Земельные реформы в странах Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Сегодня отсутствует целостная система законодательного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве. Законы, на основе которых начиналась земельная реформа, в значительной мере устарели и отменены, хотя созданные ими земельные права и обязанности продолжают существовать. Некоторые вопросы остаются неурегулированными, а по ряду вопросов законодательные решения носят декларативный характер, так как нет правовых норм, устанавливающих порядок (механизм) исполнения предписаний закона. В различных законодательных актах нередко встречаются противоречия между правовыми нормами по одному и тому же вопросу.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................................

1. Исторические этапы развития земельной реформы в России ......................................

1.1 Регулирование земельных отношений в России до 1861 г. ........................................

1.2 Земельная реформа 90-х годов XX века.......................................................................

1.3 Основные направления современных земельных преобразований в России............

2. Земельные реформы в странах Запада.............................................................................

2.1 Земельные реформы в Европе.......................................................................................

2.2 Феномен земельных реформ в Китае.............................................................................

Заключение ..........................................................................................................................

Список использованной литературы ..................

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

В России была провозглашена  частная собственность на земельные  участки, используемые для сельскохозяйственного  производства (земли фермеров, садоводов, земли под личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством, животноводческими  кооперативами, а также находящиеся  в колхозно-кооперативной и коллективно-долевой  собственности). Другим категориям граждан  и юридических лиц право частной  собственности на землю предоставлено  не было. Был введен мораторий на куплю-продажу земли (от 5 до 10 лет).

В декабре 1991 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной  реформы РСФСР» и Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации  колхозов и совхозов» коллективы колхозов и совхозов должны были по своему усмотрению принять решение  о переходе к частной, коллективно-долевой  и другим формам собственности. При  этом разрешалась продажа земли  для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства.

23 декабря 1992 г. был  принят Закон РФ «О праве  граждан Российской Федерации  на получение в частную собственность  и на продажу земельных участков  для ведения личного подсобного  и дачного хозяйства, садоводства  и индивидуального жилищного  строительства».

В конце 1991 г., как и во многих государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный  налог, арендная плата, цена земли в  случае ее купли-продажи.

С ноября 1992 г. по декабрь 1993 г. было продолжено дальнейшее совершенствование  системы регистрации различных  форм землевладения и землепользования, проведение учета количественных и  качественных характеристик земель, определение подходов к экономической  оценке земель в условиях рыночного  оборота. За короткий срок было принято  более 50 основных нормативных документов для реализации земельной реформы.

Постановлением Правительства  РФ от 30 мая 1993 г. был утвержден «Порядок купли-продажи гражданам Российской Федерации земельных участков», в соответствии с которым мораторий  на куплю-продажу земель действовал только для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий.

В 1992-1993 гг. были также решены многие политические, экономические, технологические  и социальные проблемы, такие как  ликвидация монополии государственной  собственности на землю и осуществление  перехода к многообразию форм собственности  на землю, владения и пользования  ею; формирование слоя средних и  мелких земельных собственников; улучшение  структуры управления земельными ресурсами; обеспечение всех желающих граждан  приусадебными и садово-огородными участками; внедрение нового экономического механизма регулирования земельных  отношений и стимулирования рационального  использования и охраны земель; реорганизация  колхозов и совхозов, приватизация их земельной собственности, образование  крестьянских и фермерских хозяйств.

Важным шагом в правовом регулировании земельных отношений  являлся Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании  земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», который  впервые отнес землю к объектам недвижимости. Указом были отменены большинство  ограничений на отчуждение земли, расширен перечень сделок с земельными долями.

Принятие новой Конституции  РФ 12 декабря 1993 г. разрешило главный  спорный вопрос в сфере земельных  отношений. Конституция закрепила  право частной собственности  на землю в РФ.

Затем наиболее значимым документом явилось Постановление Правительства  Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. «О порядке определения нормативной  цены земли», установившее нормативную  цену земли, равную 200-кратной ставке земельного налога на единицу площади  земельного участка.

С 1 января 1995 г. была введена  в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, который  определил, что к недвижимым вещам  (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

1997 г. ознаменовался важным  для развития земельных отношений  в Российской Федерации событием: принятием в июле Федерального  закона «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» (вступившим  в силу в феврале 1998 г.). Закон  установил основные принципы  и порядок государственной регистрации  прав на недвижимость и формирования  единой системы регистрации, исключив  из этой системы органы Госкомзема России.

В 1998-2001 гг. был принят ряд  важных законов: «О государственном  земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной  собственности на землю» и Земельный  кодекс Российской Федерации, значительно  продвинувшие проблемы формирования земельных  отношений в стране.

В России в 1991-2001 гг. возникло приблизительно 275 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; были расширены земли сельских населенных пунктов; создан фонд перераспределения  земель; начался процесс приватизации земли под предприятиями; приняты  законодательные земельные акты; начался рыночный оборот земель; введена  платность землепользования; стала  формироваться автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра, была обеспечена потребность населения в земельных  участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; существенный рост получило индивидуальное жилищное строительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные направления современных земельных преобразований в России

 

Россия располагает огромными  земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. В законе РСФСР от 27 декабря 1990 г. «О земельной реформе» были обоснованы цели, задачи и основные этапы реализации земельной реформы. Основным стержнем земельной реформы  являлся переход от единой государственной  собственности на землю к многообразию видов собственности, в том числе - к частной. В комплексе мер, направленных на преобразование земельных отношений  центральное место занимает институт частной собственности граждан  на земельные участки. Вместе с тем, установление прав частной собственности  на землю было ограничено определенными  рамками.  

Существенную роль в сфере  перераспределения земель и юридическом  закреплении прав на землю за собственниками сыграл закон РФ от 23 декабря 1992 г., который  снял мораторий на продажу земельных  участков гражданами, получившими участки  в частную собственность для  ведения личного подсобного и  дачного хозяйства, садоводства  и индивидуального жилищного  строительства. Однако начатая в 1991 г. земельная реформа не доведена до конца. Перед Россией стоит  сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить  свободу владения землей, ее эффективное  использование и социальную справедливость при распределении земли.

В России завершен 1-ый этап земельных преобразований. Произошли  принципиальные изменения в формах собственности на землю. Сельским и  городским жителям бесплатно  переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они  получили земельные участки под  сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных  хозяйств и организации крестьянских хозяйств. В ходе земельной реформы  к январю 1999 г. произошли значительные преобразования:

1) ликвидирована монополия  государственной собственности  за землю; 

2) проведена реорганизация  23,5 тысяч колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн.  га земли; 

3) сформирован значительный  слой крестьянских (фермерских) хозяйств, им передано 13,8 га земель;

4) создан фонд перераспределения  земель;

5) решена в основном  проблема обеспечения граждан  земельными участками. 43,6 млн. граждан  имеют земельные участки для  личных нужд. Введена плата за  пользование землей. Ставки земельного  налога и арендной платы дифференцированы  в зависимости от местоположения  и качества участков. земельный  реформа россия столыпин

Основные результаты земельной  реформы 1990-2008 гг.:

1. Ликвидирована государственная  монополия на владение землей.

2. Осуществлен переход  к платному землепользованию.

3. Созданы условия для  гражданского оборота земельных  участков.

4. Сформирован слой крестьянско-фермерских  хозяйств.

5. Созданы целевые земельные  фонды, существует специальная  категория - земли запаса.

6. Развернута система  государственного земельного кадастра  и регистрации прав на недвижимое  имущество в настоящее время.

7. Разработана система  государственной кадастровой оценки  всех категорий земель

Для эффективной реализации земельной политики, реальное регулирование  земельных отношений в настоящее  время осуществляется только на правовой основе, хотя механизмы реализации этой правовой основы разные, в том  числе экономический, административный психологический.

Как известно, в законах, регулирующих земельные отношения, имеются значительные пробелы и  нестыковки. Эти нестыковки планируется  устранить в законодательном  порядке в самое ближайшее  время.

С 1 июля 2011 г. началась реализация глобальной земельной реформы в  Российской Федерации. Цель проводимой реформы заключается в том, что  граждане смогут получать в собственность  и распоряжаться по своему усмотрению земельными участками, а муниципальные  поселения получат право распоряжения землей и смогут получать дополнительные доходы.

Уже сейчас претерпели значительные изменения законы, касающиеся оборота  земель сельскохозяйственного назначения. На данный момент процедура оформления документов на земельные паи существенно  упростилась. И эта процедура  для муниципальных образований  стала стоить значительно дешевле, так как органы кадастрового учета  будут бесплатно предоставлять  сведения, касающиеся земли (выписку  из кадастра, план территории, кадастровой  паспорт объектов недвижимого имущества). Администрация муниципальных образований  также должна бесплатно предоставлять  гражданам информацию и документы, которые нужны для подготовки к межеванию земельных участков. Также должны быть предусмотрены  меры, которые ограничат участие  посредников в решении земельных  вопросов. Все процедуры, связанные  с межеванием земель и проведением  кадастровых работ, должны выполняться  четко в самые кратчайшие сроки  на местах, так, чтобы граждане не тратили  время на дорогу.

Законом будут предусмотрены  меры, которые не позволят при передаче в собственность россиянам земли  сельскохозяйственного назначения, заниматься спекуляцией. Участки земли  могут быть попросту изъяты у собственников, в случае если земли не будут в  течение трех лет использоваться по назначению. Правительство Российской Федерации уже готовит постановление, определяющее признаки неиспользования  земель для сельскохозяйственных нужд.

Те же земли, которые пока считаются невостребованными, могут  быть отданы в распоряжение муниципалитетов. Сами муниципальные образования  смогут передавать такие земли фермерам, работающим на земле. Органы местного самоуправления уже сейчас могут  отстаивать свои права на невостребованные земли в судебном порядке. Приоритетное право оформления таких участков в собственность будет предоставлено  сельхозпроизводителям, то есть тем  предприятиям и гражданам, которые непосредственно работают на земле. Выкуп таких земельных участков будет производиться по сниженным ценам (15% вместо прежних 20% от кадастровой стоимости), а половина расходов фермерских и крестьянских хозяйств будет оплачиваться из федерального бюджета РФ. Перед местными властями также поставлена задача - найти резервы для финансирования оставшихся затрат.

В будущем планируется  в законодательном порядке закрепить  нормы передачи земельных участков в безвозмездное пользование  тем гражданам, которые работают или планируют работать в сельской местности. В первую очередь воспользоваться  этим правом смогут работники бюджетной  сферы - учителя, врачи, социальные работники  и библиотекари. Возможно, безвозмездно будут выдавать земельные участки  и переселенцам, тем которые хотят  жить и работать на земле и производить  сельскохозяйственную продукцию.

Многодетные семьи (имеющие  трех и более детей) смогут бесплатно, без конкурсов и торгов, получить в собственность земельные участки  для строительства жилья. Порядок  предоставления и размер участков будут  определяться на региональном уровне органами местного самоуправления.

Сейчас правительство  Российской Федерации разрабатывает  Федеральную целевую программу, касающуюся совершенствования инфраструктуры села. Эта программа будет способствовать совершенствованию инженерных коммуникаций и жилищно-коммунальной сферы на селе. Федеральная программа будет  работать до 2020 г. Работающую сейчас (уже  восемь лет) Федеральную программу  «Социальное развитие села» решено продлить до 2013 г. В рамках этой программы  на социальное развитие сел было выделено более сорока миллиардов рублей из федерального бюджета, а свыше ста  девяноста миллиардов было выделено из региональных бюджетов и внебюджетных фондов. В рамках этой программы  были проведены газопроводы и  водопроводы во многие селах нашей  страны, было построено свыше четырнадцати миллионов кв. метров жилья для  сельчан. Также во многие дома провели  телефонные линии и значительно  улучшили электроснабжение в селах.

Информация о работе Земельные реформы в странах Запада