Анализ процесса реорганизации и ликвидации юридических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе процесса реорганизации и ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.
Задачи:
- анализ понятия ликвидации и реорганизации в гражданском законодательстве;
- характеристика способов ликвидации и реорганизации юридических лиц;

Файлы: 1 файл

реорга-ия юл Гр пр.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Юридические лица в настоящий  момент являются главными участниками  гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей  стране и все возрастающего желания  субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы  регулирования создания, реорганизации  и ликвидации юридических лиц.

Тема реорганизации юридических  лиц сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают  одно либо несколько новых юридических  лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно.

Деятельность юридических  лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений  можно по двум критериям: в зависимости  от органа, принявшего решение о  прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия  правопреемства.

В зависимости от того, какой  орган принял решение о прекращении  деятельности юридического лица, этот акт признается добровольным или  принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных  документов необходимые для этого  полномочия. Принудительное прекращение  существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

Цель данной работы заключается  в анализе процесса реорганизации  и ликвидации юридических лиц  в Российской Федерации.

Задачи:

- анализ понятия ликвидации  и реорганизации в гражданском  законодательстве;

- характеристика способов  ликвидации и реорганизации юридических  лиц;

1. Понятие реорганизации юридических лиц

По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой  специфический способ прекращения  действующих и образования новых  юридических лиц (кроме случаев  реорганизации в формах присоединения  и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших  юридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация  всегда связана с имущественным  правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к  правопреемнику. В результате реорганизации  права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

б) в полном объеме, но к  нескольким правопреемникам в соответствующих  частях (при разделении);

в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация  не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.

1.1 Формы и процедура реорганизации

В Гражданском кодексе  выделено пять форм реорганизации слияние, присоединение, разделение, выделение  и преобразование.

При слиянии юридических  лиц права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с  передаточным актом. Слияние осуществляется путем объединения контрольных  пакетов акций с последующей  конверсией акций либо путем изъятия  акций одного общества с эквивалентной  заменой акциями другого общества и консолидацией балансов. Юридическое  лицо считается реорганизованным в  форме слияния с момента государственной  регистрации вновь возникшего юридического лица. Слияние особая форма реорганизации, поскольку она является одной  из трех форм (еще присоединение  и преобразование), в отношении  которых допускается установление требования о получении предварительного согласия на реорганизацию уполномоченных государственных органов антимонопольного органа.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права  и обязанности присоединенного  юридического лица в соответствии с  передаточным актом. Присоединение  осуществляется путем приобретения одной организацией 100% акций другой организации с утратой последней  своей хозяйственной самостоятельности  и прав юридического лица и с консолидацией  балансов. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к  нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При выделении из состава  юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому  из них переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Юридическое лицо считается  реорганизованным в форме выделения  с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Юридическое лицо считается реорганизованным в форме преобразования с момента  государственной регистрации вновь  возникшего юридического лица. Можно выделить три характерные особенности реорганизации в форме выделения: не прекращается реорганизуемое юридическое лицо (в отличие от разделения); оно продолжает существовать наряду с вновь образованным; вновь созданному юридическому лицу (юридическим лицам) передаются не все, а лишь часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица; реорганизованное юридическое лицо не регистрирует новые документы, а лишь вносит изменения в свои - действующие устав и учредительный договор. Юридическое лицо, созданное в процессе выделения, проходит регистрацию в порядке, предусмотренном законом.

Вместе с тем как сам Гражданский кодекс, так и другие законы, в частности Федеральный закон "О некоммерческих организациях", устанавливают определенные ограничения на преобразование. Так, коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Решение о реорганизации  может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим  органом юридического лица. Здесь  все зависит от его организационно-правовой формы. В акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью этот вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров или участников. В ряде случаев для реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования может потребоваться согласие Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ).

Законодательство о конкуренции  и монополистической деятельности допускает принудительную реорганизацию  в форме разделения и выделения. Решение о необходимости реорганизации  принимается ГКАП РФ и его территориальными управлениями. Юридические лица, получившие его предписания, обязаны провести реорганизацию в установленный  срок. В противном случае суд по иску ГКАП РФ должен назначить внешнего управляющего юридическим лицом  и поручить ему провести реорганизацию. 1Учредительные документы вновь создающихся организаций, а также разделительный баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

Юридическое лицо в течение  трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации  обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц, о  начале процедуры реорганизации  с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации  двух и более юридических лиц  такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим  решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления  орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое  лицо после внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  начале процедуры реорганизации  дважды с периодичностью один раз  в месяц помещает в средствах  массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации  юридических лиц, уведомление о  своей реорганизации. В случае участия  в реорганизации двух и более  юридических лиц уведомление  о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации  юридических лиц юридическим  лицом, последним принявшим решение  о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении  о реорганизации указываются  сведения о каждом участвующем в  реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации  юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления  кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о  реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства  и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

 

  1. ПОНЯТИЕ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

"Ликвидация юридического  лица - это его превращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц"2 . Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит:"Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам." Поскольку права и обязанности не переходят к правоприемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов приобретает здесь очень большую важность.

Ликвидация может осуществляется добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением(п.2 ст.61 ГК РФ). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно дли-тельную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процесс со своим кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.

Предусмотренная законом  обязательная процедура ликвидации также рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

 

2. ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

2.1Основания добровольной ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его участников.

Также в качестве оснований  для ликвидации могут служить:

- истечение срока, на  которое создано предприятие;

- достижение цели, ради  которой оно создавалось;

- признание судом недействительности  регистрации предприятия в

связи с допущенными при  его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Информация о работе Анализ процесса реорганизации и ликвидации юридических лиц в Российской Федерации