Содержание права частной собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания этой работы является рассмотрение такого вопроса как право частной собственности на землю в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- рассмотреть понятие права собственности на землю;
-- определить признаки права частной собственности на землю;
-- раскрыть основания возникновения и прекращения права частной собственности на землю;
-- рассмотреть способы охраны права частной собственности на землю.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ....5
1.1. Понятие и сущность права собственности на землю........................................5
1.2. Формы и виды земельной собственности..........................................................9
2. ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ....................................15
2.1. Понятие права частной собственности на землю...........................................15
2.2. Права и обязанности собственников земельных участков............................24
3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ..........................................................................26
4. ОХРАНА ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................43

Файлы: 1 файл

2.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Начало реформированию земельного строя было положено Основами законодательства Союза ССР и  союзных республик о земле (от 28 февраля 1990 г.). Основы не содержали понятий права собственности на землю и права государственной собственности на землю, но благодаря им от национализации земли к ее приватизации были сделаны три важных шага:

* ликвидирована монополия исключительной собственности  союзного  государства на землю (и другие природные ресурсы);

* установлена множественность субъектов права собственности на землю;

* введен новый институт  земельного права - право землевладения.  На этом компромиссном решении  (не собственность граждан на землю, а владение землей) союзная реформа и остановилась.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик  о земле, принятые Верховным Советом  СССР 28 февраля 1990 г., не признавали право  частной собственности на землю. Земля еще не была включена в гражданский оборот.

Начало новому этапу  развития земельного права как права  нового государства — Республики Беларусь — положила Декларация о  государственном суверенитете, принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. В соответствии с ее законоположениями субъектом права собственности на землю, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь был назван белорусский народ. Он осуществляет исключительные права владения, пользования и распоряжения землей.

Кодекс Республики Беларусь о земле от 11 декабря 1990 г. содержал специальную норму - ст. 2 «Земля как объект права собственности». В ней указывалось, что земля является собственностью Республики Беларусь. Было закреплено право каждого гражданина Республики Беларусь на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются законодательством. Однако в этой статье ничего не говорилось о том, на каких правах (собственности, владения, пользования) возможно использование земельного участка. Более того, Кодексом о земле 1990 г. не было установлено право собственности на землю ни физических, ни юридических лиц.

Кодекс Республики Беларусь о земле, как и Основы земельного законодательства, ввел в юридическую  практику новый титул — землевладения, близкий к индивидуальной, частной собственности на землю. Начало формированию института права частной собственности на землю в Республике Беларусь положило постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь». Более подробная регламентация отношений частной собственности на землю содержалась в Законе Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю». В данном нормативном акте были закреплены две формы собственности на землю - государственная и частная.

В Республике Беларусь земельные  участки могут передаваться в  собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, предусмотренных  ст. 57 Кодекса о земле.

Государственную собственность  образуют все земли, за исключением тех, что переданы в частную собственность и в собственность иностранных государств и не отчуждены после этого в собственность Республики Беларусь.

В частной собственности  находятся земли, приобретенные  гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Земельные участки могут  передаваться в собственность юридическим  лицам Республики Беларусь, в том  числе и предприятиям с иностранными инвестициями. Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 37 Кодекса о земле. Юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, земельные участки могут передаваться в собственность при приватизации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь. Земельные участки также могут передаваться в собственность юридических лиц Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов.

Решение о передаче земельных  участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь в названных выше случаях принимается Президентом Республики Беларусь.

В зависимости от круга  субъектов право частной собственности  может быть подразделено на следующие  виды:

* право частной собственности граждан;

* право частной собственности юридических лиц. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хозяйства; строительства    и    обслуживания    жилого    дома;    ведения коллективного садоводства; дачного строительства. [6, c.66]

В качестве разновидности  права частной собственности  юридических лиц могут быть выделены право собственности хозяйственных  товариществ, право собственности  хозяйственных обществ, право собственности  общественных и религиозных организаций, право собственности производственных кооперативов. В рамках государственной формы собственности в Республике Беларусь выделяют республиканскую собственность (собственность Республики Беларусь) и коммунальную собственность (собственность административно-территориальных единиц).

Анализ действующего земельного законодательства Республики Беларусь позволяет прийти к выводу, что за административно-территориальными единицами земля на праве собственности не закреплена.

В соответствии с п.2 ст. 213 ГК субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

По-другому  складывается правовое регулирование отношений государственной собственности в государствах с федеративным устройством. Так, земельное законодательство Российской Федерации устанавливает, что собственность на землю выступает в виде федеральной собственности, а также собственности на землю субъектов Российской Федерации и права муниципальной собственности.

Подразделение права собственности на формы по субъектному составу позволяет провести различия между ними по следующим признакам: по объему правомочий собственников; по основаниям возникновения и прекращения права собственности.

Иное подразделение  права собственности на виды касается тех случаев, когда земельные участки принадлежат на праве собственности двум или нескольким лицам. В соответствии с ч.З ст. 2 Кодекса о земле земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

Следует отметить, что  частная земельная собственность граждан ограничена в основном сельскохозяйственными целями (личное подсобное хозяйство, садоводство). Процесс приватизации государственных предприятий требует установления права частной собственности на земельные участки, предоставленные и для предпринимательской деятельности.

 

 

2. ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

 

2.1. Понятие  права частной собственности  на землю

 

Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли иным (кроме государства) участникам экономических отношений собственности.

Частная собственность  в общем плане означает, что  часть земель в пределах юрисдикции государства исключается из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (физических или юридических). [6, c.75]

Право частной собственности  как институт права охватывает собой  систему норм, устанавливающих частную  собственность в качестве самостоятельной формы собственности, основания ее возникновения, изменения и прекращения, объем и порядок осуществления прав и обязанностей частных собственников земли, а также систему гарантий и защиты прав земельных собственников.

Право частной собственности на землю как субъективное право охватывает круг прав и обязанностей земельного собственника.

Объектами права частной  собственности на землю выступают  земельные участки. Земельное законодательство нормирует предельные размеры частных  земельных владений (общая площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать 1 гектара для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа). В общую площадь земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, включается и площадь земельного участка, имеющегося при доме.

Земельные участки для  строительства и обслуживания жилого дома передаются гражданам Республики Беларусь в частную собственность сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами в размерах:

* в городах   - от 0,05 до 0,15 гектара;

* в сельских населенных пунктах, поселках городского типа   - от 0,15 до   0,25 гектара.

В отдельных случаях  в зависимости от местных условий  и особенностей земельные участки  для строительства и обслуживания жилого дома могут предоставляться  гражданам в размерах:

-- в городах - менее 0,05 гектара, проживающим в сельских населенных пунктах,

-- поселках городского типа - менее 0,15 гектара.

Размеры земельных участков для садоводства и дачного  строительства составляют 0,15 гектара  на одного члена садового или дачного  кооператива. Конкретные размеры участков данной категории частных землевладельцев устанавливаются соответствующим исполнительным и распорядительным органом в зависимости от местных условий и особенностей.

Кодексом о земле (ст. 38) установлен состав земель, не подлежащих передаче в частную собственность:

* земли  общего   пользования  (площади,   улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);

* земли транспорта и связи;

* земли, предоставленные для нужд обороны;

* земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

* земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

* земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

* земли лесного фонда;

* земли водного фонда;

* сенокосы, пастбища и другие угодья населенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

* земельные участки, предоставленные или предоставляемые гражданам для целей, предусмотренных    законодательством, если в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктов предусмотрено иное целевое использование этих участков; служебные земельные наделы; * земли населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Земельные участки, находящиеся  в государственной собственности, передаются в частную собственность  по заявлению гражданина Республики Беларусь решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок.

Граждане Республики Беларусь, имеющие во владении и  пользовании земельные участки, предоставленные им до 16 июня 1993 г. для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, приобретают один из этих участков по льготной цене. [6, c.77]

Льготная цена на земельный  участок устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот земельный участок, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на момент подачи заявления гражданином о передаче ему земельного участка в частную собственность. Аналогичным правом приобретения земельного участка в частную собственность по льготной цене обладают наследники лица, имевшего до 16 июня 1993 г. в пожизненном наследуемом владении земельный участок. Также по льготной цене приобретают в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством.

Во всех остальных  случаях земельные участки приобретаются в частную собственность по нормативной цене, установленной Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь, исходя из качества земельного участка и его местоположения, и по договорной цене (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Содержание права частной собственности на землю