Структура морского права, международно-правовые нормы, отрасли морского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Нормы международного морского права. Это всегда правила, которые установлены путем их согласования между государствами. В зависимости от того, каким путем, в какой форме происходит такое согласование воли государств, различают два основных источника международного морского права — международный договор и международный обычай — и два соответствующих им вида норм: нормы, установленные путем заключения международного договора, и нормы, сложившиеся в результате сформирования международного обычая.

Файлы: 1 файл

Структура морского права.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Структура морского права, международно-правовые нормы, отрасли  морского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Мишина Катерина

 

 

Группа 2250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2013г.

Нормы международного морского права. Это всегда правила, которые установлены путем их согласования между государствами. В зависимости от того, каким путем, в какой форме происходит такое согласование воли государств, различают два основных источника международного морского права — международный договор и международный обычай — и два соответствующих им вида норм: нормы, установленные путем заключения международного договора, и нормы, сложившиеся в результате сформирования международного обычая.

 

Современное международное  морское право представляет собой  сложную и необычайно разветвленную систему международных договоров, исчисляемых многими сотнями. Они касаются самых различных вопросов, имеющих отношение к Мировому океану, — разграничения морских пространств, безопасности мореплавания в самом широком смысле слова (включая вопросы спасания, радиосвязи и др.), рыболовства, многих других видов использования морей и океанов (таких, как добыча минеральные ресурсов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов), защиты морской среды, военного мореплавания.

 

По кругу участников различают  двусторонние международные договоры, в которых участвуют два государства, и многосторонние договоры, имеющие большее число участников. Многосторонние международные договоры, в свою очередь, подразделяются на универсальные и региональные.

 

В универсальном договоре могут участвовать все государства независимо от их политического строя, географического положения и целей договора. Универсальные договоры играют наиболее важную роль в определении содержания международного морского права. К их числу относятся, в частности, договоры, кодифицирующие нормы этой отрасли права (см. ниже), многочисленные договоры по техническим и навигационным вопросам судоходства (например, Конвенция о МППСС 1972 г., Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Конвенция о грузовой марке 1966 г., Конвенция по обмеру судов 1969 г. и др.), ряд соглашений о предотвращении загрязнения морской среды (Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г. и др.).

 

Круг участников регионального договора в связи с его целями ограничивается группой государств, объединяемых близостью географического положения или вызываемой иными причинами общностью интересов. Примером такого регионального договора может служить Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, принятая в Хельсинки 22 марта 1974 г. семью государствами — Данией, ГДР, ПНР, СССР, ФРГ, Финляндией и Швецией.

 

Вполне понятно, что для  каждого отдельного государства  весьма существенное значение имеют  также его двусторонние договоры с другими государствами по отдельным вопросам морского права — о разграничении территориального моря, экономической зоны или континентального шельфа, о сотрудничестве при осуществлении торгового судоходства, при спасании на море и др.

 

Международным обычаем называют правило, сложившееся в отношениях между государствами и в той или иной форме (часто молчаливо), признанное ими в качестве нормы международного права. Можно, например, говорить об обычной норме международного морского права, допускающей принятие прибрежным государством разумных и соразмерных мер, когда за пределами территориального моря этого государства произошла морская авария, создающая для него серьезную и неминуемую угрозу тяжелого загрязнения (так называемое «право вмешательства»). В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву такие действия в отношении иностранного судна в открытом море могут основываться не только на международном договоре (таким договором является Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.), но и на международном обычае (ст. 221).

 

Кодификация и  современное развитие международного морского права. В 50-х годах под эгидой ООН были проведены большие работы по кодификации международного морского права. Важнейшие нормы этой отрасли права, накопившиеся в виде обычаев или разбросанные по многочисленным международным договорам, были переработаны и объединены в четыре конвенции, которые по месту их принятия получили название «Женевских конвенций по морскому праву 1958 г.». Это конвенции: 1) о территориальном море и прилежащей зоне; 2) о континентальном шельфе, 3) об открытом море; 4) о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. К настоящему времени в них участвует большое число государств, в том числе Советский Союз (кроме последней Конвенции) и другие социалистические страны.

 

Однако уже  через несколько лет после вступления Женевских конвенций в силу в рамках ООН начались работы по обновлению и совершенствованию международного морского права. Особенно широкого размаха как по кругу рассматриваемых вопросов, так и по числу участвующих в них государств эти работы достигли после того, как в 1973 г. была созвана и начала работать III Конференция ООН по морскому праву. Ее повестка дня охватывала практически все вопросы международного морского права, за исключением тех, которые связаны с ведением войны на море.

 

Столь кардинальная ревизия международного морского права  объясняется двумя основными  причинами. Первая из них связана  с получением независимости и  выходом на арену международных  отношений большого числа развивающихся  стран. Эти государства в справедливом стремлении оградить находящиеся у их побережья природные ресурсы от разграбления крупными империалистическими государствами добивались на Конференции закрепления своих прав на такие ресурсы в широких прибрежных морских районах (в экономических зонах, на континентальном шельфе). Вторая причина состояла в таком развитии техники подводной разведки и добычи минеральных ресурсов, которая создала возможность их извлечения с поверхности и из недр морского дна на недосягаемых прежде глубинах. Так как дело касается ресурсов в таких районах Мирового океана, на которые ни одно государство не имеет каких-либо преимущественных прав, развивающиеся и социалистические страны старались на Конференции создать механизм и режим, которые обеспечили бы возможность добычи таких ресурсов за пределами континентального шельфа на справедливой основе, в интересах всего мирового сообщества, а не кучки монополий и транснациональных корпораций.

 

III Конференция ООН по  морскому праву продолжалась  с 1973 по 1982 г. В ней участвовало  более 150 государств. Завершилась Конференция принятием 30 апреля 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву, которая должна со временем заменить Женевские конвенции 1958 г. Конвенцию подписали более 130 государств, в том числе СССР. Она вступит в силу после того, как ее участниками станут 60 государств.


Информация о работе Структура морского права, международно-правовые нормы, отрасли морского права