Экологические права в системе международно-признанных прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:48, реферат

Описание работы

Право на благоприятную окружающую среду составляет важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды. Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на благоприятную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения.

Содержание работы

Введение……………………………………………......……………………………3
1. Экологические права в системе международно-признанных прав человека…………………………...…………………………………………………5
1.1. Экологические права человека в нормах международного права …………..5
1.2. Характеристика прав граждан в области охраны окружающей среды ……...7
Заключение …...…………………………………………………………………....13
Библиографический список ……...……………………………………………..14

Файлы: 1 файл

f права человека.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение……………………………………………......……………………………3

1. Экологические права в системе международно-признанных прав человека…………………………...…………………………………………………5

1.1. Экологические права человека в нормах международного права …………..5

1.2. Характеристика прав граждан в области охраны окружающей среды ……...7

Заключение …...…………………………………………………………………....13

Библиографический список ……...……………………………………………..14

 

Введение

Право на благоприятную  окружающую среду составляет важную часть конституционного статуса  личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды.

Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность  статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на благоприятную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения.

Особенности экологической  правоспособности как юридической  возможности обладать закрепленными  в законодательстве правами и  обязанностями, реализующимися в сфере  охраны окружающей среды, связаны с естественным, прирожденным характером субъективного права, предпосылкой которого является экологическая правоспособность: правом на благоприятную окружающую среду человек обладает на протяжении всей жизни, оно неотделимо от него и является необходимым условием существования. Применительно к этому праву человека отличие отраслевой правоспособности - как своеобразного "права на право" - от самого субъективного права имеет не более чем схематичный характер (субъективное право конкретно - правоспособность абстрактна), поскольку момент возникновения того и другого во времени неразделим.

Всё вышеизложенное, а также совершенствование правового  регулирования экологических прав граждан, обуславливает актуальность данной работы.

Целью работы является исследование экологических прав в системе международно-признанных прав человека.

 

Экологические права человека в нормах международного права

Пункт 4 статьи 15 Конституции  Российской Федерации гласит: «Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».1

В контексте развития и реализации международного права  окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования  природопользования, воспроизводства  природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством нормотворчества; взаимных консультаций; мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией, контроля за состоянием природы, применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права2.

Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в  определенной степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века. Вначале оно носило эпизодический характер, основывалось на двухсторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария).

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине текущего века. Основные из этих факторов - использование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использование во все возрастающих масштабах природных богатств и загрязнение окружающей среды планеты, развитие программ использования космоса и др.

Субъектами международных  экологических правоотношений являются государства, международные правительственные  и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах3.

Объект международно-правового  регулирования охраны окружающей среды и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:

- международные природные  объекты и ресурсы, находящиеся  за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);

- природные объекты  и ресурсы, разделяемые двумя  или более государствами. К  таким объектам относятся пограничные  реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера  (в т.ч. Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных.

- природные объекты  и ресурсы, находящиеся под  национальной юрисдикцией. Например, массив первичных лесов в Республике  Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием "Девственные леса Коми", озеро Байкал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находящиеся под национальной юрисдикцией, но отношения, по поводу которых также регулируются международными правовыми нормами.

Международное право  окружающей среды на современном  этапе - динамично развивающаяся отрасль современного международного права и его науки. Вопрос о его источниках важно рассмотреть в историческом аспекте. При отсутствии международных договоров в данной сфере межгосударственные отношения регулировались на основе международных обычаев. Один из признанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства. С учетом этого принципа принимались решения международных судов.

На современном этапе  источники международного права  окружающей среды подразделяются на два вида:

- закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", т.е. обязательное право);

- содержащие необязательные  правила, но оказывающие тем  не менее влияние на международные  отношения своим авторитетом ("мягкое", т.е. рекомендательное, право)4.

Эволюцию обычных норм экологического права на пути к позитивному  праву отразили следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ГА ООН, Нью-Йорк);

Заключительный акт  Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года (СБСЕ);

Призывая государства  к установлению конкретных процедур для защиты прав человека, международные  организации создают принципы для  ориентации при разработке национальных законов.

 

 

 Характеристика прав граждан в области охраны окружающей среды

В соответствии с действующим законодательством  РФ граждане имеют права как в  рамках природоохранительного, так  и в рамках природоресурсного  законодательства, что является составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом5.

Комплексным нормативным  документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон "Об охране окружающей среды"6, в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью  посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:7

- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

- право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);

- право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);

- право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

Основные права  человека и гражданина, установленные  в Конституции РФ, неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права  и свободы других лиц (ст. 17).

Немаловажную  роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ8.

Декларация  Рио-де-Жанейро по окружающей среде  и развитию от 14 июня 1992 г. провозгласила, что люди имеют право жить в  добром здравии и плодотворно  трудиться в гармонии с природой (Принцип 1); экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты (Принцип 10).

Право на жизнь  в целом тоже можно рассматривать  как естественное экологическое  право граждан.

Права граждан  в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Но перечень данного пункта исчерпывающим  не является.

Среди имеющихся  прав согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" можно выделить следующие основные группы прав:

1) общественные  права граждан в области охраны  окружающей среды;

2) информативные  права граждан в области охраны  окружающей среды;

3) права по  защите прав граждан в области  охраны окружающей среды.

Так, согласно п. 2 указанной статьи граждане имеют  право:

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Перечень прав самих общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, предусмотрен ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды"9;

- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Информация о работе Экологические права в системе международно-признанных прав человека