, где, в частности, определяются сроки  возмещения в случае экспроприации, принципы земельной собственности и др.

«Социалистические» конституции  обычно говорят о собственности  граждан (частной или личной) лишь в связи с экономическим строем, ограничивая ее объекты преимущественно  предметами потребления. Например, Конституция  КНР, даже с «либеральными* поправками 1988 и 1993 годов, рассматривает единоличное и частное хозяйство лишь как дополнение к «социалистическому общественному хозяйству», хотя и говорит об охране государством законных прав и интересов единоличных хозяйств, частньїх хозяйств, а также права граждан на законные доходы, сбережения, жилище и другую законную собственность и праве граждан на наследование частной собственности (ст. 11, 13). Конституция КНДР в ст. 22 устанавливает, что личная собственность является собственностью для личного потребления трудящихся. Она образуется «из доли от социалистического распределения по труду и

111

§ 5. Экономические, социальные и культурные права

дополнительных льгот  за счет государства и общества (?!)». Продукция личного подсобного хозяйства  населения, в том числе хозяйства на приусадебном участке членов сельскохозяйственных кооперативов, также является личной собственностью. Государство законом охраняет личную собственность трудящихся (не граждан!) и обеспечивает право ее наследования.

Свобода хозяйственной инициативы в современных конституциях, гарантирующих право частной собственности, часто отдельно не провозглашается, но выводится из указанного права, будучи существенным его проявлением. Однако некоторые конституции содержат позитивное провозглашение этой свободы.

Например, согласно ст. 38 Конституции Испании «признается  свобода предпринимательства в  рамках рыночного хозяйства. Публичные  власти гарантируют и поощряют ее осуществление и защиту производства в соответствии с требованиями общей  экономики и, в соответствующем случае, планирования».

Весьма характерен для  условий пост-«социалистического»  общества текст ст. 49 Конституции  Хорватии:

«Свобода предпринимательства  и рынка — основа экономического строя Республики.

Государство обеспечивает всем предпринимателям одинаковое правовое положение на рынке. Монополии запрещаются.

Республика поощряет экономический  прогресс и социальное благосостояние граждан и заботится о хозяйственном  развитии всех своих краев.

Права, приобретенные вложением  капитала, не могут быть уменьшены законом или другим правовым актом.

Иностранному вкладчику гарантируется  свободное извлечение прибыли и  изъятие вложенного капитала».

Влияние наступающей эпохи информатизации сказывается и в том, что ряд  конституций, провозглашая право собственности, особо гарантируют собственность интеллектуальную, как, например, пп. XXVII-XXIX ст. 5 Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года.

2. Труд и связанные с ним  социальные права, свободы в  обязанности. В течение длительного  времени эта группа прав и свобод выступала в какой-то мере как антипод вышеизложенным. С тех вор, как рабочий класс оформился политически, то есть примерно с середины прошлого века, право на труд стало одним из важнейших лозунгов в его борьбе. «Социалистические» конституции, начиная со сталинской, открывали этим правом разделы и главы о оравах граждан (в последнее время, правда, от этой традиции стали отходить). Оно выдвигалось как мощный аргумент в защиту «социалистической» системы, освободившей якобы человека от кризисов

112 Глава Ш. Конституционно-правовой  статус человека и гражданина

перепроизводства и безработицы. И не случайно законодатель в демократических  странах, особенно на подъеме демократического движения после второй мировой войны, стал также включать указанное право в конституции.

Проблема, однако, заключается в  том, что такое право не может  иметь юридического механизма своей  реализации, если его понимать как  «право на получение гарантированной  работы с оплатой труда по его  количеству и качеству» (см. часть первую ст. 118 Конституции СССР 1936 года). Несмотря на строгий централизм управления экономикой и предписания трудового законодательства, обязывавшего администрацию предприятий и учреждений принимать на работу обратившихся за ней граждан в случае наличия рабочего места, на практике никто не мог заставить ее сделать это против своей воли.

Тем более это невозможно в условиях господства частной собственности. Правда, «социалистическая» экономическая  система стимулировала увеличение численности занятых при низкой производительности их труда и низком, как правило, его качестве. Безработица была устранена искусственным путем:

там, где дела хватало на пятерых, заняты были пятнадцать, двадцать и  более. В результате всем гарантировалась  зарплата, но на весьма низком уровне. И все же в таких «социалистических» странах, как Китай, Югославия, ликвидировать безработицу не удалось даже указанным образом.

Составители конституций в некоторьіх демократических странах, понимая  ситуацию (народ-то требует права  на труд), искали выход в использовании особых юридических конструкций, которые позволяли бы, провозгласив данное право и удовлетворив тем самым социальные ожидания, не допустить все же предъявления в судах исков к государству с требованием предоставить рабочее место на основании конституционной нормы.

Например, в Конституции Италии право на труд записано не в части I «Права и обязанности граждан», а во вводной части «Основные  принципы», где содержатся, в частности, такие нормы-принципы и нормы-цели, как «Италия — демократическая Республика, основанная на труде» (часть первая ст. 1); «Задача Республики -устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической и социальной организации Страны» (часть вторая ст. 3). В этом контексте и записана норма части первой ст. 4 о праве на труд: «Республика признает за всеми гражданами право на труд и способствует созданию условий, которые делают это право, эффективным». Здесь, таким образом, речь идет о принципах государственной политики, реализация которых не подлежит обеспечению через суд.

113

§ 5. Экономические, социальные и культурные права

Напротив, в Испании, где положения Конституции конструировались с учетом Международных пактов о правах человека 1966 года, содержащих взвешенные формулировки, абз. 1 ст. 35, помещенной среди прочих статей о правах и обязанностях, гласил" «Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или занятия, на продвижение посредством труда и на вознаграждение, достаточное для удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи, причем ни в каком случае не может осуществляться дискриминация по признаку пола». Впрочем, несмотря на такую категорическую формулировку, безработица в Испании приобрела довольно значительные масштабы.

Что касается права на выбор профессии  или занятия, то реализация его также  объективно зависит от наличия спроса и оно также практически не может быть защищено в судебном порядке.

Информация о работе Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности