Фирменное наименование как объект правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие права на фирменное наименование
1.1 Понятие фирменного наименования
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая ИС.docx

— 115.67 Кб (Скачать файл)

Принятое постановление  строится на том, что суды первой и  второй инстанций неправильно применили  нормы материального права. Федеральный  арбитражный суд Поволжского  округа пришел к выводу о том, что "использование ответчиком своего зарегистрированного фирменного наименования (ООО "Гальва") не свидетельствует  об использовании им фирменного наименования истца - ЗАО "Гальва". Ответчик в  силу п.4 ст.54 ГК РФ имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования так же, как истец  своего - ЗАО "Гальва". Защите подлежат эти фирменные наименования, а  не их часть, совпадающая у истца  и ответчика"[70].

С таким выводом суда нельзя согласиться.

В рассматриваемых судебных актах отражены два разных подхода  к оценке факта нарушения исключительных прав на фирменное наименование. Это  дает основание сформулировать основной вопрос, возникающий при разрешении подобных споров, и от ответа на который  зависит степень защиты прав обладателя фирменного наименования. Признается ли нарушением только тождественное (идентичное) воспроизведение ранее зарегистрированного  наименования другого лица или в  равной степени также воспроизведение  сходного наименования, способного вызвать  их смешение?

Структура фирменного наименования коммерческой организации и сегодня  содержит две основные составляющие: во-первых, сведения об организационно-правовой форме юридического лица и, во-вторых, собственно наименование. Коммерческие организации обычно включают в свое наименование условное словесное обозначение (в рассматриваемом деле - логотип "Гальва"), т.е. сокращенное фирменное наименование. Оно вносится также в государственный реестр (ст.5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"[71]). Именно это сокращенное фирменное наименование и выполняет его основную функцию - служит индивидуализирующим средством, позволяющим отличить организацию правообладателя от других участников гражданского оборота.

Здесь достаточно обратиться к договору коммерческой концессии. По этому договору правообладатель  передает другой стороне право использовать принадлежащий ему комплекс исключительных прав (ст.1028 ГК РФ). В него входит право  на фирменное наименование (существенное условие договора). Однако объектом договора является не все наименование (стороны могут иметь разную организационную  форму), а только его вторая часть (сокращенное наименование).

Гражданский кодекс, установив  охрану исключительных прав коммерческой организации на зарегистрированное в установленном порядке фирменное  наименование, не определил условия, при которых использование охраняемого  фирменного наименования признается противоправным.

Статья 54 ГК отсылает к специальному закону о фирменных наименованиях, где должны быть определены условия  использования фирменных наименований, но закон этот пока не принят. Поэтому  представляется правомерным обратиться к законодательству о других средствах  индивидуализации, содержащих прямой ответ на поставленный вопрос.

Таким образом, не вызывает сомнения правильность решения судов  первой и второй инстанций о нарушении  ответчиком исключительных прав истца  на его фирменное наименование, поскольку  сходство этих наименований способно ввести в заблуждение участников оборота относительно действительного производителя работ.

Между тем решение Федерального арбитражного суда Поволжского округа об отказе в удовлетворении иска на том основании, что наименования сторон совпадают не полностью, а  только в части - не единичное явление  в практике арбитражных судов  по такого рода спорам. К сожалению, критерий "тождественности" превалирует  над критерием "сходства до степени  смешения" при оценке факта нарушения  прав на фирменное наименование.

В этой связи нельзя также  согласиться с позицией, изложенной в п.1 информационного письма Высшего  Арбитражного Суда РФ от 29 мая 1992 г. №  С-13/ОПИ-122, которая несомненно влияет на судебную практику. В нем прямо  указывается: "при установлении факта  о том, что... одно наименование присвоено  различным формированиям (акционерное  общество, кооператив, совместное предприятие  и т.п.), требование истца об изменении  ответчиком своего наименования не может  быть удовлетворено"[72].

Иной подход к разрешению подобных дел противоречит общим  принципам охраны средств индивидуализации и не защищает интерес добросовестных правообладателей фирменных наименований в сегодняшних условиях развития рыночных отношений и формирования конкурентной среды в России.

 

Заключение

Фирменным наименованием  признается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает  в коммерческом обороте. Это наименование - обязательный атрибут учредительных  документов названных юридических  лиц.

Общие правила о фирменном  наименовании установлены статьями 54 и 138 ГК РФ. Специальные правила  предусмотрены в статьях ГК РФ, регулирующих образование отдельных  юридических лиц (например, ст.69 п.3, ст.82 п.4, ст.95 п.2, ст.116 п.3 и др.), а также в законах об образовании и деятельности хозяйственных товариществ и обществ.

Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две  основные составляющие: сведения об организационно - правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных  актах (в частности, для определенных видов организаций требуется  указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием  допускается также сокращенная  форма наименования в виде логотипа и т.п.

Фирменное наименование как  средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право  на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В  качестве такого наименования может  быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких  наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных  правил либо вообще запрещено.

Главное требование к фирменному наименованию - обладание отличительными признаками, исключающими смешение его  правообладателя в хозяйственном  обороте с другими коммерческими  организациями и предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное  наименование не может выполнять  свою основную функцию - средства индивидуализации юридического лица.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что исключительное право юридического лица на фирменное  наименование ограничивается предметом  его деятельности. Следовательно, организации, занятые в различных областях хозяйственной деятельности или выпускающие различную продукцию, могут выступать в обороте под одним и тем же наименованием.

В целях более полной защиты фирменного наименования (практика тому подтверждение) оно может быть одновременно и защищено как товарный знак в  качестве словесного знака - логотипа, повторяющего фирменное наименование, и включено в состав охраняемого  товарного знака. Последний имеет  более надежную защиту, поскольку  его регистрация предусматривает  обязательную проверку на новизну, которая  включает сравнение со всеми тождественными и сходными до степени смешения обозначениями, охраняемыми на территории России.

Фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных  документах и регистрируется путем  включения в Государственный  реестр юридических лиц при государственной  регистрации самого юридического лица (ст.51 п.1 ГК РФ).

Исключительное право  на фирменное наименование возникает  с момента регистрации юридического лица и действует на всей территории РФ (прекращается с его ликвидацией).

Следовательно, проводимый контроль новизны фирменного наименования (до принятия закона о регистрации  юридических лиц и создания единого  Государственного реестра) не исключает  регистрацию тождественных или  сходных фирменных наименований разными хозяйствующими субъектами, например в Самаре и в Москве. В этой ситуации возможна коллизия между правами на зарегистрированные фирменные наименования, принадлежащими различным фирмовладельцам, занимающимся аналогичной хозяйственной деятельностью.

Для разрешения возникшей  коллизии следует исходить из общего принципа охраны исключительных прав, в данном случае защиты преимущественного  приоритетного права на то наименование, которое было зарегистрировано ранее.

Особый режим использования  фирменных наименований (в отличие  от товарных знаков) выражается в том, что передача права на фирменное  наименование другим лицам не допускается, за исключением случаев, установленных  ГК РФ (ст.1027, 1031).

Такая санкция прямо не предусмотрена действующим законодательством. В соответствии со статьей 54 пункт 4 ГК РФ правообладатель может потребовать  прекращения неправомерного использования  принадлежащего ему фирменного наименования и возмещения причиненных ему  убытков. Приведенное положение  конкретизирует общие правила о  защите гражданских прав, установленные  статьей 12 ГК РФ. Вместе с тем не вызывает сомнения, что лицо, обязанное судом  прекратить использование зарегистрированного  им фирменного наименования, должно совершить  все необходимые для этого  действия, и прежде всего внести соответствующие изменения в  свои учредительные документы, что  должно быть отражено в регистрационном  реестре.

1. Фирменное наименование  выполняет две основные функции:  индивидуализацию коммерческих  организаций, а также обеспечение  возможности использования и  передачи клиентеллы субъектами  предпринимательской деятельности. Однако реализация указанных  функций невозможна путем установления  единого правового режима фирменного  наименования. Должная индивидуализация  коммерческих организаций достигается  при условии постоянства и  непередаваемости фирменных наименований; в то время как передача  клиентеллы возможна лишь при  условии свободного распоряжения  правом на фирменное наименование. Таким образом, фирменное наименование  оказалось нацеленным на реализацию  функций, для осуществления которых  требуются взаимоисключающие правовые  механизмы; в результате, реализация  одной из таких функций препятствует  осуществлению другой. В целях  наиболее оптимальной реализации  отмеченных функций, необходимо  разделить их осуществление: задачу  индивидуализации коммерческой  организации возложить на наименование юридического лица, а обеспечение возможности передачи клиентеллы - на коммерческое обозначение.

2. В случае обнаружения  несоответствия наименования требованиям  гражданского законодательства  регистрирующий орган должен  отказать в регистрации юридического  лица по данному основанию.  В силу этого, представляется  необходимым внести в ст.23 Федерального  закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей" дополнение следующего содержания: "Отказ в государственной регистрации  допускается в случае не соответствия  наименования заявляемого к регистрации  юридического лица требованиям  законодательства".

3. Имущественное содержание  права на фирменное наименование  предопределяет возможность его  отчуждения (уступки) в составе  предприятия (имущественного комплекса)  или части предприятия. Уступка  права на фирменное наименование  отдельно от предприятия допускается  при условии обязательного предварительного  уведомления кредиторов и должников  правообладателя. Правообладатель  обязан возместить убытки, возникшие  в связи с ненадлежащим или  несвоевременным уведомлением указанных  лиц, а также несет в этом  случае риск исполнения обязательства  ненадлежащему лицу (ст.312 ГК РФ). Уступка фирменного наименования  отдельно от предприятия не  допускается, если она может  явиться причиной введения в  заблуждение потребителей. целесообразности  закрепления в законодательстве  т. н. принципа "постоянства  фирмы": "1. Правообладатель вправе  изменять своё фирменное наименование  не чаще чем один раз в  два года. Изменение фирменного  наименования допускается при  условии обязательного предварительного  уведомления кредиторов и должников  правообладателя.

2. Правообладатель обязан  возместить убытки, возникшие в  связи с ненадлежащим или несвоевременным  уведомлением указанных лиц об  изменении своего фирменного наименования, а также несет в этом случае риск исполнения обязательства ненадлежащему лицу (ст.312 ГК РФ)".

4. Выявлена целесообразность  закрепления в законодательстве  так называемого явочного принципа  возникновения права на фирму:  правовая охрана фирменного наименования  предоставляется с момента государственной  регистрации коммерческой организации  (индивидуального предпринимателя)  либо без регистрации - в силу  международного договора Российской  Федерации. Диспозитивный характер  этого правила учитывает положения  ст.8 Парижской конвенции по охране  промышленной собственности, в  соответствии с которой "фирменное  наименование охраняется во всех  странах Союза без обязательной  подачи заявки или регистрации  и независимо от того, является  ли оно частью товарного знака"  Следует включить в ст.1475 ГК  РФ ч.3 следующего содержания: "Правовая  охрана фирменного наименования  предоставляется с момента государственной  регистрации коммерческой организации  (индивидуального предпринимателя)  либо без регистрации - в силу  международного договора Российской  Федерации".

Информация о работе Фирменное наименование как объект правовой охраны