Жилищное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 07:54, реферат

Описание работы

Компенсация - возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг. Вопросы социальной поддержки населения на сегодняшний день являются одними из самых актуальных, поскольку законодательство в данной сфере постоянно меняется, а, кроме того, в число субъектов данных отношений входит широкий круг лиц, то есть по сути, это касается всех граждан. Именно этими обстоятельствами и был обусловлен выбор темы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Особенности правового положения, проживающих в приватизированных жилых помещениях ……………………………….4
2. Пользование жилым помещением, доставленному по завещательному отказу ………………………………………………………………………6
3. Порядок предоставления и выплаты гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг……………………………………………12
Список используемой литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

19. жилищное право.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, право пользования жилым помещением у гражданина, которому такое право предоставлено по завещательному отказу, может прекратиться до истечения установленного завещательным отказом срока пользования жилым помещением в случае признания отказополучателя недостойным наследником, когда отказополучатель своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовал или пытался способствовать призванию его самого или других лиц к наследованию, либо способствовал или пытался способствовать увеличению причитающейся ему или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном прядке. В случае признания гражданина, пользующегося жилым помещением на основании завещательного отказа, недостойным наследником собственник такого помещения вправе взыскать с него денежную компенсацию за пользование жилым помещением за период, в течение которого осуществлялось пользование жилым помещением. Статья 1117 ГК РФ может быть применена и в том случае, когда по завещательному отказу гражданину предоставлялось бессрочное право пользования жилым помещением.

Досрочное прекращение  права пользования жилым помещением у гражданина, которому такое право предоставлено на основании завещательного отказа, возможно также на основании решения суда, если гражданин использует жилое помещение не по назначению или своими действиями разрушает или иным образом причиняет вред жилому помещению (ч. 2 ст.35 ЖК РФ). Аналогично должен решаться вопрос и в случае бессрочного действия права пользования жилым помещением по завещательному отказу.

 

 

  1. Порядок предоставления и выплаты гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг

 

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с ЖК РФ, предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

В ст. 159 ЖК РФ указано, что право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи  жилых помещений государственного  и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели  по договорам найма жилых помещений  частного жилищного фонда;

3) члены жилищных  кооперативов;

4) собственники  жилых помещений.

То есть данное право не зависит от того, на каком  основании гражданин обладает жилым  помещением, является ли он собственником  или нанимателем.

Установленные в Жилищном кодексе положения позволяют исключить возможность отказа в предоставлении субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе нанимателям, проживающим в домах частного жилищного фонда, и собственникам жилых помещений.

Субсидии предоставляются  указанным выше гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В состав семьи  заявителя могут входить заявитель  и граждане, являющиеся:

- членами семьи  нанимателя жилого помещения  по договору социального найма  в соответствии со ст. 69 ЖК РФ. К членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя в судебном порядке;

- членами семьи  собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 ЖК РФ. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи;

- членами семьи  иных граждан, в качестве граждан,  имеющих право на получение  субсидий, в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ.

Уполномоченный  орган при решении вопроса  о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера  определяет состав семьи заявителя.

Субъект Российской Федерации может предоставлять  дополнительные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг малоимущим гражданам. Для этого субъектам Федерации целесообразно устанавливать прогрессивную шкалу максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При этом указанная доля должна быть тем ниже, чем ниже подушевые доходы граждан, что в большей степени обеспечит их социальную защищенность.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или управомоченным им государственным учреждением. Особый порядок определен для:

а) сотрудников, проходящих военную службу в федеральных  органах исполнительной власти, сведения о которых не подлежат разглашению;

б) лиц, проходящих либо проходивших военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В отношении  таких лиц решение принимается  федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

По общему правилу  иностранным гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются. Однако, Жилищный кодекс исходит из приоритета международных  договоров по отношению к законодательству Российской Федерации и в ч. 12 ст. 159 конкретизирует норму ст. 9 ЖК РФ применительно к предоставлению субсидий.

Если в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранным гражданам  должны предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то общее правило, установленное в ч. 12 ст. 159, не применяется, а субсидии иностранным гражданам предоставляются на основании соответствующего международного договора.

При исчислении размера совокупного дохода семьи  или одиноко проживающего гражданина не учитываются:

а) виды доходов, указанных в п. 2 и 3 Перечня видов  доходов, учитываемых при расчете  среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для  оказания им государственной социальной помощи:

- государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

- единовременные  страховые выплаты, производимые  в возмещение ущерба, причиненного  жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;

- из дохода  семьи или одиноко проживающего  гражданина исключается сумма  уплаченных алиментов;

б) до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

в) денежные эквиваленты  предоставляемых гражданам мер  социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг  в виде скидок в оплате;

г) суммы ранее  предоставленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

д) другие виды материальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи, оказываемой  гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме:

- денежных выплат, предоставленных гражданам в  качестве мер социальной поддержки  по оплате жилого помещения  и коммунальных услуг;

- компенсаций  на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан.

Среднемесячный  доход каждого члена семьи  или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы  его доходов, полученных в течение  расчетного периода, на количество месяцев этого периода, в течение которых он имел данные доходы.

Среднемесячный  совокупный доход семьи в расчетном  периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.

Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде  исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

Совокупный  доход семьи, учитываемый при  расчете размера субсидии, равен  произведению среднедушевого дохода семьи  в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определяемое в соответствии с п. 18 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ЖК РФ содержит правило, согласно которому для семей  со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159).

Таким образом, семьи, среднедушевой доход которых  ниже установленного прожиточного минимума, получили еще одну гарантию социальной поддержки со стороны государства. Поправочный коэффициент, предусмотренный ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, позволяет снизить для таких категорий граждан величину максимально допустимой доли их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С помощью поправочного коэффициента органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  устанавливают для этих категорий  граждан максимально допустимую долю расходов на оплату жилья и  коммунальных услуг ниже, чем для прочих категорий граждан с таким же уровнем доходов. Данная льгота является дополнительной к жилищным субсидиям, поэтому рассчитывается с учетом возможного получения жилищной субсидии.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации устанавливается  Правительством РФ, в субъектах Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сведения о  величине прожиточного минимума публикуются  ежеквартально в официальных  изданиях Правительства РФ и в  официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, Жилищным кодексом установлено, что  субсидии предоставляются гражданам  при отсутствии у них задолженности  по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159). Аналогичную норму содержит п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Нормы ч. 5 ст. 159 ЖК РФ по своему содержанию являются ограничительными, так как граждане не могут претендовать на получение субсидий, если они имеют задолженность по оплате и не заключили и (или) не выполняют соглашения по погашению такой задолженности.

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-е изд. М.,Норма, 1999.
  2. Прокопьева Н. Особенности заключения договоров инвестирования и купли-продажи жилых помещений с участием несовершеннолетних. //Российская юстиция. 2004.
  3. Российская Федерация в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.
  4. Российская экономика в 2011 году: Тенденции и перспективы. – М.: ИЭПП, 2010 г.
  5. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003
  6. Винокурова Е. А. Приватизация как форма разгосударствления – Российская модель// Проблемы эффективного управления экономикой в Республике Марий Эл. – Йошкар-Ола: МОРФ, МарГТУ.
  7. Витчукова Е. А. Использование и преобразование государственной собственности. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007.
  8. Загурский А. А., Егорова М. Ю. Особенности формирования частной собственности в переходной экономике// Актуальные вопросы современного управления. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006.
  9. Каширин В. В. Трансформация государственной собственности в экономике России.– М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.

Информация о работе Жилищное право