Земельная реформа в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

Президент в своем обращении к парламенту и народу Кыргызстана однозначно выступил за дальнейшее развитие частного землевладения и рынка земли. В настоящее время обе эти концепции нашли свое отражение в соответствующем законодательстве; однако, в Земельном Кодексе есть положение, которое налагает запрет на продажу прав на землю сельскохозяйственного назначения сроком на пять лет с момента приобретения этих прав. Данный запрет на продажу земли, именуемый «мораторием», затрудняет осуществление продаж между частными собственниками сельскохозяйственных земель. Он также удерживает банки от кредитования (ипотечного кредитования) под залог земельных прав, поскольку банки не смогут продать эти земельные права в случае, если им придется взыскивать с должника.

Файлы: 1 файл

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.docx

— 30.88 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические  преобразования в Кыргызстане в 20-30 гг.

       В мае-июне  1918 г. упразднены уездные, участковые комиссариаты, земельные комитеты, гор.суды. Создавались новые или обновлялись ранее созданные Советы большевиками. Из-за отсут-я кадров до лета 1918 г. сохранились старые суды: биев, казиев. Позже -быдоры народ.судов. Для борьбы с контрреволюцией создан ВЧК, отряды Красной Гвардии, установлен рабоч.контроль над производством и распред-м продуктов, улучш-сь финансирование народ.хоз-ва, помощь голодающим.

          Решение земельного вопроса - земли вне индив.пользования обьявили госуд-ми, передавали под надзор местн.органов власти, на них созд-сь колхозы. Восст-ли ирригац.систему.В нач.20г. в КР - земельные реформы - изьятие излишков у рус.крестьян, пастбищ и угодий, передача - бедным. Просчеты и перегибы, не все земли взяли на учет, ряд серед.хоз-в разорились. Но в итоге реформ 1921 - 1922 г. - уравновешены площади кырг. и рус.земледельцев. весной 1932 г. - переориентация крестьян с индив. на коллект.хоз-во. Кочев.хоз-ва - на оседлые. Решение аграр.вопроса - земельно-водн.реформа 1927 - 1928 гг. на юге. Но планомерно и в полном масштабе реформа пошла с 1931 г. развитие кооперации, кредитование с\х производства, обеспечение необх.товарами, инвентарем.

        Но  к концу 1929 г. по инициативе Сталина - политика форсированной коллективизации, гонка сопр-сь массов.раскулачиванием, «разоблачениями», наруш.принциа добровольности. В проведение коллективизации и ликвидации кулачества свой «вклад» внесли 25-тысячники - кадровые рабочие, направленные из центра в помощь сельским активистам, не знали специфики с\х, репрессии в отн-и крестьян. Это привело к истреблению скота, сниж-ю урожая, в 1932 г. - голод, недовольство масс.

         Промышленность: в 1925 г. - каменноугольные копи Кызыл-Кия, Кок-Янгак, Таш-Кумыр, соляные копи Джель-Су, 8 мельниц, 5 пивоваренных заводов, 3 спиртоочистительных, 5 кожевенных, 2 лесопильных, 5 хлопкоочистительных, 2 мослобойных, 7 кишечных, 3880 - мелких кустар.предприятий. В 1925 г. Интергельпо - кирпич., лесопильн., кожзаводы, сукон.фабрику, мастерские, электростанция. Но решение задач индустриализации шло тяжело - кочевники, неграмотные, патриарх.отн-я - тормозили темпы. 1938 - 1942 г. - введены в строй 40 предприятий: машиностроение, электроэнергетика, цветмет и уголь, строймат-лы.

 

   

 

 

 

          Земельная  реформа началась чуть ли не  в 1991 году и все это время  была формой приспособления бюрократии  к изменяющейся ситуации.Таких историй множество. Правильнее, конечно же, было бы говорить, что те или иные общества гибнут под непосильной ношей государства. И одной из существенных частей этой ноши очень часто была земельная проблема. Более того, данная проблема (как и инфляция и социальные обязательства) никуда не девается. Сегодня острый земельный вопрос есть практически в любой стране третьего мира.

          Показательно  также, что государства, которые  мы считаем развитыми, не имеют  земельного вопроса. И хотя  в их истории было множество  конфликтов на почве земли  (например, "огораживание" в Англии), тем не менее у истоков их земельных традиций вы всегда найдете частное владение землей и свободных крестьян.

          Откуда  берется специфика земельного  вопроса? Во-первых, долгое время  сельское хозяйство было основным  видом производства и, следовательно,  земля - основным ресурсом или  товаром. Во-вторых, и это главная  причина, земельный вопрос непосредственно  связан с природой государства  как монополии, причем монополии  территориальной. Это значит, что  "объем" и границы государства  непосредственно зависят от количества  входящих в него земельных  участков. Чтобы попасть из одного  государства в другое, вы должны  физически перемещаться по земле,  то есть покинуть один участок  земли и прибыть на другой. Государственная юрисдикция начинается  с территории, то есть с земли.  Ну и, наконец, в-третьих, особенность земли как ресурса состоит в том, что она, с одной стороны, никуда не денется, а с другой - всегда приносит некий доход тому, кто ею распоряжается.

          Теперь, если мы сложим все эти обстоятельства  вместе, то увидим, что земля - крайне удобный объект для  государственного паразитирования.  Люди, производящие товары и услуги, имеют массу возможностей уклоняться  от государства, их борьба с  ним происходит на виртуальном  уровне институтов. Любая же деятельность, связанная с землей, существует  в физическом мире. Все это  можно пощупать, обложить налогом  или отнять.

          Особенность  земли как ресурса состоит  в том, что она, с одной  стороны, никуда не денется,  а с другой - всегда приносит  некий доход тому, кто ею распоряжается.Поэтому те общества, которым не повезло на ранних стадиях с частным владением землей и свободными крестьянами, до сих пор страдают от земельного вопроса. Суть его, как обычно, в несовпадении фактических и юридических прав собственности, что приводит к возможности присвоения части прибыли теми, кто владеет юридическими правами. Думаю, понятно, что "государственная" форма юридической собственности означает собственность чиновников (или их группировок). Прибыль, которую они получают, необязательно имеет только денежную форму. В случае СССР, например, это была политическая власть. Фактической же собственностью обладают те, кто использует землю, а именно крестьяне, фермеры и предприниматели, однако, как мы уже говорили, разница между фактической собственностью и ее юридическим воплощением позволяет государству присваивать себе результаты их труда.

         Понятно,  что все это приводит к тому, что чиновники, имеющие отношение  к "управлению" землей, элементарно  паразитируют на сельском хозяйстве,  коррупция здесь достигает космических  масштабов. Сама земля в такой  ситуации используется неэффективно  как в самом сельском хозяйстве,  так и для других целей. Ясно также, что в сельском хозяйстве в такой ситуации землю используют "на убой", не обращая внимания на ее истощение.

          Поэтому  суть любой земельной реформы  состоит, так или иначе, в  попытке привести в соответствие  фактическую и юридическую собственность,  то есть превратить землю из  ресурса, распределяемого чиновниками,  в товар, распределяемый потребностями  людей на рынке. Именно по  указанной причине автор этих  строк удивился, когда увидел, что  нынешняя власть собралась проводить  нечто, что они называют земельной  реформой. До сих пор государство  изо всех сил сопротивлялось каким бы то ни было серьезным реформам, закатывая глаза и ударяясь в истерику каждый раз, когда речь заходила о частной собственности на землю. И тут вдруг такое.Когда я ознакомился с реформаторскими законами, большинство вопросов и сомнений отпали сами собой. То, что нас ждет, никак нельзя назвать земельной реформой.

           Мы  являемся свидетелями появления  нового бюрократического сверхмонстра в лице Государственного агентства по земельным ресурсам. Судите сами. Во-первых, красной нитью законопроектов является "целевое назначение земли". То есть государство решает, как именно должна использоваться земля. Если вы хотите использовать ее по-другому, вы должны уговорить государство изменить это самое "целевое назначение". Но ведь суть рынка земли как раз и состоит в том, что с помощью свободных цен люди определяют наилучшее в данный момент времени и в данных условиях целевое назначение конкретного участка земли. Значит, при сохранении "целевого назначения", устанавливаемого государством, даже идеально решенные остальные задачи земельной реформы не избавляют рынок земли от ущербности. Это все равно что "вводить" частную собственность в производстве и торговле, сохраняя государственный контроль за ценами. В принципе, на этом анализ можно было бы смело завершить, так как все остальное уже менее существенно.

          Тем  не менее отметим еще несколько моментов. Очевидно, что в таких странах, как наша, земельная реформа может быть успешной, если от ее проведения будет в максимальной степени отстранено государство. Напомню, что Столыпин поступал именно таким образом, проводя реформу через региональные "землеустроительные комиссии". Более того, учитывая специфику момента, нужно было бы отделить законодательство, которое бы регулировало ad hoc непосредственное проведение реформы от законодательства, которое описывает правоотношения после нее. Если уж мы вынуждены терпеть то, что государство само себя реформирует, то нужно хотя бы отделить тех, кто этим занимается, от тех, кто будет работать в новых условиях.

          Ничего  этого и близко нет. Напротив, мы сейчас являемся свидетелями  появления нового бюрократического  сверхмонстра в лице Государственного агентства по земельным ресурсам. Это агентство осуществляет реформу и оно же выступает основным действующим лицом со стороны государства в будущих земельных отношениях. Агентство также контролирует земельный кадастр и процесс аукционных торгов. Последнее достигается тем, что агентство устанавливает требования к обучению лицитаторов, выдает им документ, подтверждающий квалификацию, и требует обязательного регулярного (раз в три года) повышения квалификации. Как можно судить из закона, власть лицитатора над процессом аукциона достаточно велика. И потому, учитывая нашу многолетнюю практику, логично предположить, что такое трепетное внимание, оказываемое государством персоне лицитатора, объясняется не столько желанием предотвратить возможные злоупотребления, сколько желанием управлять ими.

 

 


Информация о работе Земельная реформа в Кыргызской Республике