Земли сельскохозяйственного назначения РФ в гражданском обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

Вовлечение земельных участков сельскохозяйственного назначения в гражданский оборот потребовало существенного обновления современного гражданского законодательства Российской Федерации. Основной особенностью земельных участков сельскохозяйственного назначения, как объектов гражданского оборота, является их практическая незаменимость и невосполнимость. Именно плодородие как способность почвы земельного участка удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
1.2 Правовое регулирование
1.2.1 Возможности использования земель сельскохозяйственного назначения
2 ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ С/Х ЗЕМЕЛЬ
2.1 Предоставление с/х земель
2.2 Изъятие с/х земель, прекращение прав на земельные участки
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 52.52 Кб (Скачать файл)

«В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» могут быть созданы садоводческие, огороднические или дачные: некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов»[9].

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если он уже получил бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчуждению (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом праве), и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

 

2.2 Изъятие с/х земель, прекращение прав на земельные участки

Глава XII Земельного Кодекса РФ, регламентирует прекращение и ограничение прав на землю. Так, согласно закону, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении его другим лицам (продажа, дарение), отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия земли.

Основаниями для прекращения права пользования земельным участком могут служить следующие обстоятельства:

- нецелевое использование сельскохозяйственных земель;

- неэффективное использование земель, приводящее к снижению плодородия или ухудшению экологической обстановки;

- неустранение умышленно совершенных земельных правонарушений (например, отравление загрязнение, порча плодородного слоя почвы);

- изъятие для государственных или муниципальных нужд (например, строительство олимпийского комплекса в Сочи);

- реквизиция земельного участка (при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер);

- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Так, «…президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на совещании по вопросам развития сельского хозяйства в Орловской области, предложил изымать не используемые в течение трех лет сельскохозяйственные земли у владельцев или существенно повышать налоги на них»[10].

«Изъятие земельного участка у собственника для государственных и общественных нужд производится в установленном законом порядке путем выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение стоимости земли по договорной цене и причиненных убытков, в том числе упущенную выгоду»[11].

 

 

 

 

 

 

 

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Согласно Конституции РФ «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц»[12].

За нарушения земельного законодательства предусматривается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и земельно-правовая ответственность.

Условия ответственности также ус­тановлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта правонарушения к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими условиями являются:

1.      противоправное поведение субъекта;

2.      наличие вреда;

3.      наличие прямой причинной связи между вредом и деянием;

4.      вина нарушителя.

Субъект правонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение, деяние (действие или бездействие) яв­ляются противоправными, т. е. если он нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект не может быть привлечен к ответственности.

Установить весь перечень дисциплинарных и зе­мельно-правовых проступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно. Данный вопрос решается конкретно в каждом случае. Однако все деяния (действия или бездействие), нарушающие земель­ное законодательство, но не носящие характер административного проступка или уголовного преступления, относятся к дисциплинар­ным проступкам.

Например, работник самовольно (сознательно или неосторожно) переста­вил межевой знак, изменил границы земельных участков. Это на­рушение было вскрыто администрацией предприятия. На виновно­го было наложено дисциплинарное взыскание, межевой знак по­ставлен на свое место. Нарушение устранено, отпала необходимость в наложении на нарушителя административного штрафа.

В то же время дисциплинарными проступками являются, на­пример, непринятие мер по борьбе с сорняками сельхозкультур, с водной и ветровой эрозией, нарушение агротехнических правил, правил хранения и применения химических препаратов, привед­ших к ухудшению земель, и проч. Они являются характерными и типичными земельными дисциплинарными правонарушениями.

На практике часто случается не целевое использование земельного участка, предназначенного гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, где он в нарушение земельного законодательства РФ устраивает склад металлолома или несанкционированную свалку.

Так, за использование земель не по целевому назначению, не использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, и, как следствие, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и охране земель от процессов, ухудшающих качественное состояние земель, наступает административная ответственность по статье 8.8. КоАП РФ. Данная статья предусматривает штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере мелиорации земель. Так за проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ административная ответственность наступает по статье 10.9. данного Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Целью данной статьи является обеспечение надлежащего правопорядка при ведении мелиоративных работ, улучшения качества мелиорируемых земель, повышение продуктивности сельскохозяйственных земель и недопущения экономических потерь. За нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений ответственность наступает по части 1 статьи 10.10 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двадцати тысяч рублей. За повреждение  мелиоративной системы ответственность наступает по части 2 статьи 10.10 Кодекса и также влечет штраф.

К уголовно наказуемым правонарушениям относятся такие противозаконные действия физических лиц, которые представляют собой общественную опасность, и наступает в случаях таких общественно опасных действий, как посягательство на установленный земельный правопорядок.

В настоящее время уголовная ответственность регулируется УК РФ. В нем предусмотрены ряд деяний, нарушающих земельное законодательство. Причем они сконцентрированы всего в двух статьях: 170 и 254.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения данной работы цель реферата достигнута, посредством решения поставленных задач.

          Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны в настоящее время используется крайне неэффективно. Совсем недавно большая часть земель  относилась к категории земель сельскохозяйственного назначения, но полностью принадлежала государству. Теперь все иначе: земли стали приобретаться в собственность, а сельскохозяйственных угодий с каждым годом становится меньше. Все чаще происходит перевод земель с/х назначения в другие категории. Бывшие поля становятся объектами промышленной застройки. Также десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв.

         Что касается получения гражданами земли для сельскохозяйственных нужд, то на этом пути преградой встают органы государственной (муниципальной) власти или органы местного самоуправления, т.к. в сфере земельных отношений царит взятничество: для кого-то земельные участки находятся, а для кого-то нет. А практика изъятия земель за нецелесообразное и неэффективное использование невелика. Ответственность за земельные правонарушения, с моей точки зрения, ничтожна.

        Размеры и механизмы начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Государство поощряет всевозможными доступными способами начинающих фермеров, однако, чиновниками продолжают приниматься нормативные и правовые акты, не дающие возможность землевладельцам выйти на достойный уровень рынка сельскохозяйственной продукции, уступая зарубежным производителям. Часто экономичнее купить с/х продукцию в магазине, чем вырастить ее самому.

Поэтому просто необходимо принимать законы, стимулирующие не только российских фермеров, но и простых граждан, заниматься сельским хозяйством, которое было бы выгодным и полезным для России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями и дополнениями на 30.12.2008 г./ РГ №7 от 21 января 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" /РГ №3005 от 27 июля 2002 г.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (принят ГД ФС РФ 23.05.2003)/ ПС КонсультантПлюс

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (принят ГД ФС РФ 11.03.1998)/ ПС КонсультантПлюс

Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О личном подсобном хозяйстве" (принят ГД ФС РФ 21.06.2003)/ ПС КонсультантПлюс

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 05.04.2011)/ПС КонсультантПлюс

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 04.05.2011)/ ПС КонсультантПлюс

 

Учебная и справочная литература:

Пугинский Б.И. Правоведение: учебник/ отв. Ред. Б.И. Пугинский. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462 с. (Основы наук)

Украинцев О.Ю. Земельное право, учебный курс (учебно-методический комплекс) 2010 г./ www.e-college.ru

 

Ресурсы интернет:

http://www.underlaw.ru/

http://www.rg.ru/



[1] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 05.04.2011)/ПС КонсультантПлюс, ст.77 п.1

[2] Там же п.2

[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями и дополнениями на 30.12.2008 г./ РГ №7 от 21 января 2009 г., ст.9 п.1

[4] Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О личном подсобном хозяйстве" (принят ГД ФС РФ 21.06.2003)/ ПС КонсультантПлюс

 

[5] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями и дополнениями на 30.12.2008 г./ РГ №7 от 21 января 2009 г., ст.9 п.2

[6] Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" /РГ №3005 от 27 июля 2002 г. , ст.10 п.1

 

[7] Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О личном подсобном хозяйстве" (принят ГД ФС РФ 21.06.2003)/ ПС КонсультантПлюс, ст.2 п.1

 

[8] http://www.underlaw.ru/

[9] http://www.underlaw.ru/

[10] http://www.rg.ru/2009/12/01/zemlya.html

[11] Пугинский Б.И. Правоведение: учебник/ отв. Ред. Б.И. Пугинский. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с.456

[12] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями и дополнениями на 30.12.2008 г./ РГ №7 от 21 января 2009 г., ст.36 п.2


Информация о работе Земли сельскохозяйственного назначения РФ в гражданском обороте