Предмет и метод земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 07:24, реферат

Описание работы

Земельное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охране жизни и здоровья человека и сочетание интересов общества, а также законных интересов физических и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 38.83 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Земельное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охране жизни и здоровья человека и сочетание интересов общества, а также законных интересов физических и юридических лиц.

 

 

  1. Предмет и система земельного права

 

Предмет и методы земельного права. Земельное право - это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с определением правового статуса и режима использования земельных участков.

Предметом земельного права являются общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, наблюдается расширение прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов.

Государственное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью пользователей земли.

Методы земельного права. Предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта - решения (постановления) государственного органа. В этом случае, данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть".

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление "власти и подчинения". Этот метод используется и в земельном праве.

Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять.

Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например:

в области государственного контроля за правильным использованием земель;

при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес;

при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве;

при разрешении земельных споров и т.п.

Важно, однако, всегда иметь в виду, что административный метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании использования земли - применение этого метода значительно ограничено.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения. Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т.е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Система земельного права. Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются:

  • институт права собственности на землю;
  • институт иных видов прав на землю;
  • институт управления в области землепользования;
  • институт землеустройства;
  • институт государственного земельного кадастра;
  • институт контроля за использованием земли;
  • институт правовой охраны земель;
  • институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей - сельскохозяйственных организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.

 

 

 

  1. Место Земельного права в системе Российского права и его взаимодействия с другими отраслями

Право в целом характеризуется системностью.

В реальных жизненных условиях для принятия решения бывает недостаточно норм одной отрасли права. Требуется субсидиарное применение норм, т.е. совместное применение норм из разных отраслей права.

Земельное право взаимодействует с такими отраслями права, как

  • экономическое право (например, по охране земли, т.к. земля занимает ведущее место в природном комплексе)
  • гражданское право (по институту права собственности, гражданско-правовой ответственности за совершение земельных правонарушений)
  • аграрное право (по институту права землепользования)
  • административное право (по управлению земельными ресурсами и по линии административно-правовой ответственности за совершение земельных правонарушений) 
  • уголовное право (по составам экологических преступлений)
  • другие отрасли.

Такое взаимодействие необходимо.

Соотношение Земельного права и Конституционного права. Конституция РФ закрепляет общие принципы положения в ст. 8, 9, 36, 42, 72. Статья 9 позволяет судить об особом отношении к земле и природным ресурсам в праве.

Статья 72 - общие принципы земельного законодательства.

Соотношение Земельного права и иных  природоресурсных  отраслей права. ч. 2 ст. 3 Земельного кодекса - К земельным отношениям нормы по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира, иных природных ресурсов применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Соотношение Земельного права и Гражданского права. Нормативное соотношение в ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса. К имущественным отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством , если иное не предусмотрено земельным законодательством.

ч. 1 Гражданского кодекса вступила в силу в 1994 году, за исключением главы по земельному праву (вступила в силу, с принятием Земельного кодекса в 2001 году) - главы 17 Гражданского кодекса.

Статья 18-21 Земельного кодекса говорят о праве на пользование, распоряжение, владение. Эти статьи согласовали с собой статьи гл. 17 Гражданского кодекса.

Кроме того, взаимодействие Земельного и Гражданского права осуществляется в вопросах ответственности, поскольку понятия земельной ответственности нет. База - ст. 15 Гражданского кодекса (возмещение убытков - не только способ восстановления, возмещения ущерба, но и защиты нарушенных прав). Возмещение убытков производится по двум основаниям: возмещение упущенной выгоды и реального ущерба.

Соотношение Земельного права и Административного права. Взаимодействие идет по институту управления, в рамках императивных методов. Соотношение по институту ответственности за земельные правонарушения (КоАП, составы в гл. 8).

Соотношение Земельного права  и Уголовного права. Соотношение по институту ответственности за земельные преступления (гл. 26 УК «Экологические преступления» - ст. 254 «Порча земли». Остальные составы носят эколого-правовой, а не земельно-правовой характер).

Соотношение Земельного права  и Финансового права. Земельный налог (с 2005 года). Раньше была плата за землю.

Соотношение Земельного права и предпринимательского права. Многие рассматривают как разновидность Гражданского права, только с участием специфических субъектов (субъектов предпринимательской деятельности). Это систематическая рисковая деятельность с целью получения прибыли.

 

 

 

  1. Источники Земельного права

Источники земельного права в своей совокупности рассматриваются как образующие систему источников этого права. Эта система включает в себя следующие элементы:

  • Конституция РФ;
  • Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • Федеральные законы;
  • Нормативные правовые акты Президента РФ;
  • Нормативные правовые акты Правительства РФ;
  • Ведомственные нормативные правовые акты;
  • Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • Нормативные  правовые  акты  органов  местного   самоуправления;
  • Локальные нормативные правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации

 

Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч. 2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.

В то же время ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. "к"), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. "в").

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

Вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.

Информация о работе Предмет и метод земельного права