Формирование римской государственности и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии — христианства — все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

Содержание работы

1. Формирование древнеримской государственности
2. Государственный строй Римской империи
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Марина Риффель.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный  строй Римской республики

 

Общественный  строй Римской республики был  весьма сложным. Основными классами были рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев не был однородным. В нем слились воедино верхушка патрициата и плебса, это была новая знать, которую называли нобилями.

Только римский гражданин был наделен всеми правами, то есть мог участвовать в народном собрании, мог стать воином и получить от государства земельный надел. Женщины в Римской республике были лишены политических прав, не зависимо от того, к какому сословию относились, а так же обладали урезанной гражданской правоспособностью.

Характерные черты низших сословий в римской  республике:

  • Вольноотпущенники - рабы, отпущенные на волю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны.

Это проявилось:

- вольноотпущенник не мог служить в армии;

- не мог  быть избранным на какую-либо  должность;

- голосовал  только в территориальной трибе.

  • Латины - категория подвластного и неполноправного населения, не имевшие римского гражданства.
  • Перегрины, также не имели политических прав.
  • Рабы, не имевшие никаких прав (самое низшее сословие в Римской республике).

Государственный строй Римской республики выражался в организации различных органах управления государством.

Основным органом  власти в Риме был сенат. Сенаторов  назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, так как цензоры крайне редко пересматривали состав сената. Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательствовал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недействительными. И в этом заключались его законодательные функции.

Сенат вместе с тем был и органом исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. К компетенции сената относились: управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог, военное дело, дела культов, распоряжение казной. В чрезвычайных обстоятельствах мог установить военную диктатуру. Тогда один из консулов назначал диктатора, который был начинен чрезвычайной властью. Все обычные магистратуры становились в его подчинение.

Сенат не был  судебным органом, но он был вправе назначать судебные коллегии и давать указания о расследовании преступлений. «Вершина власти сената приходится на 300 – 135 г.г. до н. э. когда без него не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в области внешней и внутренней политики. Падение роли сената началось в эпоху гражданских войн (II – I вв. до н. э.), когда государственные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь)». Сенат по своему составу был органом римской аристократии, а потому Рим был аристократической республикой.

Народные собрания (комиции) в Риме были двух видов: центуриатные и трибутные.

Главную роль играли центуриатные собрания (комиции). В их компетенцию входило принятие или отвержение законопроектов, представленный каким-либо магистратом – консулом, претором, народным трибуном. Голосовали по цетуриям. Помимо законодательных функций, центуриальные комиции имели право избирать или отвергать кандидатуры предложенных им должностных лиц, решать вопросы войны и мира, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Постепенно  законодательная компетенция центурий переходит к комициям трибутным. В этих собраниях присутствовало все полноправное население, живущее в этом округе. На собраниях обсуждали и принимали законы, избирали народных трибунов. Каждая триба имела один голос. Если собрание происходило под председательством плебейского (народного) трибуна, то его решение называлось плебисцитом. Позднее трибутные комиции получили право на законодательную и судебную власть.

Но как бы ни были значительны по своему весу эти собрания, они собирались не регулярно и по воле одного из магистратов  – консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления чаще всего были предрешены магистрами.

Следующим государственным  органом является магистратура, как  совокупность должностных лиц республики, ее магистратов (начальников). Магистратуры были чрезвычайные и ординарные, то есть обыкновенные.

Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они обладали такими правами, которые носили название – империум:

  • командовали армией;
  • собирали народное собрание и сенат;
  • председательствовали в этих органах;
  • издавали приказы и отправляли суд.

Все магистратуры были коллегиальными, избирались Народными собраниями на 1 год и были подотчетны им по истечении срока полномочий. По общему правилу магистраты, не вмешивались в дела друг друга, однако при нахождении ошибок, могли приостанавливать дела своим вето. Поэтому магистраты должны были советоваться между собой, прежде чем решиться на важную меру (приказ).

Самыми высшими  магистратами были консулы, их было двое. Они командовали армией, заключали  перемирие с врагами, имели право отменять решения других магистратов, кроме народных трибунов. Во время войны один из них оставался в Риме, а другой командовал войском. Со временем ряд полномочий консулов перешло другим магистратам.

С учреждением должности преторов консулы потеряли право суда по гражданским делам. Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (IV в. до н. э.) занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с III–II вв. до н. э. преторы станут толкователями права и его творцами. Вступая в должность, преторы издавали эдикт, его заносили на побеленную доску, которую выставляли на Форуме, в нем объявляли о том, «что» они будут защищать из гражданских исков и «что» не получит защиты. Благодаря преторам и соответствии с велениями времени римский судебный процесс становится формулярным, то есть определяемым формулой претора, его волей его отношением к рассматриваемому иску. Кроме того, преторы имели право собирать народное собрание и сенат.

Важную роль в политической жизни Рима играла коллегия цензоров, которая состояла из 5 человек. Цензоры избирались центуриатными комициями на 5 лет. Они распределяли граждан по разрядам, определяли сумму налога, заполняли вакантные места в римском сенате. Наконец, в их функции входило наблюдение за нравами, чтобы предупредить излишнюю роскошь воинов-римлян, а тем более безнравственные поступки.

Народные (плебейские) трибуны защищали плебеев от насилия  и несправедливости. Трибуны избирались из плебеев сроком на 1 год в количестве сначала 2, затем 5 и, наконец, 10 человек. Трибуны имели большую судебную власть. Они могли вызвать к себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже консула. Народный трибун имел важное право – налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Они могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим трибуны имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должников. Постепенно трибуны получили право созывать народное собрание. Но они не могли созывать собрания по центуриям, так как не обладали военной властью. Они собирали только народные собрания по округам (трибам).

Как уже отмечалось ранее, все указанные магистратуры были ординарными, то есть обычными. Экстраординарной единственно считалась должность  диктатора, назначаемого по предложению сената одним из консулов. Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Лицо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно, также имел законодательную власть. Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Военная организация  Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Первоначальная военная организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях. Воины в поход должны были являться со своим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами. В случае, если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.

Длительность  и частота войн превращает армию  в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного  контингента воинов – крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела  необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э. Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии — большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. Срок службы значительно увеличил (16-20 лет). Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров – крупной политической фигурой. Военная реформа Мария подготовила основу установления военной диктатуры в римской республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Патриции и плебеи

 

Е. М. Штаерман в статье, посвящённой возникновению древнеримской  государственности приходит к выводу, что «начальная эволюция Рима идёт по пути, аналогичному тем, по которым  развивались другие стадиально близкие  общества»1. Возникновение в Риме сословия патрициев и плебеев было аналогично возникновению сословий знати и простого народа во всех обществах, стоящих на сходной стадии развития2.

Как видно из источников, организация римской патрицианской  общины в царский период носила строгий  военизированный характер. «Ограниченность исходного земельного фонда, других материальных ресурсов вынуждала патрициат замкнуть общину под своим главенством, решительно препятствовать расширению её социальных рамок»3.

На другом полюсе родовой  организации формировалась категория зависимых людей – клиентов. Происхождение этой категории до сих пор вызывает споры. Вероятно, это обедневшие члены «младших» родов, а также завоёванные или пришлые жители, включённые в римскую общину. Лишённые политических и гражданских прав, хотя и лично свободные, они могли существовать лишь благодаря покровительству коренных римских граждан (патронов), которые защищали клиентов  перед третьими лицами4.

Вся масса населения  Рима, оставленная за пределами родовой  организации, получила наименования плебеев. Эта категория складывалась из двух основных источников. Одна часть – это добровольные пришельцы, привлечённые торгово-предпринимательскими интересами, вторая часть была переселена насильственным путём в результате войн Рима против соседних народов. В дальнейшем важным источником пополнения плебейского сословия  стали выходцы из первоначальной римской общины, порвавшие с ней связь вследствие разорения.

Плебеи были лично свободными, обладали собственностью, имущественными правами, занимались ремёслами и торговлей, привлекались к военной службе (правда, во вспомогательных войсках), могли самостоятельно осуществлять судебные иски и нести юридическую ответственность. Таким образом, в области частных гражданских отношений плебеи были равноправны с патрициями. В сфере же политических отношений статус указанных сословий был диаметрально противоположным: плебеи не обладали никакими политическими правами и потому были полностью лишены возможности участвовать в решении общинных дел.

Экономический статус плебейского сословия входил в явное противоречие с их гражданским и политическим бесправием. Как справедливо замечает Е. М. Штаерман, «плебеи не составляли такую группу людей, труд которых могла использовать другая группа благодаря их месту в общественном производстве»5. Плебеи не были экономически эксплуатируемым классом. Следовательно, социальная борьба патрициев и плебеев не была классовой. «Плебеи…представляли собой не класс и не класс-сословие, а архаическое сословие подобно таким же сословиям в других стадиально близких обществах»6.

В предыдущем параграфе  мы отметили, что система управления древнейшего римского общества базировалась на принципах родовой организации  и была рассчитана только на коренных членов римской общины – патрициев. Позднейшие переселенцы – плебеи, не входившие в систему патрицианских родовых связей, тем самым были полностью исключены из общественно-политической жизни. Не принимая участия в решении общественных дел, они не несли в полном объёме и общегражданских обязанностей, прежде всего, военной и податной. Такое положение могло быть терпимым до тех пор, пока преобладающим большинством оставались патриции, а удельный вес плебейского элемента в общей массе населения и в сфере экономических отношений был невелик. Однако по мере того, как плебеи стали играть всё большую роль в повседневной жизни древнеримского общества, их изолированное положение за рамками римской общины превращалось во всё большую общественно-политическую аномалию.

Информация о работе Формирование римской государственности и культуры