Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Одно из них – адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка.
Законодательное регулирование в этой области в целом следует основным тенденциям развития земельных отношений в стране и направлено на решение ряда как стратегических, так и тактических задач государственной земельной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение прав на землю………………………………………………...4
1.1 Основания возникновения прав на землю…………………………………..4
1.2 Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности…………………………….7
1.3 Договор купли-продажи земельного участка……………………………...13
2. Ограничение прав на землю…………………………………………………14
3. Прекращение прав на землю…………………………………………………18
3.1 Основание прекращения прав на земельный участок, находящийся у лиц на праве собственности………………………………………………………….18
3.2 Порядок принудительного прекращения прав на земельный участок…...23
3.3 Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок…………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Задача № 1…………………………………………………………………..……32
Задача № 2……………………………………………………………………..…36
Список использованных источников…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Также не допускается  отказ в предоставлении в собственность  граждан и юридических лиц  земельных участков, ограниченных в  обороте и находящихся в государственной  или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Однако не следует  понимать эти положения и так, что любой обратившийся в соответствующие  органы может получить земельный  участок в собственность. Предоставление участков из публичной собственности подчиняется также и законодательству о планировании использования земель, которое, в частности, должно предполагать, для каких целей будет использоваться тот или иной земельный участок из государственной или муниципальной собственности.

Такие случаи предусмотрены в настоящее время для предоставления земельных участков в собственность гражданам, ранее использовавшим их на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. При этом Земельным кодексом РФ установлено, что граждане, обладающие земельными участками в этом случае, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно (т. е. каждый участок – один раз) бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.

Кроме того, безусловно бесплатно  предоставляется право безвозмездного срочного пользования.

Основания бесплатного  приобретения земель из государственной  или муниципальной собственности  могут быть предусмотрены только федеральными законами или законами субъектов РФ. Таким образом, с  момента вступления в силу ЗК РФ основания для бесплатного приобретения земель из государственной собственности гражданами или юридическим лицами, предусмотренные Указами Президента РФ, теряют силу

Особое значение для  реализации отношений по поводу приобретения земельных участков из государственных  земель сельскохозяйственного назначения имеет ст. 8 указанного Федерального закона, согласно которой до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды; приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Особые нормы предусмотрены  действующим земельным законодательством  в отношении условий приобретения земельных участков из государственной  или муниципальной собственности, с расположенной на них недвижимостью, на которую приобретатель земельного участка обладает теми или иными установленными правами. Эти нормы несколько отличаются от общих норм по приобретению прав на земельный участок при приобретении строений и сооружений, на нем расположенных.

Смысл исключительного  права на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, которое имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений заключается в их преимущественном праве на приобретение (закрепление) в собственность земельного участка, на котором расположена указанная недвижимость. При этом следует исходить из того, что данное право целесообразно распространять не только на часть земельного участка под недвижимостью и предназначенную для его обслуживания в соответствии с установленными градостроительными и иными нормами, но и на все землевладение в определенных до приватизации границах, например при приватизации земельного участка предприятия или товарищества собственников жилья (кондоминиума). Это подтверждается и условием определения границ земельного участка на основании настоящей статьи, в соответствии с которой границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка.

Общими правилами ЗК РФ установлено, что граждане и юридические  лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на Земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право  на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных  участков имеют граждане и юридические  лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке И на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В случае, если здание (помещения  в нем), находящееся на земельном  участке, не подлежащем разделу, принадлежит  нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в  общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и федеральными законами.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном  участке, помещения принадлежат  одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Федеральные казенные предприятия  и государственные или муниципальные  учреждения – правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

В случае, если помещения  в здании, расположенном на земельном  участке, не подлежащем разделу, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений также имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.

Порядок и условия  приобретения прав на земельный участок  напрямую зависит как от количества лиц, обладающих правами на расположенную на земельном участке недвижимость, так и от их правового статуса, а также от того, на основании какого права (права собственности, хозяйственного ведения и др.) данные субъекты владеют недвижимостью.

 

1.3 Договор  купли-продажи земельного участка

 

Договор купли-продажи определяется как договор, по условиям которого одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 485) особо оговорено, что покупатель обязан совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа. Наряду с общими положениями Гражданский кодекс РФ предусматривает особое регулирование договоров купли-продажи и иных сделок с земельными участками, по которым земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому (п. 3 ст. 129; п. 3 ст. 209 ГК РФ). Данные положения призваны урегулировать правовой режим такого объекта, как земля, являющегося одновременно и природным объектом, и природным ресурсом и недвижимым имуществом. Договоры купли-продажи земельных участков значительно отличаются от договоров купли-продажи обычных товаров и во многих национальных законодательствах регулируются специальными нормами, как правило, императивного характера. Подобного рода сделки с земельными участками, которые являются не только разновидностью недвижимого имущества, но и природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей составной части природы, природным ресурсом, используемым в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, и основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, регулируются не только нормами гражданского законодательства, но и имеющими отношение к обязательству по купле-продаже земельных участков соответствующими нормами земельного, лесного, природоохранительного и иного специального законодательства.

Основные обязанности  сторон сформулированы в законодательном  определении: договора купли-продажи: продавец обязуется передать вещь. в собственность покупателю, который  обязуется принять ее и уплатить за нее определенную денежную сумму (п. 1 ст. 454 ГК РФ).

Участие граждан в  договорах купли-продажи земельных  участков определяется объемом их дееспособности, а юридические лица могут приобретать  земельные участки, необходимые  для осуществления деятельности, предусмотренной в учредительных  документах (некоммерческие и некоторые виды коммерческих организаций), или для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (коммерческие организации). Покупатель, так же как и продавец, может поручить приобретение недвижимого имущества третьему лицу (поверенному или комиссионеру). Современное законодательство не ограничивает приобретение имущества в частную собственность количеством, размером или его стоимостью.

 

2. Ограничение  прав на землю

 

Права на землю могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.1 Необходимость ограничения прав на земельные участки опирается на обусловленность соблюдения значительного числа интересов в отношении земельных ресурсов, являющихся достоянием народов, производственным базисом человеческого существования и основой жизнедеятельности.

Итак, в соответствии с Земельным  законодательством Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования  земельных участков и режим  хозяйственной деятельности в  охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей  среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения  застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; собственность земля прекращение ограничение

4) иные ограничения использования  земельных участков в случаях,  установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.2

Разберем подробнее эти ограничения. Что касается особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Использование сельскохозяйственных земель являются одними из самых значительных ограничений права на землю. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, пользователи обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, которые обеспечивали бы воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключали бы или ограничивали неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду.

В отношении особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных надо отметить, что земли особо охраняемых природных территорий изымаются из хозяйственного использования и оборота. Для данных земель устанавливается особый правовой режим, и использование их в иных целях ограничивается или запрещается. На этих землях могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. На землях национальных и природных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны и использования с выделением функциональных зон, в которых запрещается любая деятельность, наносящая ущерб, нарушающая режим содержания парков. На землях природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов устанавливается режим особой охраны с запрещением или ограничением любой деятельности, противоречащей этому режиму. На землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с запретом или ограничением хозяйственной деятельности. Особый режим использования земель с ограничением или запретом хозяйственной деятельности может устанавливаться на землях природоохранного назначения, охранные зоны или режим могут быть установлены на землях рекреационного, историко-культурного назначения. Обладатели этих земельных участков обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на их землях.

Рассмотрим подробнее условия  начала и завершения застройки или  освоения земельного участка в течение установленных сроков при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Требования к соблюдению правил застройки в настоящее время  основаны, в том числе и на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации. Актом уполномоченного органа принимается решение, на основании которого устанавливается ограничение прав на землю, например решение об установлении санитарно-защитной зоны, образовании особо охраняемой природной территории. В составе земель промышленности и иного специального назначения могут быть установлены охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования земель, на которых ограничивается или запрещается деятельность, не совместимая с целью установления зон. В составе пригородных зеленых зон запрещается деятельность, негативно влияющая на окружающую среду. Государственные градостроительные нормативы и правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность, в том числе на земельных участках, находящихся на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, иных правах.

Информация о работе Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю