Брак и семья по законам Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:02, доклад

Описание работы

Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману», которые носят имя мифического бога Ману.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.30 Кб (Скачать файл)

                                                Введение

        Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману», которые носят имя мифического бога Ману. Точное время составления этих законов неизвестно.  Предположительно - они появились в период между ІІ в. до н. э. ІІ в. н. э. Всего в законах 2685 статей,  написанных в форме двустиший (шлок). Язык, на котором написаны «Законы Ману», называется санкритским. Это язык древних индусов. «Советская историческая энциклопедия» в своё время определяла «Законы Ману» как древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение в частной и общественной жизни каждого индийца в соответствии с господствовавшими  в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными нормами брахманизма [1, стр. 113].

        Учёные- индологи считают, что Законы Ману (Манава дхармашастра) написаны жрецами- брахманами. Особое внимание в них уделяется варнам (впоследствии кастам). Древние индусы считали, что варны создал Бог- из уст своих он создал брахманов, из рук- кшатриев, из бедра- вайшьев, а из стоп- шудр [2, стр. 25].

        Таким образом, Законы Ману- это своеобразный свод этико-религиозных и правовых предписаний, философских правил, фиксированных традиций. Нет сомнения, что в систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знавшие религиозные догматы и юриспуденцию. Таковыми могли быть только учёные- брахманы, имевшие высокий теоретический уровень знаний и опыт государственной деятельности.

        И наконец, в Законах Ману нашли отражения взгляды знаменитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, этику и смысл человеческого бытия [3, стр. 38].

В данной работе описываются семейно- брачным отношения Древней Индии,  которым в Законах Ману уделено большое внимание. Нормы, регулирующие семейно- брачные отношения, содержатся во многих главах законов Ману, но больше всего их в ІІІ и ІХ. [4, стр. 187]. Объяснить это можно, прежде всего, тем, что варно- кастовая традиционная структура индийского общества в древности (а в значительной мере и в настоящее время) строилась на брачных, кастовых эндогамных, родовых, экзогамных ограничениях и требованиях гипергамных браков,  в которых муж, а не жена должен обладать более высоким ритуальным статусом, ибо дети наследовали ритуальный статус своего отца, который влиял не только на их социальное положение среди других каст и подкаст той или иной местности, социальной группы, к которой они принадлежали [5, стр. 30].

В главе первой данной работы «Вступление в брак» указываются различные формы брака, возраст брачующихся, а также условия вступления в брак, по которым мы уже видим значимость варно-кастового деления. Законодатель, видно, стремился избежать смешения варн, дабы не допустить «уничтожения корней и причинения гибели всему».

Вторая глава - «Семейная  жизнь» описывает положение женщины и мужчины в браке, их взаимные права и обязанности (надо заметить, что последних у женщины их было больше), условия развода (только муж имел это право, он также мог иметь несколько жён ). Женщина трактовалась как собственность мужа, но в то же время она имела незначительные права. Отметим, что некоторые предписания в «Законах Ману» содержат печати матриархата. Обо всём этом в данной главе.

Третья глава- «Наследственное право». Законодатель стремился урегулировать вопросы наследования. Виды имуществ жены и мужа, виды наследования описываются в данной главе. В Древней Индии могли наследовать только сыновья, но были и исключения, о которых и о двух формах наследования имущества между сыновьями мы узнаем из третьей главы.

Несмотря на то, что Ману провозглашал верность жены и мужа- высшей драхмой, имели место и  нарушения семейно-брачных норм, о чём повествуется в последней  главе «Нарушение брачно-семейных норм». Нарушения брачно-семейных норм влекли за собой тяжёлые наказания вплоть до смертной казни. Незначительные, на наш взгляд, действия- простое прикосновение к женщине, её украшениям, разговор с ней считалось прелюбодеянием, что было преступлением против нравственности. Этим же законодатель также стремится избежать смешения варн. Виды преступлений против нравственности и семьи, а также наказания, которые те за собой влекут описываются в четвёртой главе.

В конце работы для большей  наглядности размещаются схемы  «Условия заключения брака по Законам  Ману», «Формы заключения брака» и «Порядок наследования».

  

 

 

 

 

 

                     Вступление в брак

Сложность и пестрота социальной структуры общества Древней Индии ( 4 варны и множество замкнутых  каст с твёрдо установленным правовым статусом) сказались и на нормах брачно-семейного права, предусматривавших  восемь форм брака, каждая из которых  имела своё собственное название. Согласно ст. 20 главы ІІІ в обществе могли иметь место такие формы брака, как дайва (дарение невесты брахману за совершенное им жертвопожертвование), арша (продажа невесты за выкуп), праджанатья (брак без всяких условий), гандхарва  (добровольный брачный союз жениха и невесты без участия родителей), ракшаса (путём похищения невесты), пайшача (с насилием над невестой). Кроме указанных шести форм заключения брака, в ст. 27 главы ІІІ названы ещё две формы: брахма (дарение невесты с целью породниться с дарителем) и асура (покупка невесты). Из названных восьми форм брака две его формы допускались законом, но порицались законодателем с точки зрения морали. К последним отнесены такие формы брака, как гандхарва, при которой есть желание брачующихся, но нет согласия родителей или брак заключался втайне от них, и асура, когда отец продаёт свою дочь будущему мужу. Ст. 51 главы ІІІ гласит: « Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства». Безусловно, норма данной статьи противоречит ст. 20, в которой указана такая форма брака, как арша (выкуп невесты). И таких явных противоречий, содержащихся в нормах, регулировавших брачно-семейные отношения, в Законах Ману предостаточно. Это, видимо, обусловлено тем, что законодатель не хотел (возможно, и не мог) отойти от прежних норм морали, обычаев, религиозных догм в области брачно-семейных отношений, но в то же время на новом историческом этапе развития древнеиндийского общества вынужден был отразить в праве и то новое, что появилось в реальной действительности в сфере брака и семьи [4, стр.188-189].

Условия вступления в брак не запрещали¸ а, скорее, поощряли супружество  несовершеннолетних, хотя отдельные  шастры устанавливали для женщин брачного совершеннолетия – 12 лет  и 16 лет- для мужчин [1, стр.117]. Однако законы Ману говорят: «Тридцатилетний мужчина пусть берёт нравящуюся ему двенадцатилетнюю, двадцатичетырёхлетний- восьмилетнюю, когда же исполнение драхмы терпит ущерб, - немедленно».

Как правило, преимущество имели  браки, заключаемые между лицами одной и той же варны, но допускались  и смешанные браки, которые законодателем  осуждались путём установления негативных последствий. Ст. 12 главы ІІІ гласит: «При первом браке дважды рождённому рекомендуется жена его варны, но у поступающих по любви могут быть жёны согласно порядку варн». Принцип неравенства в брачно-семейном праве закреплён в ст. 13 главы ІІІ, устанавливающей, что «для шудры предписана жена шудрянка, для вайшья (шудрянка) и своей варны, для кшатрия те обе и своей варны, для брахмана те три, а также своей варны».  Но если брахман женится на шудрянке, которая родит ему сына, , то он лишается брахманства (ст. 17, главы ІІІ). Как мы видим, мужчинам в исключительных случаях разрешалось вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьёзным грехом считалась женитьба шудры на брахманке [6, стр. 42]. Устанавливая негативные последствия на подобные браки, законодатель с помощью правовых норм стремился сохранить «чистоту» варнового строя. Более того, дети от смешанных браков не принадлежали к той варне, что и отец, т. к. закон устанавливал, что всегда «от брахмана и вайшийки рождается (сын) по названию амбаштха,  шудрянки- нишада (ст. 8 гл. Х), а от кшатрия и шудрянки рождается «существо- угра» (ст. 9 гл.Х). По ст. 15 главы ІІІ, «дваждырождённые, берущие по глупости в жёны низкорождённых женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры». Тем самым законодатель с помощью правовых норм пытался сохранить «правильные»  браки. Это даёт основания предполагать, что в то время смешанные браки были частым явлением, а это создавало угрозу для существования традиционного для древней индии варнового строя, т. к. количество представителей четырёх варн увеличивалось более медленными темпами, чем количество представителей каст.

Как усматривается из Законов  Ману, при заключении почти всех форм брака (семь из восьми) согласия невесты  не требовалось. Более того, девушку (невесту, будущую жену) рассматривали  как товар, который должен быть добротным. [4, стр. 190]. По ст. 73 главы ІХ, «если кто-либо выдаёт девушку с пороком, не предупредив о нём, то новобрачный может отменить этот договор с тем злоумышленником, выдавшим девушку». По ст. 224 главы VІІІ, «кто выдаёт девушку, имеющую недостатки, не уведомив об этом, того пусть сам царь оштрафует на девяносто шесть пан».  

 

 

 

 

 

 

 

      

                                   Семейная жизнь

Все предписания о «дхарме мужа и жены» свидетельствуют о  приниженном, подчиненном положении  женщины в древнеиндийском обществе, о сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. Он распоряжался судьбой своих домочадцев, решал все семейные дела, мог младших членов семьи отдать в залог, наказать жену и детей. [7, стр. 155].

По «Законам Ману» положение  женщины определялось следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо, как считалось, «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». (Глава V, ст. 148). «Законы Ману» прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Как гласит статья 154 главы V, «муж, даже чуждый добродетели, распутный или лишённый добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог». Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (Глава ІХ, ст. 52-55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (Глава XI, ст. 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно, даже проданная жена не освобождалась от мужа, а право на неё в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа («сати»). [1, стр. 118].

Поскольку семья- первичная  значимая ячейка любого общества, то и  законодатель Древней Индии стремился  к её упрочению путём возложения на мужа и жену главных обязанностей в семье. Безусловно, у жены таких обязанностей было гораздо больше, но и имелись они и у мужа. Закон предписывал женщине, помимо рождения ребёнка, “поручить ей собирание и расходование имущества, “поддержание чистоты”, “исполнение драхмы”, приготовление пищи, попечение о домашней утвари”. (глава ІХ, ст. 11), а также исполнять «личное услужение мужу и постоянные священные обряды» (глава ІХ, ст. 86) и терпеливо «от 3 до 8 лет» ждать мужу, если он уехал по делам (глава ІХ, ст. 76).

Значительно меньше обязанностей было у мужа. Первейшая их них- «обеспечить  жену средствами существования даже в случае длительного отсутствия» (глава ІХ, ст. 74). [4, стр. 190-191].

Хотя «Заколы Ману»  как высшую драхму между мужем  и женой предполагают «взаимную  верность до смерти», муж мог иметь  несколько жён, а также развестись с женой. По дхармашастре муж может  оставить жену, «если она его ненавидит»; «жена, не рожающая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая мёртвым- на десятом, только девочек- на одиннадцатом, но сварливая- немедленно». Многожёнство считалось вполне допустимым  [1, стр. 118]. Легендарные персонажи ведийской литературы имели порою по несколько жён ( у Ману, например, их было 10, согласно Майтраяния-самхите).  Полигамные браки могли быть богаты  потомством, что особенно ценилось со времён Ригведы, когда обычным пожеланием было рождение «десяти сыновей». И, напротив, страшной бедой считалось отсутствие мальчиков в семье. [8, стр. 117]. Как мы видим¸ жена находилась в полной власти мужа, который может её оставить, продать, но и в этих случаях власть мужа не прекращается. (глава ІХ, ст. 46). Вторично женщина фактически не могла выйти замуж, т. к., будучи вдовой, она должна была сохранять обет верности умершему мужу. Муж же мог оставить жену под любым предлогом на основании ст. 72 главы ІХ, в которой указывалось, что «даже взяв девушку законным образом, он может её бросить, порицаемую, больную, обесчещенную или отданную ему обманом».[4, стр. 190].

Жена трактовалась как  собственность мужа и была подчинена его безграничной власти. Для мужа она являлась средством достижения его вечного блаженства. Считалось, что женщины не способны любить. Комментируя древнеиндийские законы, А. Осипов писал о довольно своеобразном видении этой темы мужчинами и законами Древней Индии: «Как коровы травы, они требуют все новой и новой любви. Никакую женщину никогда не удовлетворит сожительство с одним, поэтому законы предлагают ни под каким видом не верить верности женщины. Сделать женщину верной и честной нельзя ни подарками, ни справедливостью, ни уважением, ни услугами; ничем, потому что, вообще говоря, они и не бываю частными... Они хитры и умеют вводить а заблуждение своих мужей». Поэтому мужу предписывалось контролировать малейшие шаги жены: не позволять употреблять спиртного, заставлять вовремя ложиться спать, запрещать знакомства с «другими мужчинами», не разрешать часто отлучаться из дома и т. д. Жили муж и жена вместе, в одном помещении, и только во время менструации супруга удалялась в отдельную комнату. Закон запрещал жрецам все жертвоприношения, тронутые женщинами во время менструации. Женщины могли посещать храмы, торговать, пиршествовать, но всё-таки рассматривались как слабые и только достойные сожаления существа. [1, стр.119].

Информация о работе Брак и семья по законам Ману