Основы водных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:47, лекция

Описание работы

Понятие и краткая история развития водного права.
Водное законодательство и водные правоотношения.
Принципы водного законодательства.
1.4 Функции и полномочия органов управления водным хозяйством.

Файлы: 1 файл

лекции по водному ЮРИСТЫ.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

Основанием  юридической ответственности за нарушения водного законодательства являются водные правонарушения, которые рассматриваются учеными как разновидность экологических правонарушений1. Заметим, что данный тип ответственности является одним из видов юридической ответственности за экологические правонарушения. Оба этих правовых института, отдельные их элементы активно исследуются в последнее время специалистами2.

Под водным правонарушением следует  понимать виновное, противоправное, нарушающее водное законодательство деяние, за которое  предусмотрено соответствующее  наказание. На наш взгляд, понятие  водного правонарушения следовало  бы дать и в новом Водном кодексе  Российской Федерации. Названный акт, в ст.1 которого приведены основные понятия, был принят 12 апреля 2006 года и вступает в силу с 1 января 2007 года3.

Состав водного правонарушения традиционен. В него входят четыре элемента: субъект, объект, субъективная и объективная  сторона.

Субъектами водных правонарушений могут являться физические лица, юридические  лица и должностные лица. Это также  лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

 

3.2Уголовная  и административная ответственность.

За водные преступления, совершенные  на территории Российской Федерации, ответственность  предусмотрена Уголовным кодексом РФ, где установлены различные  санкции. В то же время, в общем  плане об уголовной ответственности  за нарушения в данной сфере, речь идет также в новом Водном кодексе  РФ. Так, в ст. 68 этого закона, в  частности, записано, что лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут уголовную ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

Конкретизируется уголовная ответственность  за водные преступные деяния, естественно, в Уголовном кодексе РФ. Так, в  ст.250 УК РФ установлены наказания  за загрязнение вод. Объектом этого  преступного деяния выступает экологическая  безопасность при обращении с  водами, природно-ресурсный потенциал  последних.

Порядок использования подземных водных объектов, пригодных для целей  питьевого водоснабжения устанавливается  законодательством о недрах. Так  гласит ч.3 ст.43 Водного кодекса РФ 2006 года.

На территориях, на которых отсутствуют поверхностные  водные объекты, но имеются достаточные  ресурсы подземных вод, пригодных  для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии сзаконодательствах о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных  вод для целей, не связанных с  питьевым и хозяйственно-бытовым  водоснабжением.

Одним из видов юридической ответственности  за водные правонарушения является административная ответственность. На федеральном уровне административные санкции за нарушения  в данной сфере содержатся в Кодексе  РФ об административных правонарушениях.

Так, к  административным водным правонарушениям  можно отнести одно из деяний, предусмотренных  ст.8.5 Кодекса. Объективная сторона  рассматриваемого состава выражается, в частности, в искажении сведений о состоянии водных объектов, лицами, обязанными сообщать такую информацию. Этот состав, как и вся статья, является новой. Она включена в текст  КоАП РФ по аналогии со ст.237 Уголовного кодекса Российской Федерации и  содержит общие формальные составы  с альтернативными признаками по предмету и объективной стороне.

Предмет правонарушения – экологическая  информация, т.е. существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды или мерах, вредно влияющих или могущих  влиять на этот объект4.

Дела  о данном водном правонарушении могут  рассматривать (в пределах своей  компетенции применительно к  объекту контроля и надзора) должностные  лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной водных объектов. Таким органом в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, которая действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400. Так, в ст.5.1.5 этого документа сказано, что названная служба осуществляет контроль и надзор за исполнением и охраной водных объектов5.

3.3Гражданско- правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность за нарушения водного  законодательства является одним из видов гражданско-правовой экологической  ответственности. Данный вид ответственности предусмотрен, например, в главе 14 Водного кодекса Российской Федерации, принятом в 1995 году. В ней сказано, что наложение административного штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Как гласит ст.131 названного документа, граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. При этом, ущерб возмещается на основании соответствующих методик, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Так, например, 11 февраля 1998 года федеральным  органом исполнительной власти в  области охраны окружающей среды  была утверждена Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных  вод6.

Указанный документ содержит, в частности, рекомендации по исчислению размера  ущерба, причиненного окружающей природной  среде в результате, экологических  правонарушений, приведших к загрязнению  питьевых и минеральных подземных  вод. Как сказано в положениях Методики, масштаб вреда, нанесенного в результате экологического правонарушения, может быть определен на основании фактически установленных, инструментально измеренных и документально подтвержденных данных. Суммарная величина ущерба от загрязнения подземных вод определяется как сумма отдельных объемов ущерба, нанесенных различным природным средам (объектам, ресурсам) и природопользователям.

Сбор  доказательств, необходимых, в частности, для подтверждения факта загрязнения  подземных вод, оценки масштабов  загрязнения (характер, границы области  и источники загрязнения), прогноза динамики загрязнения подземных  вод проводится в соответствии с  законодательством.

 

3.4Дисциплинарная ответственность.

Эта ответственность  применяется за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении работниками (например, исполняющими функции контроля (надзора) и другими лицами) своих  трудовых обязанностей. Так, неаккуратное оформление протоколов об административных проступках, документов государственного учета вод, ненадлежащее исполнение работ при обслуживании ГТС и  т.д. может повлечь дисциплинарную ответственность лиц, виновных в  этих проступках.

Ответственность предусматривается соответствующими статьями Трудового кодекса Российской Федерации. Мерами дисциплинарных взысканий  могут быть: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК РФ). Они налагаются руководителем организации на подчиненных  ему по службе работников. Расширять  названный перечень взысканий запрещено.

Различают общую и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность регулируется Трудовым кодексом и распространяется на всех работников организаций, кроме тех, для которых установлена специальная  дисциплинарная ответственность. Специальная  дисциплинарная ответственность определена уставами и положениями о дисциплине для некоторых ответственных категорий работников. Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Эта дисциплинарная ответственность предусматривает ряд более строгих, по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью, мер взыскания, а также в некоторых случаях расширяет понятие дисциплинарного проступка. Некоторые особенности привлечения к дисциплинарной ответственности установлены для государственных служащих.

Необходимо  дисциплинарную ответственность, как  форму юридической ответственности, отличать от ответственности, предусмотренной  нормами административного права, о чем говорилось выше. Они различаются: по характеру правонарушений, за которые  наступает та или иная ответственность; по субъектам, имеющим право налагать взыскания; по кругу лиц, которые  могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых  к ним мер взыскания. В отличие  от дисциплинарной ответственности, которая, как уже отмечалось, наступает  за нарушение трудовой дисциплины, административная ответственность  наступает за совершение административного  проступка, предусмотренного КоАП РФ.

Дисциплинарные  взыскания налагаются администрацией только той организации, с которой  работник состоит в трудовых правоотношениях. Право применять административные меры взыскания предоставлено специально уполномоченным органам или лицам, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственные  инспекторы в области охраны природы, органы МВД России и др.). Если основным видом административного взыскания  является штраф, то законодательством  о труде штраф, как вид взыскания, не допускается. Поэтому такая ответственность  не может быть применена за совершение дисциплинарного проступка.

3.5Юридическая ответственность за загрязнение водных объектов.

Юридическая ответственность за загрязнение  водных объектов является составным  элементом правовой охраны вод. Применение санкций за правонарушения в данной сфере предусматривалось еще  законодательными актами древности. В  частности, Хеттское законодательство за загрязнение водоемов предусматривало  штраф. Кроме того, виновные несли  за это ответственность всем своим  имуществом.

За загрязнение  водных объектов возможно применение различных видов юридической  ответственности. Так, уголовно-правовая ответственность за загрязнение  вод активно применялась соответствующими субъектами иностранных государств, например, в XIX веке. В частности, ст. 277 Уголовного кодекса Индии, который был принят 10 мая 1860 года, и утвержден генерал-губернатором 6 октября 1860 года, называлась «Загрязнение воды в источнике или резервуаре общественного пользования». В ней говорилось, что всякий, кто сознательно загрязняет воду в источнике или резервуаре общественного пользования так, что она делается менее пригодной для тех целей, для которых она обычно используется, - подлежит лишению свободы любого вида на срок до трех месяцев. Альтернативным наказанием мог быть штраф на сумму до 500 рупий. Не исключалось одновременное применение двух названных санкций.

Уголовно-правовая ответственность за загрязнение  водных объектов предусмотрена и  современным законодательством  зарубежных стран. В частности, австрийское  уголовное право также предусматривает  санкции за загрязнение водных объектов. Например, § 180 Уголовного кодекса Австрии гласит, что кто, нарушая правовое предписание или административное установление, загрязняет водный источник так, что это может привести к опасности для состояния животного или растительного мира, тот наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом в размере до 360 дневных ставок.

 

3.6Юридическая ответственность за засорение водных объектов.

По законодательству Российской Федерации за засорение  водных объектов (англ. cloggingofwaterobjects) могут наступать различные виды юридической ответственности. Так ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает санкции за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь, в том числе, их засорение. В то же время, если засорение водного объекта наступило, и причинен существенный вред, то возможно наступление уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ. Данные требования административного и уголовного законодательства сформированы с учетом и на основе определенных статей ВК РФ.

Объективная сторона рассматриваемого административного  деяния выражается в действии или  бездействии, нарушающих правила охраны водных объектов. При этом, возможно наступление последствий в виде засорения водных объектов. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость установления причинной связи между деянием и последствиями.

Субъективная  сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины, хотя в отельных случаях вина деяние может быть совершено по неосторожности. В то же время, некоторые исследователи  полагают, что при совершении анализируемого деяния, возможна только умышленная форма  вины.

 

3.7Юридическая  ответственность за истощение  водных объектов.

За истощение  водных объектов также установлена  юридическая ответственность. Так, по ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает уголовно-правовая ответственность за истощение поверхностных вод, источников питьевого водоснабжения, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Предмет данного преступления – воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, ледники. Хранилища воды, не имеющие экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.п.), не относятся к  предмету рассматриваемого преступления. Их истощение, в зависимости от характера  деяния, может образовывать состав диверсии (ст. 281 УК РФ), преступление против жизни и здоровья (гл. 16), нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК).

Информация о работе Основы водных правоотношений