Аренда транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является осуществление научного анализа правовых отношений аренды транспортных средств, исследование нормативно-правового регулирования аренды транспортных средств с учетом современного отечественного законодательства.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
- дать понятие арендных отношений
- представить снования выделения договора аренды транспортного средства в качестве отдельного вида договора аренды
- показать права и обязанности сторон договора аренды транспортных средств
- выделить особенности правового регулирования видов аренды транспортных средств.

Содержание работы

Введение
1. Аренда транспортных средств как отдельный вид договора аренды
1.1 Понятие арендных отношений
1.2 Аренда транспортных средств в гражданском праве РФ
1.3 Основания выделения договора аренды транспортного средства в качестве отдельного вида договора аренды
2. Права, обязанности и ответственность сторон договора аренды транспортных средств
2.1 Права и обязанности сторон договора аренды транспортных средств
2.2 Ответственность сторон в договоре аренды транспортных средств
3. Правовое регулирование видов аренды транспортных средств
3.1 Аренда транспортного средства с экипажем
2.2 Аренда транспортного средства без экипажа
3.3 Основные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

аренда тс!.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

Арендатор, заключивший договор  аренды транспортного средства без  экипажа, должен нести бремя расходов по ремонту и содержанию автомобиля (статья 644 ГК). В случае если договором  аренды предусмотрено возложение обязанности  по ремонту на арендатора, расходы  на ремонт арендуемых объектов основных средств, осуществленные арендатором, включаются им в состав расходов.

Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа. Арендатор  вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного  средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

При аренде транспортного средства без экипажа в случае причинения им вреда третьим лицам ответственность  несет арендатор (статья 648 ГК).

 

3.3 Основные различия в правовом  регулировании договоров аренды  транспортных средств с экипажем  и без экипажа

 

Основные различия в правовом регулировании  договоров аренды транспортных средств  с экипажем и без экипажа, содержащиеся в нормах ГК, связаны с обязанностями  сторон по их содержанию, эксплуатации, а также с ответственностью за причиненный вред.

На арендодателя, сдающего транспортное средство в аренду с предоставлением  услуг по управлению им и технической  эксплуатации, возлагается обязанность  в течение всего срока действия договора поддерживать его в надлежащем состоянии, включая осуществление  как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых  принадлежностей (ст. 634 ГК). При аренде транспортного средства без экипажа  все эти обязанности возлагаются  на арендатора, который должен осуществлять различные виды его ремонта, поддерживать надлежащее состояние арендованного имущества (ст. 644 ГК). Указанные различия легко объяснимы. Арендатор, которому передается транспортное средство без экипажа, получает его в полное владение и пользование, принимая на себя обязанности по осуществлению комплекса работ по его обслуживанию, поддержанию в рабочем состоянии, сохранению эксплуатационных свойств. Нормы, определяющие обязанности сторон по осуществлению ремонта транспортных средств, сформулированы в виде императивных, и поэтому в договоре аренды стороны не могут предусматривать иное их распределение.

Арендодатель, сдающий транспортное средство в аренду с предоставлением  услуг по управлению и технической  эксплуатации, должен обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию его в  соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Поскольку цели бывают разными, в одних случаях - перевозка  пассажиров, в других - грузов, использование  транспортного средства в течение  длительного периода или на один рейс и т.д., неодинаков и объем  услуг, предоставляемых арендодателем. В договоре аренды может быть предусмотрено  предоставление услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например по организации питания и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей и пр.

Безопасность эксплуатации транспортного  средства во многом зависит от квалификации и опыта лиц, управляющих им. Арендодатель обязан укомплектовать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа и  его квалификация должны отвечать действующим  правилам и условиям договора, а  если обязательными правилами такие  требования не установлены требованиям  обычной практики эксплуатации транспортного  средства данного вида.

В транспортных уставах и кодексах подробно урегулированы эти вопросы. Лица, управляющие воздушными судами, должны соответствовать требованиям, предусмотренным гл. VII ("Авиационный  персонал") и гл. VIII ("Экипаж воздушного судна") ВК. Статья 52 ВК определяет, что  к авиационному персоналу относятся  лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению без опасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 55 ВК).

Конкретные требования, предъявляемые  к соответствующим лицам, устанавливаются  федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала  осуществляется государственный контроль (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801). В главе, посвященной  экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям командира, несущего ответственность  за надежную эксплуатацию судна и  безопасность полета (ст. 58 ВК).

Подробно урегулированы требования к экипажу судна Кодексом торгового  мореплавания. Согласно ст. 54 КТМ к  занятию должностей членов экипажа  допускаются лица, имеющие дипломы  и квалификационные свидетельства, соответствующие Положению о  дипломировании, утвержденному Правительством РФ. Указанные документы выдаются лицам, намеренным стать членами экипажа, если они отвечают установленным требованиям по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.

Регламентированы требования к  экипажу судна КВВТ (гл. V) и рядом  других правовых актов. Во всяком случае необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели документы, подтверждающие сдачу квалификационных экзаменов и разрешающие управление ими (водительские права и пр.). Соответствующие требования предъявляются и к лицам, которым поручается управление транспортным средством, взятым в аренду без экипажа.

Статья 217 КТМ предусматривает, что  фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ. Все члены экипажа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях.

В соответствии с п. 4 ст. 64 КВВТ арендатор  судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет его  укомплектование. Члены экипажа  должны соответствовать требованиям  законодательства в области Кодекса, согласно которому состав экипажа самоходного  транспортного судна устанавливается  в соответствии с требованиями эксплуатации судов определенного типа. Они  указываются в положении, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, и  обязательны для арендаторов  судна внутреннего водного транспорта РФ. Следует обратить внимание также на п. 4 ст. 26 названного без экипажа.

Аналогичный подход должен соблюдаться  арендаторами и других транспортных средств без экипажа.

Важное правовое значение имеет  абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК, предусматривающий, что члены экипажа, обслуживающего транспортное средство, сданное в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, являются работниками арендодателя, т.е. находятся с последним в трудовых отношениях. В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора. По общему правилу, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает их в составе арендных платежей (они должны учитываться при определении размера арендной платы). Норма об оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа носит диспозитивный характер, и в договоре аренды стороны могут по-иному решить этот вопрос. Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится к сфере деятельности нанимателя, и поэтому расходы, связанные с нею, возлагаются на арендатора. В их состав входят затраты по оплате топлива и материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесению различных сборов. Управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, осуществляется либо непосредственно самим арендатором (например, при аренде автомобиля), либо путем привлечения соответствующих работников, которые в этом случае будут состоять в трудовых или договорных (гражданско-правовых) отношениях с арендатором.

Если законом или договором  предусмотрена обязанность страховать транспортное средство, а также ответственность  за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, она возлагается на арендодателя, когда транспортное средство обслуживается  его экипажем (ст. 637 ГК), и на арендатора при аренде без экипажа (ст. 646 ГК). Указанные нормы также диспозитивны.

В случае гибели или повреждения  транспортного средства, сданного в  аренду с экипажем, на арендатора убытки лишь при условии, если арендодатель законом или договором (ст. 639 ГК). По закону арендатор отвечает, если гибель или повреждение транспортного  средства произошли по его вине либо по вине лиц, за действия которых он несет ответственность, например, по вине работников юридического лица (или  гражданина) при исполнении ими своих  служебных обязанностей, по вине несовершеннолетнего  лица до четырнадцати лет (ст. 1064, 1068, 1073 ГК). В отличие от общих правил, содержащихся в названных статьях  гл. 59 ГК, согласно которым вина причинителя вреда презюмируется, в данном случае бремя доказывания вины арендатора (лиц, за которых он несет ответственность) возлагается на арендодателя. Договором может быть предусмотрена обязанность арендатора возместить арендодателю вред, возникший при случайной гибели или повреждении арендованного транспортного средства (при отсутствии вины арендатора), и тогда будут действовать условия договора. Но если договор не содержит подобных условий, то все последствия случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (см. ст. 211 ГК). может быть возложена обязанность возместить причиненные докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые тот отвечает в соответствии с законом. Существенные особенности имеются в регулировании ответственности за вред, причиненный транспортными средствами как источниками повышенной опасности. При сдаче в аренду транспортного средства с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам, несет арендодатель, являющийся владельцем источника повышенной опасности и осуществляющий управление им (ст. 640 ГК). Ответственность арендодателя перед третьими лицами (в виде обязанности возместить причиненный ущерб) наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 ГК и другими положениями гл. 59 Кодекса. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Он может быть освобожден от ответственности в таких случаях лишь при наличии обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности самого потерпевшего (см. п. 1 ст. 1079 и ст. 1083 ГК). При этом грубая неосторожность потерпевшего может стать основанием для освобождения причинителя вреда от ответственности, если его вина отсутствует. В большинстве случаев неосторожность потерпевшего может служить поводом для уменьшения размера возмещения с учетом степени его вины. Если будет установлено, что вред возник по вине арендатора, арендодатель вправе после возмещения вреда третьему лицу предъявить к арендатору регрессное требование - потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьим лицам. Бремя доказывания того, что вред возник по вине арендатора, возлагается на арендодателя. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК). Поэтому ответственность за вред, причиненный транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), несет в таких случаях арендатор.

 

Заключение

 

При заключении договоров аренды транспортных средств возникает большое количество вопросов, связанных с порядком и  формой заключения их договоров и  другими их особенностями. Объектом договора аренды транспортных средств  может быть водный, автомобильный, воздушный, железнодорожный транспорт. Существуют два вида аренды транспортных средств:

-с предоставлением услуг по  управлению и технической эксплуатации;

-без предоставления услуг по  управлению и технической эксплуатации.

Общим для них является:

-заключение договора аренды  транспортного средства в письменной  форме независимо от его срока;

-обязанность арендатора по оплате  расходов, связанных с коммерческой  эксплуатацией транспортного средства (на оплату топлива и других, расходуемых в процессе эксплуатации  материалов и на оплату сборов), если иное не предусмотрено  договором аренды;

-право арендатора без согласия  арендодателя сдавать арендованное  транспортное средство в субаренду  на условиях договора аренды  транспортного средства с экипажем  или без экипажа, если иное  не предусмотрено договором аренды;

-ответственность арендатора за  вред, причиненный третьим лицам  транспортным средством, его механизмами,  устройствами, оборудованием, а также  в случае гибели или повреждения  арендованного транспортного средства.

Если договор аренды транспортного  средства заключен с предоставлением  услуг по управлению и технической  эксплуатации, то арендодатель в течение  всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

Если же договор аренды транспортного  средства заключен без предоставления услуг по управлению и технической  эксплуатации, то обязанность по техническому обслуживанию транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, возлагается  на арендатора. Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его  эксплуатацию, как коммерческую, так  и техническую.

В случае гибели или повреждения  арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний  докажет, что гибель или повреждение  транспортного средства произошли  по обстоятельствам, за которые арендатор  отвечает в соответствии с законом  или договором аренды.

Информация о работе Аренда транспортных средств