Антимонопольная деятельность: российская и зарубежная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:45, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование опыта антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе, в США и в России.
Работая над рефератом, я ставила следующие задачи:
1. Проанализировать систему антимонопольного регулирования в США в сравнении с Россией;
2. Выявить преимущества и недостатки антимонопольного регулирования в этих странах

Содержание работы

Введение
Глава I. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом
1.1. Понятие и эволюция монополий
1.2. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах
1.3. Антимонопольное регулирование в США
Глава II. Антимонопольная политика в Российской федерации
2.1. Особенности российского монополизма
2.2. Антимонопольная политика в России
2.3. Методы антимонопольной политики

Глава III. Антимонопольное регулирование в Приморском крае
3.1. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике
3.2. Деятельность Приморского территориального управления МАП
3.3. Практика антимонопольного регулирования в Приморском крае


Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат. Антимонопольная.docx

— 100.72 Кб (Скачать файл)

Подобные действия органов власти имеют экономическую  подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает  финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается  создавать министерства, госкомитеты  и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также  наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому  решения исполнительной власти и  местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с  антимонопольным ведомством.

Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно  попадают предприятия, являющиеся единственными  производителями в России отдельных  видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.

Количество включенных в реестр предприятий зависит  от границ товарного рынка, на котором  определяется их доля. Чем детальнее  рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может  быть включено в реестр. Антимонопольные  органы выявляют предприятия, имеющие  значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей  и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия  в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и  к нему следует применить ограничительные  меры - скажем, по ценам, ибо само наличие  крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим  доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен  платежеспособный спрос или ресурсы  для развития производства. Монопольное  поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается [15].

Все товарные рынки  можно, с оговорками, разделить на три типа:

с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов;

олигополистические  с небольшим числом производителей - рынки отдельных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника). Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монополистического сговора, который юридически доказать довольно сложно;

монополизированные, в том числе рынки естественных монополий.

Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации  экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной  конкуренции, банкротства и санации  убыточных предприятий, регулирования  естественных монополий.

В России к естественным монополиям относят, прежде всего, РАО "ЕЭС России", "Газпром" и  Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Меры, намеченные Указом Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.

Хотя структурная  реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности  естественных монополий, рациональное использование их производственного  потенциала, формирование конкурентных (рыночных) отношений, противники демонополизации  считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые  превысят будущий эффект. Тем не менее, реформирование естественных монополий - одна из главных задач реструктуризации российской экономики.

 

2.3. Функции  и задачи Министерства РФ по  антимонопольной политике

Основными задачами Министерства являются: 
1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 
2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; 
3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах; 
4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства; 
5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи). 
  
        В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции: обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании; дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке; дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках; разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);  осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций; согласовывает решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации), а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации; предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами; принимает участие в разработке государственной политики в области защиты прав потребителей, обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей; подготавливает в пределах своей компетенции предложения по усилению государственной поддержки и развитию предпринимательства, особенно малого и среднего; обеспечивает формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки создания и деятельности субъектов малого предпринимательства; 
обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке участие Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам конкурентной, в том числе антимонопольной политики, политики в области защиты прав потребителей, рекламной деятельности, в области поддержки предпринимательства и регулирования естественных монополий, а также участвует в подготовке предложений о взаимодействии Российской Федерации с мировым сообществом по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства; разрабатывает мероприятия, направленные на защиту прав потребителей, предотвращение недобросовестной конкуренции, и организует реализацию этих мероприятий; изучает и анализирует зарубежный опыт в области государственного регулирования и развития конкуренции, ограничения и пресечения монополистической деятельности, защиты прав потребителей, регулирования рекламной деятельности, деятельности товарных бирж, поддержки предпринимательства, а также регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи; обеспечивает гласность в работе Министерства, постоянно информирует население Российской Федерации через средства массовой информации, в том числе через специализированные периодические издания, о ходе реализации мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, предпринимательства и защите прав потребителей и по другим вопросам, относящимся к компетенции Министерства, ежегодно публикует доклады о регулировании деятельности субъектов естественных монополий в области связи; а также участвует в организации подготовки специалистов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства; 
осуществляет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия [14].

 
 

 

 Глава III.

 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

3.1. Деятельность  Управления Федеральной антимонопольной Службы по Кемеровской области

Основой функционирования современной рыночной экономики  является независимое поведение  хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной  конкурентной политики становится одним  из важнейших факторов экономического роста. Созданные десять лет назад  как инструмент формирования и государственного регулирования цивилизованного  рынка, российские антимонопольные  органы стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования  единого экономического пространства, преодоления административных барьеров и свободы предпринимательства.

На территории области на протяжении 10 лет государственную политику, направленную на последовательную нормализацию и укрепление экономической ситуации в Кузбассе, развитие конкурентной среды, поддержку отечественных товаропроизводителей, контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, защиту прав потребителей товаров (работ, услуг) осуществляет Управление Федеральной антимонопольной Службы по кемеровской области.

17 октября 1991 года  приказом Государственного комитета  по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических структур было создано Кемеровское территориальное управление.

Для выполнения поставленных задач в  управлении было создано три отдела:

-отдел по надзору  за соблюдением антимонопольного 
законодательства, который решал задачи антимонопольного 
регулирования хозяйствующих субъектов, органов власти и управления;

- отдел развития  конкуренции, решал задачи по  созданию региональной и рыночной  инфраструктуры, была разработана  первая "Программа развития предпринимательства в Кузбассе" и "Программа демонополизации экономики Кузбасса" с мероприятиями по демонополизации строительства, транспорта, социальной  сферы, торговли, общепита и бытового обслуживания;

- отдел информационно-аналитический,  который внедрял систему ведения  государственного реестра предприятий  - монополистов, обеспечивал связь с органами власти и управления, формировал базу данных по товарным рынкам области.

В октябре 1992 года был  создан отдел по реализации Закона РФ "О защите прав потребителей".

В 1994 году было введено  государственное регулирование  рекламной деятельности, что и  определило ещё одно направление в работе управления. 

С созданием в 1998 году Министерства Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства была сформирована следующая структура управления:

-отдел товарных  и финансовых рынков, конкуренции  и предпринимательства, контроля  естественных монополий;

- отдел права  и контроля за рекламой;

- отдел по защите  прав потребителей.

14 января 2008 года  исполняющей обязанности руководителя Кемеровского УФАС России была назначена Кухарская Наталья Евгеньвна, кандидат экономических наук, 14 июля 2008 года  утверждена в должности руководителя управления.

В настоящее время  Кемеровское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением  антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов  естественных монополий, рекламы, а  также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных  государственных нужд.

Перечень государственных услуг Кемеровского УФАС России:

Формирование и  ведение реестра хозяйствующих  субъектов, имеющих долю на рынке  определенного товара в размере  более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке  определенного товара, если в отношении  такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов

·         Государственная функция по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

·         Государственная функция по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии

·         Контроль за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях

·         Контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством Российской Федерации.

·         Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок

·         Согласование создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации

·         Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией

·         Согласование приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

·         Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

·         Проведение проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства

·         Контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов

·         Государственная услуга по контролю за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов

·         Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации

·         Контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка

·         Контроль за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий

Информация о работе Антимонопольная деятельность: российская и зарубежная практика