Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Отнесение участка к категории земель сельскохозяйственного назначения отнюдь не означает, что он должен и будет использоваться исключительно для выращивания сельхозкультур. Сельскохозяйственное производство не может осуществляться без дорог, инженерных коммуникаций, складов для хранения сельскохозяйственной продукции, ферм, загонов, токов и т.п. Участки, на которых располагаются подобные объекты (непосредственно связанные с сельскохозяйственным производством), также относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Понятие земель сельскохозяйственного назначения…………………………...4
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения…………………6
Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения…………………9
Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства……...13
Основания возникновения права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

готовая земельное.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

Правовой режим использования организациями земель сельскохозяйственного назначения. Субъектами, которым могут быть предоставлены земельные участки для сельскохозяйственного производства, признаются юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) и общины. Несельскохозяйственные организации (основной уставной деятельностью которых не является сельскохозяйственное производство) могут получать земельные участки для подсобного сельского хозяйства. В основном же земли сельскохозяйственного назначения выделяются сельхоз.организациям.

В результате изменений в сельском хозяйстве были образованы организации, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Коммерческие сельскохозяйственные организации могут создаваться в форме: хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы вправе в соответствии с законодательством иметь земельные участки сельскохозяйственного назначения и собственности, пользовании, аренде. В основном земельные участки или земельные доли организации приобретают в результате передачи их учредителями (участниками). После внесения лицом земельного участка или земельной доли в уставный капитал коммерческой организации он утрачивает право собственности на этот участок (земельную долю); собственником становится коммерческая организация. Юридические лица могут приобрести земельные участки и по иным основаниям, предусмотренным законом (например, заключив договор купли-продажи или аренды с другим юридическим лицом). Возможно внесение участником юридического лица не самого земельного участка, а лишь права пользования им; в этом случае участник сохраняет право собственности на земельный участок, а сельскохозяйственная организация приобретает право использовать его в своей хозяйственной деятельности.

Наиболее распространенным юридическим лицом в сельском хозяйстве является общество, по все большее значение приобретает производственный кооператив. Хозяйственные общества функционируют в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, правовое положение которых определяется в соответствии с положениями ГК РФ и рядом специальных законов.

Среди некоммерческих организаций, использующих земли сельскохозяйственного назначения, особо выделяются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения. Указанные объединения (товарищества, потребительские кооперативы, партнёрства) являются некоммерческими организациями, учрежденными гражданами на добровольных началах для содействия их членам и решении общих социально хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Место их размещения определяется путем территориального зонирования, при котором определяются зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечиваются минимальные ограничения на использование земельных участков.

Наряду с другими организационно-правовыми формами деятельности в сфере сельскохозяйственного производства законодательство предусмотрело и образование крестьянских (фермерских) хозяйств. К 1999 г. в России был сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс.), в распоряжение которых передано 13,8 млн. га.

Особенностью правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является неделимость земельных участков. Согласно п. 2 ст. 258 ГК РФ земельные участки и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в общей собственности на это имущество. Земельные участки подлежат разделу лишь в случае прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям.

Кроме, того, специфика правового режима земель крестьянского (фермерского) хозяйства выражается в установлении особенностей оборота земельных участков крестьянского (фермерского) хозяйства,

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых гражданам. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота. В основном земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства устанавливаются, нормативными актами органов местного самоуправления. В период земельных преобразований в Российской Федерации с 1991 по 1998 г. средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос почти в два раза (с 0,19 до 0,36 га).

Садоводство, огородничество, а также дачное хозяйство граждане вправе вести, используя коллективную или индивидуальную форму такой деятельности. В первом случае свои права и потребности они реализуют с помощью участия в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях, во втором — самостоятельно, без образования таких объединений и участия них.

 

 

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства

 

Целям обеспечения рационального использования земель, сохранения ее плодородного слоя служит юридическая ответственность. Юридическая ответственность включает в себя совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия и порядок их возложения на правонарушителя. Юридическая ответственность выражается в обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпеть санкцию (меру ответственности).

Для применения административной и уголовной ответственности требуется акт компетентного государственного органа и в этом смысле можно сказать, что юридическая ответственность – реакция государства на совершенное правонарушение и применяемая санкция будет иметь государственно-властный характер. Возложение же мер гражданско-правовой ответственности не всегда связано с приведением в действие механизма государственного принуждения; например, правонарушитель добровольно (на основании соглашения) возмещает все убытки.

Основными функциями юридической ответственности являются:

  • штрафная или репрессивно-карательная (направлена непосредственно на правонарушителя)
  • предупредительно-воспитательная или превентивная (призвана обеспечить формирование у всех субъектов мотивов для соблюдения норм законодательства и прав, законных интересов других лиц)
  • правовосстановительная или компенсационная (свойственна имущественной ответственности и связана с компенсацией потерпевшему потерь).

Административная ответственность наступает за такие противоправные нарушения земельного законодательства, виновные недостатки и упущения в использовании и охране земель, которые по степени своей опасности не требуют уголовного преследования.

Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в актах административного и земельного права. Определив виды земельных правонарушений, нормы административного и земельного законодательства указывают санкции за их совершение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях совершения действий, посягающих на установленный земельный правопорядок и представляющих собой общественную опасность в соответствии с Уголовным кодексом.

Основной формой гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков, которое характеризуется тем, что имущество из сферы одного лица (правонарушителя) переходит к другому лицу (потерпевшему).

Понятие убытков содержится в ст. 14 ГК РФ. Гражданское законодательство исходит из принципа возмещения убытков в полном объеме.

Убытки, причиненные земельными правонарушениями, выражаются для отдельных собственников, землевладельцев, землепользователей в порче земельных участков, невозможности использовать их по целевому назначению и др. Размер причиненных убытков доказывает непосредственно лицо, в имущественной сфере которого они возникли. После принятия Земельного Кодекса РФ в решении вопросов возмещения убытков и потерь сельского и лесного хозяйства произошли существенные изменения.5

Согласно ст. 57 Земельного кодекса убытки в полном объеме, в том числе упущенная выгода, возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в следующих случаях:

  1. при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
  2. если они вызваны ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
  3. при временном изъятии земельных участков;
  4. при ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Собственникам земельных участков убытки возмещаются во всех названных случаях, кроме случаев изъятия у них земельных участков, при котором убытки покрываются стоимостью изымаемого земельного участка, выплачиваемой данному собственнику.

Возмещение убытков производится за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установление охранных, санитарно-защитных зон, что повлекло за собой ограничение прав или ухудшение земель.

Порядок возмещения убытков определен в «Правилах возмещения собственникам земельных участков, землепользователям и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», утвержденных Постановление Правительства РВ от 7 мая 2003г. №262.

При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Основания возникновения  права землепользования на землях сельскохозяйственного  назначения

Рассмотрим основания возникновения  права землепользования на землях сельскохозяйственного  назначения. Согласно ст.8 Закона об обороте  земель сельскохозяйственного назначения такие земли можно покупать и  продавать. Существует преимущественное право покупки такого земельного участка:

а) прежде всего субъекту РФ (на территории которого земельный участок расположен). После совершения сделки земельный  участок поступает в государственную  собственность данного субъекта Федерации;

б) муниципальному образованию (в лице соответствующего органа местного самоуправления) в случаях, прямо установленных  законом данного субъекта РФ. В  этом случае земельный участок сельскохозяйственного  назначения поступает в муниципальную  собственность.6

Преимущественное право покупки  отсутствует, если земельный участок  продается с публичных торгов (например, на аукционе, конкурсе). В  этом случае договор купли-продажи  заключается с победителем торгов. Отсутствует упомянутое право и  в той мере, в какой субъект  РФ (либо орган местного самоуправления) — не готовы уплатить за земельный  участок ту цену, по которой он продается (т.е. цену продавца).

Необходимой предпосылкой совершения сделки по купле-продаже земельного участка является извещение о  предстоящей продаже земельного участка. Продавец обязан направить  высшему исполнительному органу власти субъекта РФ (они по разному  называются: президент республики, губернатор края, глава администрации, области и т.п.), либо в орган  местного самоуправления (если это  прямо предусмотрено в законе соответствующего субъекта РФ):

а) письменное извещение. Устная информация об этом, равно как и опубликование  объявления об этом в газетах, сообщения  по радио, телевидению и т.п. не означает, что продавец надлежащим образом  исполнил требования ст. 8 Закона об ОСЗ;

б) такое извещение, в котором  обязательно должны содержаться  следующие сведения:

— намерение продать земельный  участок (при этом указывается местоположение, площадь участка, его качества, назначение, относится ли он к сельскохозяйственным угодьям и т.п.). Закон не установил  конкретные сроки, в которые должно быть направлено такое извещение (однако, в законе субъекта РФ может быть такой срок установлен). В связи с этим такое извещение должно быть направлено заблаговременно, в разумные сроки;

— о цене земельного участка (это, в частности, необходимо, чтобы орган  Государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) принял решение о том, воспользоваться  ли своим преимущественным правом или  нет);

Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения