Принципы земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли.
Системность принципов как в зеркале отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать на общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.

Содержание работы

Введение 3
Принципы общей части земельного права 4
Принципы особенной части земельного права 13
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная земельное.docx

— 37.36 Кб (Скачать файл)

Для неиспользуемых сельскохозяйственных угодий устанавливается повышающий коэффициент к земельному налогу либо они облагаются налогом как несельскохозяйственные земли.

Особенностью принципа платности использования земель является то, что платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране и повышению плодородия земель, освоению новых земель, на социальное и инженерное обустройство, ведение государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель, территориального планирования и государственного контроля за использованием и охраной земель.

Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 установлено, что органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с п. 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

Нормативная цена земли, установленная в соответствии с настоящим Постановлением, не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Таким образом, установлена нижняя граница стоимости земли, а верхняя зависит от спроса на товар. Федеральный закон «О плате за землю» находится в удивительно четком соответствии с этим Постановлением.

В другом нормативно-правовом акте – «Порядок купли-продажи гражданами РФ земельного участка» (утвержден Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 30 мая 1993 г. № 503) – в ст. 5 уже прямо и незавуалированно сказано, что цена на земельный участок –договорная.

Таким образом, создается ничем не ограниченный произвол в гонке цен на землю, поскольку чем больше земли уже скуплено, тем выше спрос и стоимость оставшихся земельных участков. Итак, Правительство откровенно ведет политику под вполне однозначным лозунгом: «Все земли–обеспеченным».

Принцип рационального использования земель, выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. Содержание данного принципа различно для различных категорий земель: при использовании земель сельскохозяйственного назначения принцип их рационального использования выражается в максимальном получении урожаев при надлежащем качестве продукции, систематическом повышении плодородия сельскохозяйственных угодий; при использовании земель несельскохозяйственного назначения рациональность выражается в максимальной экономии земельных участков, в размещении объектов на угодьях наиболее выгодным способом; при использовании земель природоохранного назначения (рекреационного, историко-культурного и т. п.) рациональным будет такое использование земельных участков, при котором максимально обеспечивается специальная цель использования данных земель (эффективный отдых граждан, обеспечение надлежащего содержания историко-культурных объектов и т.п.). Подробнее об этом см. гл. X.

Принцип комплексного подхода в использовании земель обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью.

Этот принцип выражается в том, что:

а) при решении вопросов предоставления, передачи (продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр;

б) деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.

Например, может быть приостановлена деятельность предприятия, хотя и соблюдающего правила землепользования, но наносящая вред недрам, водам и лесам, расположенным вблизи этого хозяйства или непосредственно в его границах, т.е. не допускается осуществлять охрану одного природного объекта во вред другому.

Принцип плановости в использовании земель. Соблюдение его необходимо для правильной организации хозяйственной эксплуатации земель и их охраны.

Планирование осуществляют:

а) органы местного самоуправления (местная администрация), которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле, поскольку каждое предприятие обязано планировать свою деятельность;

в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать прогнозы, республиканские и региональные программы и схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства.

Принцип подконтрольности государству, использования и охраны земель, поскольку:

а) соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений;

б) установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль;

в) своевременное предоставление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора;

г) государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.

 

Принципы Особенной части земельного права

 

Особенность данных принципов состоит в том, что они порождены спецификой правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России, а также неповторимыми свойствами земли, играющими особую роль в каждой правовой категории.

1. Земли сельскохозяйственного  назначения имеют приоритет перед  Другими категориями, выражающийся  в следующем:

а) в первоочередном порядке предоставляются для нужд сельскохозяйственного производства угодья, пригодные для сельскохозяйственных целей;

б) для несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для сельского хозяйства, либо, в исключительных случаях, сельскохозяйственные угодья худшего качества;

в) устанавливается перечень земельных участков, представляющих особую ценность для данного региона, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, изъятие которых не допускается.

Земли сельскохозяйственного назначения являются главным средством производства в сельском хозяйстве, наиболее важной категорией земель в земельном фонде России. Поэтому в законодательстве и закреплен приоритет земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с другими категориями земель, который является важнейшим принципом Особенной части земельного права.

2. Ко второй по значимости  категории земель в земельном  фонде России относятся земли  поселений (городов, поселков городского  типа – дачные, рабочие и курортные  поселки и сельские поселения). В этой категории земля функционирует  как фундамент, место для возведения  различных строений и сооружений. Поэтому понятие рационального  использования этих земель существеннейшим  образом отличается от рационального  использования земель сельскохозяйственного  назначения. Земли поселений предназначаются  для обслуживания городов, поселков  городского типа и сельских  поселений.

3. К следующей категории земель  относятся земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Специфика правового режима этих  категорий земель, как и всех  земель в земельном фонде России, закреплена в законодательстве. Эти земли предназначены для  различных специальных целей, как  правило, не связанных с сельскохозяйственным  производством. Неудивительно то, что  в законодательстве эта категория  земель так и называлась «земли  специального назначения» (исключение  – земельные участки, используемые  для сельскохозяйственных целей  согласно ст. 84, 85 ЗК).

4. Важное место среди других  категорий земель занимают земли  особо охраняемых территорий  и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного  и историко-культурного назначения). На этих землях осуществляют  свою деятельность государственные  природные заповедники, в том  числе биосферные, национальные  парки, природные парки, государственные  природные заказники, памятники  природы, дендрологические парки  и ботанические сады, лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к этим участкам земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

5. Земли лесного фонда представляют  собой один из элементов экологической  системы лесов, участвующих в  природном функционировании всей  экосистемы. Земля выступает здесь  в двояком значении: как пространственный  базис, на котором произрастает  лесная растительность, и как  средство производства, питающее  корневую систему лесов почвенными  компонентами (влагой, питательными  веществами и др.).

6. Правовой режим земель водного  фонда урегулирован водным законодательством, он тесно переплетен с правовым  режимом земель, на которых расположены  водные объекты, в силу чего  земли водного фонда выделены  в самостоятельную категорию. Главной  составной частью этой земельной  категории являются водопокрытые земли, то есть такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (вечно или большую часть времени года), в том числе такие, которые заняты естественными водоемами, а не искусственными. К их числу нельзя отнести земли, покрывающиеся водой лишь в короткие промежутки времени.

7. Запасы земли – это резерв  государства.

 

Заключение

В Конституции закреплено и гарантировано право граждан и объединений иметь в частной собственности землю (ч. 2. ст. 9 и ч. 1 ст. 36). В случае отказа в предоставлении земельного участка гражданин может обратиться в суд за защитой своего права.

В ч. 4 ст. 29 и ст. 42 закреплено право граждан на информацию о всевозрастающей роли демократического общественного контроля в сфере земельного права;

б) в декларациях нормативно-правовых актов. Так, в преамбуле ЗК 1991 г. был провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле, в преамбуле Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» провозглашен Принцип хозяйственной самостоятельности и свободного развития этого типа хозяйств;

в) в конкретных нормах земельного права. Так, ЗК РФ закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с другими категориями земель, обеспечивает принцип целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т. д.;

г) в текстуальном смысле действующего законодательства. Например, анализируя ЗК о землеустройстве, можно прийти к выводу о наличии приоритета экологических интересов общества над экономическими, поскольку созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов подчинены задачи землеустройства.

Принципы земельного права характеризуются следующими признаками:

1. Они являются руководящим началом  в нормативно-правовом регулировании  земельных отношений, им не могут  противоречить «рядовые» нормы  земельного права. Так, недопустимо  отводить под несельскохозяйственные  нужды земли, являющиеся ценными  сельскохозяйственными угодьями.

2. В самых общих чертах система  принципов земельного права является  микросистемой, схемой права, подобно  тому как у любого организма в природе или технике имеется своя микросхема.

3. Среди принципов земельного  права также имеется иерархия, в которой одни принципы занимают  вышестоящее положение по отношению  к остальным. Например, принцип обеспечения  благополучной экологической среды  является главенствующим по отношению  к принципу рационального использования  земель.

4. Система принципов динамична: по мере развития правовой  системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые. Например, с введением регулируемых рыночных  отношений ушел в историю принцип  бесплатности землепользования, его  заменил принцип платного пользования  землями, вместо принципа максимального  расширения фонда сельскохозяйственных  угодий пришел принцип оптимального  формирования этого вида угодий, поскольку беспорядочное расширение  площадей под земледелие не  проходит бесследно для окружающей  природной среды.

 

Список используемой литературы

 

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 года, N 136-ФЗ принят ГД ФС РФ 28.09.2001 года, действующая редакция от 01.01.2014 года.
  2. Земельное право: учебник для студентов вузов / Е. С. Болтанова. - 2-е изд. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 443 с.
  3. Земельное право: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Б. В. Ерофеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. - 416 с.
  4. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (учебно-практический): [учебно-практ. материалы для студентов, аспирантов, преподавателей юрид. и неюрид. вузов] / [авт.: Д. В. Жернаков, Е. К. Крылов, А. А. Олькова и др.] ; Ин-т частного права. - М. ; Екатеринбург : Проспект : Ин-т частного права, 2012. - 312 с.
  5. Земельное право России: учебник для студентов вузов / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. С. Трифонов, А. Е. Черноморец. - М. : Высшее образование, 2009. - 403 с.

Информация о работе Принципы земельного права