Земельный вопрос – как важнейший фактор развития агробизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:34, статья

Описание работы

Земля – главное национальное достояние и богатство нашего народа. Земельные просторы России всегда привлекали завоевателей. Отстаивая свое жизненное пространство на различных этапах истории, Россия в расширении своих границ и объединении земель преуспела больше других стран мира. Почти 400 лет, от Ивана Грозного и до конца правления И. Сталина, продолжала приумножаться территория страны. Однако политические и социально-экономические факторы, обострившиеся в 80-90-х годах XX века, привели к распаду советской империи и формированию нового российского государства в современных границах.

Файлы: 1 файл

367.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Иван IV (Грозный), примерно в 1550 г. создал для России первое государственное межевое землеустроительное учреждение Поместную Избу (Приказ), который насчитывал более 500 дьяков и имел при себе землемерную школу в 50 человек. Поместный приказ просуществовал более 150 лет.

Петр I наделил землемеров жалованием, научил их владеть самыми современными для того времени техническими средствами. Елизавета Петровна дала землемерам неограниченную власть на земле и ввела смертную казнь при посягательстве на государственного землемера.

При Екатерине II были образованы территориальные землеустроительные органы на местах, государственная землемерная служба, во главе которой стояла Межевая Канцелярия (с 1765 г.), ведавшая земельными делами России также более 150 лет и насчитывавшая более 500 человек.

Николай I, учитывая особую ценность и геополитическую важность землемерного дела, поставил государственную землеустроительную службу «на военную ногу». При Николае II на землеустройство и переселение выделялись огромные для того времени деньги, изменившие основу земельного строя России.

Первым декретом В.И. Ленина, принятым в 1917 г., был Декрет «О земле». Даже в условиях исключительной государственной собственности на землю, относительной стабильности земельных отношений Советская страна за 70-летний период своего существования признала важность землеустроительной службы. И.В. Сталин посылал землемеров переустраивать землю Балтии, Бесарабии, Туркестана, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока.

Землеустроители были первыми  при освоении целинных и залежных земель, в ходе мелиорации Нечерноземья, Приволжских степей, на землях Средней Азии и Казахстана. Благодаря российским землемерам был установлен новый земельный строй в Китае, Монголии, Вьетнаме, на Кубе, ряде восточно-европейских, африканских государств.

Не случайно, среди  главных наград нашего государства есть почетное звание «Заслуженного землеустроителя России».

В 1990-1991 гг. земельная  реформа в России была начата с  переустройства землеустроительной службы. На базе существующих землеустроительных органов был образован Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (1990 г.), в конце 1991 г. он был преобразован в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве РФ и т.д. Всего с 1990 по 2008 гг. землеустроительная служба меняла свой статус, функции и структуру 14 раз!!!

В настоящее время  функция землеустройства возложена  на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящуюся в ведении Минэкономразвития России. Однако, в связи с реорганизацией территориальных органов Росреестра, данная функция не осуществляется.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры  федеральных органов исполнительной власти», Минсельхозу России переданы функции преобразуемого Минэкономразвития России по выработке и реализации государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) и по государственному мониторингу таких земель, в целях повышения эффективности и наведения порядка в сельскохозяйственном землевладении и землепользовании.

Одной из основных задач  Министерства сельского хозяйства  Российской Федерации при формировании земельной политики в АПК страны будет являться решение вопросов землеустройства и налаживание взаимодействия с различными организациями, работающими в этой сфере.

Для осуществления этой задачи Правительством Российской Федерации  в 2008 году была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения под руководством Министра сельского хозяйства России, которая работает в тесной связи с Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса - под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова.

Министром сельского  хозяйства России Е.Б. Скрынник в  июне 2009 года было дано поручение о  создании при Министерстве Совета по землеустройству (использованию земель сельскохозяйственного назначения).

Таким образом, государство  начинает понимать, что государственное  регулирование проведения землеустройства является важнейшим фактором организации рационального использования земель и их охраны.

Государственное регулирование  проведения землеустройства позволит обеспечить:

- формирование и реализацию  модели долгосрочного развития  экономики страны, базирующейся на повышении эффективности использования земельно-ресурсного потенциала;

- существенное увеличение  доходов от использования земель  сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- усиление роли государства  в планировании и организации  рационального использования земель и их охраны, а также в регулировании устойчивого воспроизводства плодородия почв и ресурсов в сельской местности, включая создание эффективной системы земельного контроля;

- создание социально-справедливых  и экономически выгодных условий  перераспределения и использования земельной собственности, в том числе формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в коллективно-долевой и общей совместной собственности и в фонде перераспределения;

- повышение эффективности  в сфере оборота земель.

В настоящее время  на рынке оказания землеустроительных услуг действует не менее 5000 землеустроительных организаций с годовым оборотом более 10 млрд. долларов США.

Среди землеустроительных организаций, призванных выполнять  функции оказания землеустроительных услуг в саморегулируемом режиме, а также поддержания профессиональной этики и гарантий качественного выполнения работ, главное место будет отводиться Союзу комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий.

Союз комплексного проектирования и землеустройства (СКПЗем) сельских территорий (далее - Союз) является некоммерческой организацией, объединяющей землеустроительные проектно-изыскательские предприятия и государственные институты по землеустройству. Он создан с целью возрождения научно обоснованного комплексного подхода при планировании и организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, проведения научно-исследовательской и международной деятельности в области регулирования сельскохозяйственного землепользования, обеспечения устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации.

Союз был учрежден 20 ноября 2008 года в Москве и зарегистрирован 13 марта 2009 года в Министерстве юстиции  Российской Федерации. В него вошли проектно-изыскательские, научно-исследовательские, образовательные, производственные землеустроительные предприятия, учреждения и организации уже 60 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, разрешение земельного вопроса государством и  обществом послужит важным условием и фактором развития экономики нашего государства.




Информация о работе Земельный вопрос – как важнейший фактор развития агробизнеса в России