Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и основные направления социальной политики;
- проанализировать социальную защиту населения;
- выявить особенности современной социальной политики в России.

Содержание работы

Введение
1.Социальная политика и классификация её моделей………………………2
1.1 Социальная политика: содержание, цели, функции, принципы………..4
1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области…………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Курсовая иванченко.docx

— 34.19 Кб (Скачать файл)

б) окончательный  отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и  на новой основе;

в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью  сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и  у второго путей развития. В  связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических  систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ  наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго  или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося  государства как политического  института.

Можно высказать  и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит  в переходе от более высокой организации  социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции  по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) - это именно так.

Без всякого  преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства  населения. В связи с этим не следует  отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом  и социальную защиту. Сейчас в последней  нуждается действительное большинство.

А ведь крайняя  степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

В условиях кризисного состояния российского  общества ни теоретически, ни тем более  практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении  глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание  социального взрыва и нестабильности в обществе.

Нельзя  признать нормальной ситуацию в нынешнее России, когда в социальной структуре  преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: свехбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1: 20: 50 и более (по данным разных источников). Хотя в развитых странах это состояние составляет 1: 5: 10.

Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность  такой ситуации. И поэтому, принимаются  определенные шаги для ее предотвращения. Но они часто непоследовательны, а принимаемые меры оказываются  далеко неполными и, самое главное, плохо реализуются.

Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном  и единичном в организации  социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить  теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного  опыта в сфере социальной поддержки  населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия  и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.

Известно, что в разных странах сложилась  разная система социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве  европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Так, к примеру, для  Германии и Дании характерен широкий  охват социальной сферы государством].

Показателем развитости системы социального  обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными  расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. Существенным в определении  социальной политики того или иного  государства являются источники  финансирования социальных расходов (бюджетные  и внебюджетные). Бюджетные источники  пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической  сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные - за счет взносов работодателей  и наемных работников. В последнем  случае пополнение может происходить  как равными, так и неравными  долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.

Наиболее  развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать  систему социальной политики датского государства.

Так, оно  через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения  делает возможным осуществление  такой социальной политики, когда  в государстве не существует бедного  слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически  невозможно. Именно поэтому, Данию принято  называть «государством всеобщего  благосостояния».

Что же касается России, то здесь в плане проведения социальной политики также следует  отдавать предпочтение государству, и  не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные  структуры до последнего времени  были слабы и неразвиты (сейчас о  них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что  они в значительной своей части  недостаточно цивилизованы, порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование  налоговой системы).

Ныне  в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно  организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать  базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп  разработчиков.

Пристальное внимание необходимо обратить на возможные  последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня в России. Безусловно, это требует оптимального подхода  к проблеме приватизации, сроков осуществления  разгосударствления, оптимального сочетания  различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в  стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты. Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего системного кризиса .

Но сегодня, несмотря на оживление в экономике  и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических  проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том  числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое  развитие. Решать сугубо экономические  вопросы нужно только в комплексе  с совершенствованием социальной политики. Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного  потребления на уровне 1991 года, повысив  потребительские расходы примерно в 1,8 раза. Предстоит перевод жилищно-коммунального  хозяйства на рыночные рельсы и его  демонополизация. Одна из главных задач - это необходимость повышения  размера оплаты труда при одновременном  повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция «государства благосостояния», которая включает в себя, как программы  социального страхования, относящиеся  ко всем слоям населения, так и  систему мероприятий для поддержки  доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение  жильем и другие социальные услуги.

Итак, подводя  итоги, можно сказать о том, что  на сегодняшний день в России положение  ее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий, проводимых в рамках социальной политики. Главная задача последней состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Также, хотелось бы сказать о том, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийся свой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и рост благосостояния граждан, социальной справедливости в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе проведения работы, была достигнута основная ее цель, т. е. были изучены теоретические  основы социальной политики, а именно сущность и основные направления  социальной политики, принципы социальной защиты населения, и на основе полученных теоретических данных был произведён анализ особенностей современной социальной политики России.

Таким образом, можно выделить, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение  доходов различных членов и групп  общества, а, в широко смысле, - это  одно из направлений макроэкономического  регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и  создать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для  всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в  том, что она является составной  частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах  и посредством интересов его  основных социальных групп.

Социальная  политика государства осуществляется с помощью социальной защиты и  социальной гарантии. Социальная защита включает: воспроизводство квалифицированной  рабочей силы, наличие условий  для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду, борьбу с  безработицей. Социальные гарантии - это  обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых  потребностей.

На сегодняшний  день приоритетным направлением социально-экономической  политики в современной России является модернизация социальной сферы, прежде всего путём реализации национальных проектов в сфере здравоохранения  и образования, обеспечения населения  доступным и комфортным жильем, преодоления  бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, проведения новой политики сбережения населения и стимулирования рождаемости.

С превращением в конце ХХ века человеческого  потенциала в главный фактор развития изменилась роль социальной сферы в  экономике. Она стала определяющим фактором экономического развития, может  быть, в еще большей степени, чем  финансовая или экономическая политика. Можно признать, что в начале XXI века социальная политика в ведущих  странах мира стала приоритетной по отношению к финансово-экономическому блоку.

Таким образом, социальная политика, - это одна из важнейших  составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит  от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы  жить без потрясений. Но государство  делает всевозможные усилия, чтобы  смягчать эти потрясения, и старается  вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в  данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

 

Список литературы

 

- Замедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм: учеб. пос. для ссузов. - М.: Альфа - М: ИНФРА - М, 2007. - 205 с.

- Корниенко  О.В. Экономическая теория. Практикум:  учеб. пос. для ссузов. - Ростов  н/Д.: Феникс, 2008. - 316 с.

- Соколинский  В.М. Экономическая теория: учеб. пос. для ссузов. - М.: Кнорус, 2008. -272 с.

- http://www.minzdravsoc.ru/pensions/razvitie/29

- К.Р. Макконнелл., С.Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы  и политика: В 2 т. Т.II: Пер. 16-го  англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. - ХХVIII, 514 c

- http://www.eg-online.ru Экономика и жизнь (газета)

- К.Р. Макконнелл., С.Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы  и политика: В 2 т. Т.I: Пер. 16-го  англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. - ХХVI, 467 c

- Воробьев Е.М., Экономическая теория. - М.: Эксмо, 2008

- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Оценка_социальной_политики

- http://www.ecsoc.msses.ru/ Экономическая социология

 


Информация о работе Социальная политика