Формы осуществления народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ основных форм народовластия.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть историю развития представлений о народовластии, понятия и сущности демократии и рассмотреть ее основные формы, такие как непосредственная демократия и представительная демократия; проанализировать, как осуществляется народовластие в России и проблемы его становления.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава I. Понятие и сущность народовластия. 5
§1. История развитий представлений о народовластии. Понятие и сущность демократии. 5-11
§2. Представительная демократия и непосредственная демократия, как основные формы народовластия. 11-18
Глава II. Анализ народовластия в Российской Федерации. 19
§1. Осуществление народовластия в России 19-26
§2. Проблемы становления демократии в Российской Федерации. 25-33
Заключение 34
Библиография 35-40
Приложение 41-43

Файлы: 1 файл

Курсовик готов.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Другой формой непосредственной демократии являются выборы. Демократические свободные  выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления России являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.48

Выборы - это  участие граждан в осуществлении  власти народа путем выдвижения из своей среды представителей для  выполнения в государственных органах  и органах местно самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти.49

Выборы в  РФ осуществляются в соответствии с  определенными принципами: всеобщность  выборов; равноправие избирателей  на выборах; непосредственность избрания депутатов и тайна голосования, обеспечивающая свободу волеизъявления избирателей на выборах.50

Всеобщим признается такое избирательное право, при  котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать  участие в выборах. Равное избирательное  право - это участие граждан на выборах «на равных основаниях», то есть когда все избиратели имеют равные права и обязанности. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно.

Выборы могут  быть всеобщими (выборы Президента РФ) и частичными (когда необходимо пополнить  состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов). Кроме этого, выборы могут быть очередные (проводимые в установленные законом сроки), внеочередные (например, при досрочном роспуске парламента или отставке президента), повторные (когда выборы не дали результатов и возникает необходимость проведения второго тура). Есть еще выборы альтернативные, предполагающие выдвижение в каждом избирательном округе не менее двух кандидатов, из них в последующем осуществляется выбор, и безальтернативные, когда может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре, но при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.51

Выборы, как  и референдум, представляют собой  узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии в нашей стране. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.52

Кроме таких  форм непосредственной демократии как  референдум и выборы еще существуют сходы, собрание граждан, митинги, демонстрации и всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов  государственной власти (референдум и выборы), другие носят консультативный характер. Но, независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятием государственных решений всегда огромно, ибо в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Конституция упоминает о каждом институте прямого волеизъявления.53

Пpeдcтaвитeльныe opгaны избиpaютcя нeпocpeдcтвeннo нapoдoм, cocтoят из eгo пoлнoмoчных пpeдcтaвитeлeй - дeпутaтoв, игpaют oгpoмную poль в фopмиpoвaнии и выpaжeнии гocудapcтвeннoй вoли нapoдa, oлицeтвopяют eгo. Пapлaмeнт Poccии, пpeдcтaвитeльныe opгaны ee cубъeктoв ocущecтвляют зaкoнoдaтeльную влacть, выpaжaют гocудapcтвeнную вoлю нapoдa в зaкoнaх, peгулиpующих opгaнизaцию и дeятeльнocть дpугих влacтных cтpуктуp, пoвeдeниe вceх людeй и opгaнизaций нa тeppитopии cтpaны. Пpeдcтaвитeльнaя дeмoкpaтия дoлжнa cпocoбcтвoвaть пoдкoнтpoльнocти гocудapcтвa нapoду. Пapлaмeнт PФ  - Фeдepaльнoe Coбpaниe PФ - cocтoит  из Гocудapcтвeннoй Думы и Coвeтa Фeдepaции.54

В Coвeт Фeдepaции в cooтвeтcтвии c Кoнcтитуциeй PФ вхoдят пo двa пpeдcтaвитeля oт кaждoгo cубъeктa PФ: пo oднoму oт зaкoнoдaтeльнoгo (пpeдcтaвитeльнoгo) и иcпoлнитeльнoгo opгaнoв гocудapcтвeннoй влacти cубъeктa PФ.

Дeпутaты Гocудapcтвeннoй  Думы Фeдepaльнoгo Coбpaния Poccийcкoй Фeдepaции  избиpaютcя гpaждaнaми Poccийcкoй Фeдepaции  нa ocнoвe вceoбщeгo paвнoгo и пpямoгo избиpaтeльнoгo пpaвa пpи тaйнoм гoлocoвaнии. Учacтиe гpaждaнинa Poccийcкoй Фeдepaции в выбopaх являeтcя cвoбoдным и дoбpoвoльным. Никтo нe впpaвe пpинуждaть гpaждaнинa Poccийcкoй Фeдepaции к учacтию или нeучacтию в выбopaх, a тaкжe пpeпятcтвoвaть eгo cвoбoднoму вoлeизъявлeнию. В cooтвeтcтвии c Кoнcтитуциeй Poccийcкoй Фeдepaции в Гocудapcтвeнную Думу Фeдepaльнoгo Coбpaния Poccийcкoй Фeдepaции избиpaeтcя 450 дeпутaтoв. Дeпутaты Гocудapcтвeннoй Думы избиpaютcя пo фeдepaльнoму избиpaтeльнoму oкpугу пpoпopциoнaльнo чиcлу гoлocoв, пoдaнных зa фeдepaльныe cпиcки кaндидaтoв в дeпутaты Гocудapcтвeннoй Думы.55

Выдвижeниe кaндидaтoв в cocтaвe фeдepaльных cпиcкoв кaндидaтoв ocущecтвляeтcя пoлитичecкими пapтиями, имeющими в cooтвeтcтвии c Фeдepaльным зaкoнoм oт 11 июля 2001 гoдa № 95-ФЗ «O пoлитичecких пapтиях».  Пoлитичecкaя пapтия - этo oбщecтвeннoe oбъeдинeниe, coздaннoe в цeлях учacтия гpaждaн PФ в пoлитичecкoй жизни oбщecтвa пocpeдcтвoм фopмиpoвaния и выpaжeния их пoлитичecкoй вoли, учacтия в oбщecтвeнных и пoлитичecких aкциях, в выбopaх и peфepeндумaх, a тaкжe в цeлях пpeдcтaвлeния интepecoв гpaждaн в opгaнaх гocудapcтвeннoй влacти и opгaнaх мecтнoгo caмoупpaвлeния.56

Oчeнь бoльшoe знaчeниe в ocущecтвлeнии влacти нapoдa  имeют  
избиpaeмыe им дoлжнocтныe лицa гocудapcтвa, пpeждe вceгo Пpeзидeнт PФ. Инcтитут вceнapoднo избиpaeмoгo Пpeзидeнтa - дeйcтвeннoe cpeдcтвo peaлизaции нapoднoгo cувepeнитeтa. Чepeз нeгo (a oн  
вoзглaвляeт гocудapcтвo) нapoд тaкжe oкaзывaeт вoздeйcтвиe нa гocудapcтвeнный aппapaт в цeлях ocущecтвлeния cвoeй вoли; имeннo Пpeзидeнт PФ oпpeдeляeт ocнoвныe нaпpaвлeния внутpeннeй и внeшнeй  
пoлитики, кoтopaя ocущecтвляeтcя иcпoлнитeльнoй влacтью.57

Зaкoнoдaтeльный (пpeдcтaвитeльный) opгaн гocудapcтвeннoй  влacти cубъeктa Poccийcкoй Фeдepaции являeтcя пocтoяннo дeйcтвующим выcшим и eдинcтвeнным opгaнoм зaкoнoдaтeльнoй влacти cубъeктa Poccийcкoй Фeдepaции. Нaимeнoвaниe зaкoнoдaтeльнoгo (пpeдcтaвитeльнoгo) opгaнa гocудapcтвeннoй влacти cубъeктa Poccийcкoй Фeдepaции, eгo cтpуктуpa уcтaнaвливaютcя кoнcтитуциeй (уcтaвoм) cубъeктa Poccийcкoй Фeдepaции c учeтoм иcтopичecких, нaциoнaльных и иных тpaдиций cубъeктa Poccийcкoй Фeдepaции. Чиcлo дeпутaтoв зaкoнoдaтeльнoгo opгaнa гocудapcтвeннoй влacти cубъeктa Poccийcкoй Фeдepaции уcтaнaвливaeтcя кoнcтитуциeй (уcтaвoм) cубъeктa PФ. Нe мeнee 50 пpoцeнтoв дeпутaтoв зaкoнoдaтeльнoгo (пpeдcтaвитeльнoгo) opгaнa гocудapcтвeннoй влacти cубъeктa Poccийcкoй Фeдepaции (в двухпaлaтнoм зaкoнoдaтeльнoм (пpeдcтaвитeльнoм) opгaнe гocудapcтвeннoй влacти cубъeктa Poccийcкoй Фeдepaции - нe мeнee 50 пpoцeнтoв дeпутaтoв oднoй из пaлaт укaзaннoгo opгaнa) дoлжны избиpaтьcя пo eдинoму избиpaтeльнoму oкpугу пpoпopциoнaльнo чиcлу гoлocoв, пoдaнных зa cпиcки кaндидaтoв в дeпутaты, выдвинутыe избиpaтeльными oбъeдинeниями в cooтвeтcтвии c зaкoнoдaтeльcтвoм o выбopaхEщe oднa фopмa ocущecтвлeния нapoдoвлacтия - opгaны мecтнo-  
гo caмoупpaвлeния. Oни oтдeлeны oт cиcтeмы opгaнoв гocудapcтвeннoй влacти, нe вхoдят в их cиcтeму.58

§2. Проблемы становления демократии в Российской Федерации.

Процесс демократизации в России существенным образом отличается от «классических» моделей. Как отмечает Г.Дилигенский, своеобразие российского опыта демократизации состоит в том, что Россия не относится к категории традиционных обществ. В советское время страна превратилась в индустриальную державу с относительно высоким уровнем урбанизации и образованности населения. В российском обществе сформировался своеобразный средний класс, ядро которого составляла научно-техническая интеллигенция и специалисты, заинтересованные в свободной реализации своего интеллектуального потенциала. В позднесоветский период широкие слои населения, в основном, ориентировались на жизненные стандарты западного «общества потребления». Все это создавало уникальность конкретно-исторических сочетаний продвижения российского общества на пути к демократии.59

Одной из распространенных моделей российской демократизации является модель А.Ю.Мельвиля. Она основывается на ряде условий, влияющих на процесс демократического транзита:

1. Внешняя международная среда (геополитические, военно-стратегические, экономические, политические, культурно-идеологические факторы). Включает в себя факторы, проявившиеся в 1980-е гг. и повлиявшие на реформаторские тенденции в СССР. Они были не решающими, но благоприятными для будущего развития демократии.

2. Государство  и нациообразующие факторы (единая территория, единое государство, чувство национальной идентичности). Для современной России по-прежнему является трудноразрешимой задача обеспечения национального единства, которая должна решаться до начала демократизации. Следовательно, данный фактор осложнил процесс демократизации в России и во многом обусловил его отличие от переходных процессов в других странах.

3. Общий социально-экономический  уровень развития и модернизации, степень «современности» общества. Российская демократизация осуществляется в условиях невысокого уровня экономического развития, длительного отсутствия элементов рыночной экономики, что негативным образом повлияло на развитие трансформационных процессов. Поэтому влияние данного фактора является неблагоприятным.

4.   Социально-классовые  процессы и условия (степень  социальной дифференциации и  развития, взаимоотношения между  классами и социальными группами). В России не было необходимой  для демократии социальной базы, т.к. отсутствовал средний класс, существовала высокая дифференциация доходов между богатыми и бедными, не было консенсуса между основными социальными группами. Поэтому влияние этого фактора также следует признать неблагоприятным.

5.  Социокультурные и ценностные факторы, доминирующие в обществе культурно-политические ценности и ориентации. Для России не было характерным массовое распространение ценностей и ориентаций, характерных для гражданской политической культуры. Демократический пафос начала 1990-х гг. быстро сменился апатией. Серьезным препятствием для демократизации остается пассивность населения, связанная с разочарованием во власти. В целом действие данных факторов в большей степени является отрицательным, чем положительным

6.   Политические факторы и процессы (взаимодействия партий, общественно-политических движений и организованных групп с новыми политическими институтами и процедурами, выбор ими политических стратегий и тактик). Формирование новых правил игры, воспринимаемых основными политическими факторами, является необходимым условием демократизации. Данный уровень факторов предполагает также взаимообусловленность политических и экономических преобразований. Административный способ осуществления политических и экономических реформ отрицательно повлиял на процесс демократизации, что привело к расколу между властью и обществом.

7. Индивидуальные, личностные политико-психологические  факторы (конкретные решения и  действия ключевых политических  акторов. Наряду с широким распространением авторитарных тенденций в массовом сознании сохраняются авторитарные настроения и у важнейших политических субъектов, что в целом делает зависимым российское общество от конкретного политического руководителя.60

Я считаю, что  совокупное влияние этих факторов свидетельствует о возможности реализации авторитарного варианта в современной России. В качестве препятствий для реализации такой альтернативы автор выделяет рост плюрализма групповых и корпоративных интересов, осознание гражданами зависимости власти от выбора общества, нарастание процессов формирования политической идентичности и др.

 В целом  модели российской демократизации  по-разному прогнозируют дальнейшее  развитие событий. Так, Ю.А.Красин в качестве одного из вариантов дальнейшего развития демократизации, считает возможным принятие «мягкого авторитаризма», который в наибольшей степени отвечает не только отечественным традициям и историческому опыту, но и нынешней политической обстановке. Суть «мягкого авторитаризма» заключается в независимости и свободе граждан в неполитической сфере и в авторитарном формировании внутренней и внешней политики. Однако путь к демократии от «мягкого авторитаризма» не гарантирован и может привести к жесткому авторитаризму. 61

Демократизации  в России препятствовал экономический кризис, резко ухудшивший жизнь людей, систематические задержки денежных выплат населению, растущая коррупция государственного аппарата, рост преступности, неприятие демократических ценностей, которые на первый план выдвигали проблемы индивидуальной адаптации к сложившимся условиям, а не политическое участие. В качестве одной из важнейших проблем российской демократизации К. А. Свасьян называет дефицит демократического политического лидерства, связанный с отсутствием у российских политиков умения, навыков и воли к устойчивой политической самоорганизации, что привело к решающей роли не оправдавшего себя харизматического лидера, несостоятельность харизмы которого стала одной из причин дискредитации демократии в общественном сознании.62

Для постсоциалистических стран, в т.ч. для России, существует особенная проблема: введение рыночной экономики и демократии одновременно, причем реформа экономического устройства общества должна проводиться путем принятия политических решений. Такая  задача - учреждение класса предпринимателей - не стояла ни в одном из прежних переходов к демократии. Как показывает демократическая практика, именно рынок способствует развитию демократии, а не демократия – появлению рынка. Развитое рыночное общество только до определенной степени делает конкурентную демократию эффективным способом внутригосударственного согласования интересов и достижения социального мира. Проблема усугубляется тем, что политическая культура авторитарного эгалитаризма, разделяемая большинством граждан этих стран, не предполагает ни рыночную экономику, ни демократию в качестве целей реформ.63

Для поставторитарных стран в процессе демократизации актуальной является проблема эффективности  политических институтов. При этом возникает, по мнению В.И.Пантина, замкнутый круг, где новые демократические политические институты не могут стать достаточно эффективными, поскольку не пользуются необходимой поддержкой со стороны массовых и элитных групп общества, а получить поддержку и легитимность эти институты не могут, поскольку в глазах большинства населения не являются эффективными, способными помочь в решении возникающих перед обществом проблем. Данный тезис особенно важен для России и некоторых других посткоммунистических и поставторитарных стран, где распространено мнение о принципиальной неэффективности демократических институтов, не соответствующих национальным традициям государства.64

Анализ эффективного становления демократических режимов  позволяет утверждать, что демократические  политические институты становятся действительно эффективными лишь в результате длительного процесса развития и адаптации к условиям и традициям данного общества, о чем свидетельствует опыт демократического строительства в западных странах. Так о высокой степени демократичности в западных государствах следует говорить лишь со второй половины ХХ века. Следовательно, современные сложности в становлении демократических политических институтов, как в России, так и в ряде других стран, объясняется не проблемой совместимости демократии и ее институтов с национальными традициями и нормами, а тем, что они могут стать эффективными лишь постепенно адаптируясь к политическим реалиям.65

 Особенностью  России  является приоритет государства  над частными институтами, сформировавшимися  в обществе. В результате большая часть населения все еще ожидает от государства готовых решений их проблем вместо того, чтобы взять на себя инициативу и попытаться помочь самим себе, что уменьшило бы их зависимость от государственного аппарата, невосприимчивого к изменениям, которые необходимо провести в социально-экономической сфере.66

Информация о работе Формы осуществления народовластия