Земельная реформа 1861г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Регулирование земельных отношений в России до 1861 г. Появление земельной собственности.
Письменные источники свидетельствуют о том, что, начиная с XI в., на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность.
Правовое регулирование земельных отношений в Древней и Средневековой Руси имеет следующие особенности:

Файлы: 1 файл

Земельная реформа 1861.docx

— 19.75 Кб (Скачать файл)

1. Регулирование земельных отношений  в России до 1861 г. Появление земельной собственности.

   Письменные источники свидетельствуют  о том, что, начиная с XI в., на территории современной России  стала складываться феодальная  земельная собственность. 

      Правовое регулирование  земельных отношений в Древней  и Средневековой Руси имеет  следующие особенности:

  1. В период Киевской Руси  феодальные отношения развивались  неравномерно. Например, в Киевской, Галицкой, Черниговской землях этот  процесс шел быстрее, чем у  вятичей и дреговичей.

  2. В Новгородской республике  развитие крупного феодального  землевладения происходило быстрее,  чем на всей территории Руси, этому способствовала жестокая  эксплуатация покоренного населения,  проживавшего в новгородских  владениях.

     Высокий авторитет  религии в древние и средние  века порождал земельное господство  церкви, получавшей значительные  земельные угодья от государства  и феодалов.

     В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии.

   В начале XVI в. была предпринята попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, занимавшего до 1/3 всех феодальных владений в стране. В 1580 г. церковным Собором было запрещено митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения.

   Во второй половине XVI в.  была проведена повсеместная  опись вотчинных земель, что способствовало  упорядочению финансовой и налоговой  систем, а также служилых обязанностей  феодалов. В дальнейшем правительство  провело повсеместное описание  земель с подразделением их  на окладные единицы («сохи») в  зависимости от качества угодий.

   В XVII—XVIII вв. фактически  сложился земельно-правовой строй  России.

   Сложившийся земельно-правовой  строй России в дореформенный  (до 1861 г.) период приспосабливался  государством к новым историческим  потребностям.

   1. Формировался земельный  фонд России через Генеральное  межевание (определение границ земельного участка в горизонтальной плоскости), развернувшееся с середины XVIII в. и продолжавшееся десятилетия.

   Начало Генеральному межеванию  было положено в 1754 г. в рамках  правовой политики «просвещенного  абсолютизма». В 1765 г. правительством  Екатерины II был опубликован манифест  о началах предстоящего отмежевания  частновладельческих земель в  России, а в 1766 г.— «Генеральные  правила» и «Наставления землемерам»  по проведению межевания. Эти  правовые акты более чем 100 лет играли основополагающую  роль в организации и регулировании  земельного кадастра в России.

   Генеральное межевание представляло  собой более развитую систему  земельного учета по сравнению  с писцовыми книгами, которые  охватывали только часть всего  земельного фонда страны. Кроме  того, Генеральное межевание привело  к обновлению принципов российского  земельного права: всеобщности  учета земель; документальности  фактического владения землей, рационального  размещения угодий, снимало многие  проблемы земельных споров из-за  описательного характера границ  владений по писцовым книгам  и т.п.

Вместе с тем возложенная  на субъектов землепользования обязанность документального доказывания земельных прав повсеместно привела к расхищению земель при межевании социально слабых субъектов землевладельцами-феодалами.

   2. На земельные отношения  накладывался буржуазный отпечаток,  вносящий свои коррективы в  земельно-правовое регулирование:

  • создаваемые промышленные  предприятия ощущали нужду в  рабочей силе, поэтому появился  статус деревень, прикрепленных  к заводам, крестьяне, которые  обязаны были на них трудиться;

  • под напором развивавшихся  капиталистических отношений государство  отменило монопольное право на  землю;

  • была предоставлена возможность  прекращения крепостнических отношений  на возмездной основе;

  • в целях недопущения  дробления земельных владений  дворянам предоставлялось право  передавать по наследству землю  и недвижимое имущество только  старшему сыну, с последующим  запретом продажи этих объектов  и передачи их другим лицам  под залог;

  • вводились ограничения  в землепользовании в интересах  государства.

   3. Одновременно усиливались   феодально-крепостнические тенденции  в регулировании земельных отношений  дореформенной России

  › укреплялся правовой статус  общины как ведущей формы крестьянского  быта в сельской местности  и правовой статус помещика  как главного феодала-землевладельца; Император Павел I, например, говорил:  «У меня столько полицмейстеров, сколько помещиков в государстве»;

  › через земельные отношения  регулировался и национальный  вопрос многонациональной России.

 

2. Земельная реформа 1861 г. и  ее правовое содержание

   Земельная реформа 1861 г.  не затронула в целом земельно-правовые  отношения России. Она была осуществлена  в соответствии с принципами, сформулированными при императоре  Александре II. Все виды поземельной  собственности и поземельных  прав, зафиксированные Сводом законов,  сохранились без существенных  изменений.

    Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля-продажа земли) и в порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в постоянное пользование).

   В последнем случае был  предусмотрен механизм правительственной  помощи крестьянам: правительство  ссужало под приобретаемую землю  определенную сумму с рассрочкой  уплаты ее крестьянами на определенный  срок.

   На период реформации  земельных отношений вводился  взамен крепостничества новый  правовой институт — «постоянные  поземельные отношения между  помещиком и водворенным на  его земле крестьянином», оформляемый  специальным документом — уставной  грамотой. Этот институт прекращался  по двум основаниям: в случае  добровольного отказа крестьянина  от пользования предоставленным  ему наделом или перехода крестьянина  в установленном законом порядке  в другое сословие.

   Одновременно был введен  новый институт — сельских  обществ и волостей.

   Надельная земля предоставлялась не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя — домохозяина, который нес ответственность перед общиной за исправное отбывание повинностей, а все члены этой семьи находились в полной зависимости от домохозяина (без него нельзя было уйти на заработки, изменить место жительства и т.п.).

   В результате реформы,  таким образом, была создана  взамен крепостного права сложная  система общинной и семейной  круговой поруки; сельская община («мир») отвечала перед государством  за каждого домохозяина, а домохозяин  отвечал перед общиной за членов  своей семьи. В результате крепостное  право, будучи отмененным, фактически  трансформировалось в другую  форму.

   Вновь образованная система  земельных отношений явилась  переходной к созданию капиталистической  (рыночной) системы сельского хозяйства.  Реформа 1861 г. сохранила исторически  сложившиеся две основные формы  землевладения: общинное на большей  территории России и подворное  — преимущественно в западной  ее части.

   Важную роль в вовлечении  земли в орбиту товарно-денежных  отношений сыграли созданные  под общим ведомством Министерства  финансов России Крестьянский  поземельный банк (с 1882 г.) и Дворянский  поземельный банк (с 1885 г.). Эти  банки давали денежные ссуды  в обеспечение покупки земель  в собственность либо под залог  недвижимости.

   Подводя итог этих двух  периодов можно сделать следующие  выводы.

   ♦ Феодально-крепостнические  тенденции в регулировании земельных  отношений России пришли в  противоречие с рыночными отношениями,  в которые вступила Россия.

   ♦ Земельная реформа  по Манифесту от 19 февраля 1861 г.  начала разрушать тормозящий  развитие страны феодально-крепостнический  строй.

   ♦ С учетом закоренелых  традиций феодализма в России, ее особого природно-экономического  положения, резкая ломка феодальных  отношений в земледелии была  чревата социальными потрясениями, а поэтому Секретный комитет  при разработке нормативных актов  руководствовался принципами постепенности  и осторожности.

   ♦ Такой подход привел  к замене феодально-крепостнических  земельных отношений в России  общинной формой землевладения,  которая тормозила проникновение  рыночных отношений в земледелие.

   ♦ Общинная форма землевладения  вскоре также стала тормозом  развития сельского хозяйства  России, и со всей остротой  встал вопрос о ее реформации.


Информация о работе Земельная реформа 1861г