Опасные явления, возникающие при строительстве и эксплуатации морских трубопроводов в условиях арктического шельфа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы было показать опасные явления, возникающие при строительстве и эксплуатации морских трубопроводов в условиях арктического шельфа на примере Штокмановского газоконденсатного месторождения.
В работе приведены основные теоретические выкладки, касающиеся способов прокладки, заглубления в грунт морских трубопроводов. Также указаны условия окружающей среды, в которой происходит укладка морского трубопровода. Рассмотрены опасные явления, происходящие в процессе строительства и эксплуатации морского трубопровода.
Также в данной работе проведены расчёты прочности трубопровода при укладке, ледовые нагрузки во время эксплуатации морского трубопровода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Условия окружающей среды Арктического шельфа 5
1.2 Классификация способов прокладки морских трубопроводов 7
1.3 Протаскивание трубопроводов по дну 20
1.4 Строительство трубопроводов в ледовых условиях 23
1.5 Рытье траншей для подводных трубопроводов 32
2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 44
2.1 Расчет стенки трубопровода при избыточном внутреннем давлении 44
2.1.1 Отечественные нормы расчета. 44
2.1.2 Американский стандарт ASME B31.8 45
2.1.3 Британский стандарт BS 8010, часть 3. 46
2.1.4 Норвежский стандарт OS-F101 47
2.2 Расчет устойчивости морских подводных трубопроводов при воздействии волн и течений [5]. 49
2.2.1 Глубоководный участок 49
2.2.2 Мелководный участок 51
2.2.3 Прибрежный участок 58
2.3 Расчет трубопроводов на лавинное смятие 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_-_2.docx

— 1.66 Мб (Скачать файл)


δXC – коэффициент скоростной компоненты удельной горизонтальной нагрузки от волн, δXC = 0,05;

 

φ – угол между лучом набегающей волны и нормалью к трассе трубопровода, φ = 45°C;

PZT – вертикальная составляющая силы давления от течения, кг/м,

(2.27)

где Cz – коэффициент подъемной силы (устанавливается по графику, приведенному на рисунке 2.4), Cz = 0,8

Рисунок 2.5 — Рекомендуемые значения коэффициента подъемной силы Cz

 

 

γв – объемная масса морской воды, кг/м3, γв = 1030 кг/м3;

Dб – диаметр обетонированного подводного трубопровода, м,             Dб = 1,268 м;

V – скорость донных течений на возвышении Du от дна, м/с,                V = 0,5 м/с;

g – ускорение силы тяжести, м/с2,g = 9,81 м/с2;

 

β – угол между нормалью к оси трубопровода и направлением придонного течения, β = 0;

 

 

Таким образом  пригруз трубопровода равен 202,2 кг/м.


Если определенный по формуле (2.19) допустимый вес трубопровода в воде оказывается большим, чем фактический вес запроектированного трубопровода, то трубопровод необходимо забалластировать грузами, надежно прикрепленными к нему через определенные расстояния, или сплошным бетонным утяжеляющим покрытием. Величину балластировки 1 м свободно лежащего на дне трубопровода принимают:

. (2.28)

При использовании сплошного утяжеляющего покрытия или при балластировке отдельными грузами, расстояние между которыми в свету меньше полуторной протяженности груза, расчет сил волновых воздействий и давления от течения производится повторно, если ожидается значительное увеличение этих нагрузок с учетом увеличенного соответственно наружного диаметра трубопровода.

 

 

 

 

      1. Прибрежный участок

 


Границей между мелководным  и прибрежным участками по трассе трубопровода следует принимать  глубину моря, равную полуторной высоте волны в данном створе; последнюю  следует определять по наблюдениям  или рассчитывать согласно Техническим  условиям СН 288-64 (Указания по проектированию гидротехнических сооружений, подверженных волновым воздействиям. М. Госстройиздат, 1965) с учетом деформации волн, выходящих с глубокой воды на мелководье.

На прибрежных участках трассы подводные  трубопроводы, заглубляются в грунт. При этом под воздействием прибойных волн возможен переход грунта в жидкотекучее состояние. В этих условиях трубопровод необходимо дополнительно проверять на устойчивость в соответствии с зависимостью:

(2.29)

где γТ  объемная масса трубопровода, кг/м3;

КН – коэффициент надежности, КН = 1,2;

γГ – объемная масса разжиженного грунта, кг/м3,

(2.30)

где GГР – удельная масса скелета грунта, кг/м3, GГР = 2650 кг/м3;

γв – объемная масса морской воды, кг/м3, γв = 1030 кг/м3;

W – влажность грунта (отношение массы воды, заключенное; в порах грунта, к массе твердых частиц гранта), %, W = 194 %;

 

 

Таким образом объемная масса трубопровода должна быть равна или превышать 1568 кг/м3.


    1. Расчет трубопроводов на лавинное смятие

 

 

Методика  расчета взята из источника [2].

В отечественном стандарте ВН 39-1.9-005-98 (так же, как и в американских рекомендациях API 1111) содержится следующая формула для расчета газопровода на лавинное смятие:

(2.31)

где σt  —  минимальный предел текучести материалы трубы (сталь класса Х-65, предел текучести по спецификации API SL), Па, σt = 448 МПа.

δ – толщина стенки трубопровода по отечественному стандарту, м,    δ = 30 мм;

Dn  —  номинальный диаметр трубы, м, Dn = 1020 мм;

 

Эта формула по механической сути, близка к норвежскому стандарту  OS-F101, который содержит формулу:

(2.32)

где σt  —  минимальный предел текучести материалы трубы (сталь класса Х-65, предел текучести по спецификации API SL), Па, σt = 448 МПа.

– коэффициент класса безопасности, = 1,308 для трубопровода в пределах 500 м частой человеческой деятельности;

— коэффициент сопротивления материала трубы, зависящий от способа ее производства, = 1,1 при (SLS/ULS/ALS), = 1 при FLS;

αtb – максимальный коэффициент изготовления труб, αtb = 11,3;

 

δ2 – толщина стенки трубы в пределах частой человеческой деятельности, δ2 = 7,49 МПа;

 

Британский стандарт BS 8010, часть 3, рассчитывает лавинное смятия по формуле:

(2.33)


Давление, рассчитанное по британскому стандарту на 96 % больше давления рассчитанного по отечественному стандарту, и на 87 % больше давления посчитанного по британскому стандарту.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Капустин, К. Я., Камышев М. Строительство морских трубопроводов [Текст] / Капустин, К. Я., Камышев М. А. – М.: Недра, 1982, – 207 с.
  2. Папуша, А. Н. Проектирование морского подводного трубопровода: расчет на прочность, изгиб и устойчивость морского трубопровода в среде Mathematica [Текст]: учебное пособие / А. Н. Папуша – Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2006, – 328 стр.
  3. Бородавкин, П. П. Морские нефтегазовые сооружения. Часть 2. Технология строительства  [Текст]: Учебник для вузов / П.П. Бородавкин – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2007. – 408 с.: ил.
  4. Рекомендации по проектированию и строительству морских подводных нефтегазопроводов Р 412-81[Текст]. — М.: 1981
  5. Золотухин, А. Б. Основы разработки шельфовых месторождений и строительство морских сооружений в Арктике [Текст]: Учебное пособие / А. Б. Золотухин, О. Т. Гудместад, А. И. Ермаков — М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2000. — 770 с.
  6. ГОСТ Р 54382 — 2011 Нефтяная и газовая промышленность. Подводные трубопроводные системы. Общие технические требования [Текст]. – М.: Стандартинформ, 2012 – 270 с.

Информация о работе Опасные явления, возникающие при строительстве и эксплуатации морских трубопроводов в условиях арктического шельфа