Хозяйственные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

К хозяйственным обществам можно отнести общества с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общества.
Общества с ограниченной ответственностью относится к категории коммерческих организаций, основанных на объединении капиталов. Учредительными документами общества при необходимости на участников могут возлагаться определенные обязанности личного участия в деятельности общества. От общества по общему правилу не требуется публиковать сведения о результатах ведения его дел (см. п. 5 ст. 91 ГК).

Файлы: 1 файл

Гражданское право.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

1.2 Хозяйственные  общества  
К хозяйственным обществам можно отнести общества с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общества.  
Общества с ограниченной ответственностью относится к категории коммерческих организаций, основанных на объединении капиталов. Учредительными документами общества при необходимости на участников могут возлагаться определенные обязанности личного участия в деятельности общества. От общества по общему правилу не требуется публиковать сведения о результатах ведения его дел (см. п. 5 ст. 91 ГК).  
Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица.  
ООО действует на основании двух учредительных документов – учредительного договора и устава. Исключение составляет общество, учрежденное одним лицом, действующее на основании только устава, поскольку заключение учредительного договора в этом случае невозможно.  
В соответствии с п. 1 ст. 87 ГК ООО имеет уставный капитал, который разделен на доли определенных учредительными документами размеров[3]. Размер доли участника общества определяется в процентах или в виде дроби и должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.  
В ООО управление осуществляется его органами: высший орган – общее собрание участников и исполнительный орган. В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества[4].  
Вопросы добровольной реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции общего собрания участников (см. п. 3 ст. 91 ГК). Решение о реорганизации или ликвидации общества считается принятым, если за него единогласно проголосовали все участники ООО. 
По своему правовому статусу общество с дополнительной ответственностью отличается от ООО условием о дополнительной ответственности участников общества по его долгам. Указание на дополнительную ответственность участников должно содержаться в фирменном наименовании общества.  
АО относится к категории коммерческих организаций, основанных на объединении капиталов. Коммерческий характер общества полагает основной целью деятельности общества получение прибыли и возможность ее распределения между акционерами, а также определяет характер правоспособности общества.  
АО может быть образовано (создано) путем его учреждения вновь, а также путем реорганизации существующего юридического лица.  
Уставный капитал представляет собой величину (цифру), которая фиксируется в денежном выражении в учредительных документах общества и показывает минимальную стоимость имущества, которым общество гарантирует интересы контрагентов, вступающих в отношения с обществом.  
Общее собрание акционеров, совет директоров и исполнительный орган общества являются органами управления обществом. Вопросы добровольной реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции общего собрания участников[5].  
1.3 Производственные кооперативы  
Производственный кооператив – добровольное объединение прежде всего людей, а не капиталов. Основные признаки производственных кооперативов состоят в следующем: 1) производственный кооператив – это добровольное объединение на основе членства преимущественно граждан для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности; 2) член кооператива – гражданин, как правило, обязан в нем работать, находиться с кооперативом в трудовых отношениях, либо обеспечить иное участие в его деятельности, выражающееся, в частности, в финансировании кооператива, обеспечении его материальными ресурсами, помещениями, транспортом; 3) обязанность членов кооператива состоит также в формировании его имущественной базы путем внесения имущественных паевых взносов. В совокупности паевые взносы составляют паевой фонд кооператива; 4) члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам. 5) все члены кооператива, как граждане, так и юридические лица, обладают одним голосом при принятии решений на общем собрании членов кооператива.  
ГК предоставляет кооперативу возможность осуществлять любые виды деятельности. В частности, кооперативы вправе осуществлять свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, оказывать иные услуги.  
Единственным учредительным документом кооператива является его устав. Органы управления, обязательные для каждого кооператив. К первым относятся высшие и исполнительные органы управления кооперативом, ко вторым – наблюдательный совет, который может быть создан при числе членов более 50.  
Управление в кооперативе осуществляется на основе утвердившихся в мировой практике кооперативного движения демократических принципов. Общее собрание состоит из всех членов кооператива, является его высшим органом управления. Исполнительными органами производственного кооператива являются его правление и (или) председатель.  
Реорганизация кооператива осуществляется по правилам, предусмотренным ст. ст. 57 – 60 ГК[6].  
Ликвидация кооператива может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной ликвидации кооператива принимается общим собранием членов кооператива. Ликвидация кооператива по требованию иных государственных органов или органов местного самоуправления возможна только в том случае, если такое право предоставлено данным органам законом.  
1.4 Государственные и муниципальные предприятия  
Унитарное предприятие – это коммерческая организация. Иными словами, это объединение лиц, состоящее из руководителя предприятия и коллектива рабочих и служащих. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, в качестве объекта права выступают предприятия, входящие в состав имущества, принадлежащего хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию.  
Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие.  
Согласно п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях в Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие[7]. 
Потребительскому кооперативу, отнесенному ГК к некоммерческой организации, свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие кооператив от других предусмотренных ГК юридических лиц. К таким признакам относятся: членство, являющееся организационной основой формирования кооператива, демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник – один голос); внесение членами кооператива имущественных паевых взносов; удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив.  
Учредительным документом потребительского кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.  
К общественным объединениям также относятся общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Их юридический статус определен в Законах об общественных объединениях (ст. ст. 8 – 12), о политических партиях.  
Общественные организации, так же как и другие общественные объединения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако ее ведение ограничено двумя условиями: во-первых, она должна осуществляться лишь для достижения целей, ради которых создана данная организация (объединение), и, во-вторых, она должна соответствовать этим целям.  
1.5 Дочерние и зависимые общества  
Дочерние общества являются самостоятельными субъектами гражданского оборота, обладающими правами юридического лица. Указанные общества могут быть созданы в организационно-правовых формах АО и ООО[8].  
Основной организацией в отношении дочернего общества может быть как хозяйственное общество, так и хозяйственное товарищество, в том числе общество (товарищество), не являющееся акционером дочернего общества.  
Главным условием, позволяющим признать соответствующее общество дочерним, является наличие у другого (основного) общества (товарищества) возможности определять решения, принимаемые таким обществом. Данная возможность может быть основана на преобладающем участии основной организации в уставном капитале дочернего общества, на заключенном между ними договоре и на иных особенностях (фактах) отношений между данными юридическими лицами. При этом для определения общества в качестве дочернего не требуется фактического использования основным обществом (товариществом) имеющихся у него возможностей определять решения дочернего общества.  
Основное общество (товарищество) может быть привлечено к субсидиарной ответственности по долгам дочернего общества, если по его вине наступит несостоятельность (банкротство) дочернего общества.  
Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. При этом требования участников (акционеров) дочернего общества о возмещении основным обществом убытков, причиненных дочернему обществу, могут быть заявлены путем обращения участников (акционеров) в суд с соответствующим иском в интересах дочернего общества.  

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ 

 
     
  
    Правовое положение, порядок  создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации некоммерческих организаций  как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности  их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями  и возможные формы их поддержки  органами государственной власти и  органами местного самоуправления законодательно определяются в Федеральном законе от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). 
    В пункте 1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях закреплено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. 
    Согласно пункту 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах: 
    - потребительский кооператив; 
    - общественные или религиозные организации (объединения); 
    - учреждения; 
    - благотворительные и иные фонды; 
    - другие формы, предусмотренные законом. 
  
    Пункт 3 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях дает следующий перечень форм некоммерческих организаций: 
    - общественные или религиозные организации (объединения); 
    - общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества; 
    - некоммерческие партнерства, учреждения; 
    - автономные некоммерческие организации; 
    - социальные, благотворительные и иные фонды; 
    - ассоциации и союзы; 
    - другие формы, предусмотренные законом. 
    При этом законодатель закрепляет не исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, поэтому в Российской Федерации допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом). 
    Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, а также в достижении общественно-полезных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Законе о некоммерческих организациях. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие. 
    Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Перечень также не является исчерпывающим. Каждая из перечисленных или подобных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но, общая цель всегда одна и ее можно смело назвать социальной. Важно заметить при этом, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. 
  
    Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования. 
    Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономныхнекоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. 
  
    Потребительский кооператив. 
    В соответствии с пунктом 1 статьи 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. 
    Потребительский кооператив не предполагает обязательного личного участия в его делах. Любые ограничения участия в некоммерческих организациях каких-либо субъектов гражданского права должны быть прямо установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно не исключается возможность одновременного участия одного и того же участника в нескольких кооперативах. 
    ГК РФ предусматривает, что особенности правового положения потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов - жилищный и жилищно-строительный кооператив, сельскохозяйственная и иная кооперация (смотрите Федеральный закон от 30.12.2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", Федеральный закон от 18.07.2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральный закон от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). Поэтому в ГК РФ содержатся лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов. 
    Устав потребительского кооператива может предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности, а полученные доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. В данном случае эта деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив. 
    Обратите внимание, что в соответствии со статьей 1 Закона о некоммерческих организациях его действие не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. 
  
    Общественные или религиозные организации (объединения). 
    В соответствии с пунктом 1 статьи 117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они также являются некоммерческими юридическими лицами, и лишь в этом качестве могут выступать как участники имущественных правоотношений. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. 
    Отметим, что ГК РФ не затрагивает специфичных особенностей их статуса, включая внутреннюю организацию и структуру управления. 
    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. 
    Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. И граждане, и юридические лица - имеют равные права и равные обязанности. В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер - оно оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом. Участники связаны с объединением тем, что они выразили свою поддержку целям объединения, его конкретным акциям, они не обязаны формально подтверждать свое участие в объединении, если это прямо не предусмотрено уставом. 
    В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: 
    - общественная организация; 
    - общественное движение; 
    - общественный фонд; 
    - общественное учреждение; 
    - орган общественной самодеятельности; 
    - политическая партия. 
    Гражданское законодательство регламентирует следующие основные положения правового статуса всех форм общественных и религиозных организаций (объединений). 
    Участниками таких организаций не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество таких юридических лиц. Следовательно, граждане как члены общественных и религиозных организаций не приобретают никаких имущественных доходов и выгод, а также не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного имущества, переданного ими такой организации. 
    Общественные и религиозные организации являются собственниками своего имущества и не несут ответственности по долгам своих членов, так же как последние ни в субсидиарном, ни в каком-либо ином порядке не отвечают по долгам созданных ими организаций. 
    Юридическими лицами и собственниками своего имущества в соответствии с законом и уставами общественных и религиозных организаций могут признаваться как отдельные звенья этих организаций (например, территориальные), так и сами организации (объединения) в целом. ГК РФ допускает альтернативное решение этого вопроса в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях и уставами этих организаций. 
    Данные организации как собственники имущества участвуют в имущественном обороте исключительно для достижения своих основных уставных задач, то есть имеют строго целевую правоспособность. При этом осуществляемая деятельность общественных и религиозных организаций должна не только служить достижению уставных целей, но и соответствовать им. Например, общественная организация может быть участником общества, занимающегося издательской или пропагандистской деятельностью (типографии, газеты, телестудии), но не может становиться участником автомобильного комплекса либо страховой компании. 
  
    Фонды. 
    Фонды представляют собой относительно новый вид некоммерческих юридических лиц, успевший широко распространиться в имущественном обороте современного российского общества. 
    Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. 
    Особенностью фонда и отличием этой организационно-правовой формы является то обстоятельство, что эта организация не основана на членстве участников и последние не обязаны участвовать в ее деятельности, и поэтому лишены возможности прямо участвовать и в управлении делами. Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества, но при этом в целях исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета, контролирующего деятельность фонда и его должностных лиц, во-вторых, фонд обязан публично вести свои имущественные дела (статья 118 ГК РФ). 
    Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями. Например, имущество благотворительной организации (в том числе, благотворительного фонда), оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом. 
    Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Устав фонда помимо общих для всех видов юридических лиц сведений, должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд"; сведения о целях фонда; указания об органах, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда; о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения; о месте нахождения фонда; о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. 
    Порядок внесения изменений в устав фонда и его ликвидация закреплены в статье 119 ГК РФ. Органы фонда могут принять решение об изменении устава только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена в уставе его учредителями, а основания ликвидации фонда определены практически исчерпывающим образом. Если возможность внесения изменений в устав не предусмотрена учредительными документами, то такое право предоставлено только суду. 
    Благотворительная или иная общественная деятельность фондов нуждается в постоянных материальных затратах, которые невозможно финансировать при отсутствии членских взносов (как и в общественных организациях), ибо фонд не имеет фиксированного членства. Поэтому гражданское законодательство разрешает фондам, так же как и другим некоммерческим юридическим лицам, участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества. 
    Предпринимательская деятельность фонда должна соответствовать общественно полезным целям, то есть его основным уставным задачам, носить строго целевой характер,соответствующий его специальной правоспособности, и подвергается тем же ограничениям, что и участие в имущественном обороте общественных и религиозных организаций. 
  
    Учреждения. 
    Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами - собственниками. 
    Учреждение - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (оно закреплено за учреждением на праве оперативного управления (статья 296 ГК РФ)). 
    Отметим, что законодателем не определены наименования учредительных документов этих организаций: это может быть как устав, так и общее положение об организациях данного вида, либо положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником. С учетом многообразия видов учреждений ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса, как специальными законами, так и подзаконными актами, которые могут определять их статус. 
    Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). 
    Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. 
    Учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано по воле собственника либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. В отношении государственных и муниципальных учреждений решение принимает уполномоченный собственником орган государственного управления либо, соответственно, орган местного самоуправления. Преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую или некоммерческую организацию иной формы собственности допускается лишь в рамках законодательства о приватизации. 
  
    Ассоциации и союзы. 
    Ассоциации и союзы - это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя создаваться они могут как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Из содержания статьи 121 ГК РФ следует, что не допускается одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. 
    Ассоциации и союзы как коммерческих, так и некоммерческих организаций создаются для целей координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов, причем исключительно на добровольной основе. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность, сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять одновременно в нескольких ассоциациях и союзах. 
    Подобное объединение, как некоммерческая организация, не вправе участвовать в предпринимательской деятельности, но оно может создать хозяйственное общество либо участвовать в нем, однако при этом полученные доходы должны использоваться на нужды ассоциации и не могут распределяться между ее участниками. Если же участники ассоциации возлагают на нее ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся члены ассоциации (пункт 1 статьи 121 ГК РФ). 
    Ассоциации и союзы - это собственники имущества, переданного учредителями, включая их взносы, являющиеся основным источником образования такого имущества, которое может использоваться ассоциацией только для достижения уставных задач в строгом соответствии с целевой правоспособностью. Остаток имущества ассоциации, образовавшийся в случае ее ликвидации после удовлетворения претензий кредиторов, не подлежит распределению между учредителями, поскольку они не имеют права на имущество ассоциации. 
    Ассоциация не несет ответственности по долгам своих участников, но последние обязаны нести такую ответственность по ее обязательствам. Характер и пределы такой ответственности должны определяться в уставе, в том числе с учетом особенностей положения юридических лиц - не собственников, которые могут быть участниками ассоциации. Наличие данной дополнительной ответственности исключает возможность признания данного вида некоммерческого юридического лица банкротом. Субсидиарная ответственность члена ассоциации по долгам такого объединения сохраняется даже в случае выхода или исключения участника из ассоциации пропорционально его взносу в течение двух лет с момента выхода. 
    Рассматриваемая форма некоммерческих юридических лиц действует в отличие от остальных форм некоммерческих юридических лиц на основании двух учредительных документов - учредительного договора и устава, в которых участники договариваются о создании данной организации, включая компетенцию органов управления, порядок их формирования, условия и порядок реорганизации, а также ликвидации ассоциации. ГК РФ не предусматривает издания специальных законов, посвященных статусу и деятельности ассоциаций и союзов. Поэтому необходимые детали их правовой регламентации должны предусматриваться в их учредительных документах, с помощью которых учредители сами могут определить многие вопросы деятельности создаваемых ими объединений


Информация о работе Хозяйственные общества