Правовой режим земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Правовой режим земель лесного фонда………………………………..5
Особенности государственного управления землями
лесного фонда…………………………………………………………..14
Право пользования землями лесного фонда………………………….25
Правовая охрана и защита лесов……………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………42
Список используемой литературы…………………………………………43

Файлы: 1 файл

ГУЗР.docx

— 61.44 Кб (Скачать файл)

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства  лесов основывается на следующих  принципах:

 

•   устойчивого развития (сбалансированного развития экономики  и улучшения состояния окружающей среды);

•   рационального, непрерывного, неистощителъного использования лесного  фонда в интересах Российской Федерации и субъектов РФ;

•   несовместимости  реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и  воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и  переработки полученной при этом древесины.

Управление лесными отношениями  государственными органами осуществляется:

• через функцию учета, включающую в себя:

  • ведение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра, которое выражается в сборе сведений о правовом режиме лесного фонда, об экономических, экологических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда, делении лесов на группы и категории защитности и других данных о систематическом контроле за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечении долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.;
  • осуществление мониторинга лесов, представляющего собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их экологических функций;

• через функцию планирования, в которую включается:

  • программирование (разработка программы) совместно с субъектами РФ федеральных и региональных программ по рациональному пользованию лесным фондом, повышению доходности, продуктивности, экономической, экологической и социальной значимости лесов, обеспечению воспроизводства, охраны и защиты лесов; определение порядка их финансирования и организация выполнения; разработка основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и их реализация;
  • планирование расчетных лесосек, определение и утверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с ЛК РФ проводится обязательная сертификация лесных ресурсов, которой подлежит древесина, отпускаемая  на корню, и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляются федеральным органом  управления лесным хозяйством в порядке, определяемом Правительством РФ;

• через функцию распределения  и перераспределения участков

 лесного фонда, осуществляемую:

  • через прямые переговоры, лесные конкурсы, аренду, договоры концессии, осуществляемые в условиях гласности с учетом защиты интересов местного населения;
  • путем досрочного прекращения права пользования лесным фондом в случаях совершения нарушений, предусмотренных ЛК РФ;

• через функцию лесоустройства, которая включает в себя систему  мероприятий по обеспечению рационального  использования лесного фонда, повышению  эффективности ведения лесного  хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются определение в установленном  порядке границ участков лесного  фонда и внутрихозяйственная  организация территорий лесного  фонда лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, государственных  природных заповедников, национальных парков федерального органа управления лесным  хозяйством, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования и т.п.;

•    через функцию  контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и  отчетности, а также иных норм и  правил, установленных лесным законодательством;

• через функцию охраны прав и законных интересов лесопользователей, которая осуществляется путем:

  • разрешения судами и арбитражными судами споров по вопросам лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, поскольку результатом такого разрешения является пресечение нарушений прав того или иного лица, а также их восстановление;
  • применения административных или уголовных наказаний за нарушения лесного законодательства РФ; возврата занятых участ­ков лесного фонда без возмещения виновному понесенных им затрат; взыскания сумм причиненного ими лесному хозяйству вреда и т.д.

Основные методы государственного управления правовым режимом лесопользования  сводятся к следующему.

• Обеспечение порядка  возникновения, изменения и прекращения  лесных правоотношений, который можно  подразделить:

  • на общий, дающий право беспрепятственно осуществлять гражданами и юридическими лицами права общего природопользования: проезда по лесным дорогам; сбора дикорастущих грибов, ягод и другой растительности; осуществления туристических мероприятий на землях лесного фонда и т.п.;

 

  • специальный, дающий право реализовать уставные и иные правомочия в области лесопользования лишь при наличии специальных разрешений уполномоченных на то органов в определенной форме, например добыча необходимых лесных материалов на основании лицензий, лесорубочного билета, договора концессии.

Обеспечение данного порядка  выражается в следующих правовых действиях уполномоченных на то органов:

  • соблюдение оснований получения участков лесного фонда в пользование. Например, предоставление данных участков в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании лицензии, которая должна содержать сведения, не противоречащие лесному законодательству, формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета должны соответствовать закону, и любое из допущенных нарушений указанных правил может повлечь за собой досрочное прекращение права лесопользования;
  • соблюдение установленных правил лесопользования. Так, если лесопользователь не выполняет своей обязанности — систематически (или более трех месяцев) своевременно не вносит плату за пользование участками лесного фонда, то его право может быть досрочно прекращено;
  • соблюдение установленных правил прекращения права лесопользования. Например, прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета лесничествами, выдавшими эти разрешительные документы, и в случае несогласия лесопользователя с решением о прекращении права пользования, он вправе обжаловать его в суд или арбитражный суд.

 

В случаях нарушения лесопользователем  условий, предусмотренных в разрешительном документе, его право пользования  участком лесного фонда может  быть приостановлено или ограничено органом, выдавшим это разрешение.

• Обеспечение нормирования лесопользования с тем, чтобы  не был превышен допустимый порог  вторжения лесопользователей в  экосистемы тех или иных лесных объектов. Это осуществляется путем:

  • установления норм и правил пользования лесным фондом; установления расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; утверждения правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов; утверждения по регионам (субъектам РФ) лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки и др.;
  • обоснования возрастов рубок леса в ходе лесоустройства или специальных научных исследований;
  • обеспечения лесовосстановительных работ, позволяющих компенсировать вырубку леса и не допускать истощения лесных ресурсов от  производимых вырубок, а также установления объемов, способов и методов работ по восстановлению лесов, определения восстанавливаемых древесных пород владельцами лесного фонда по материалам лесоустройства с учетом изменений, происшедших в лесном фонде, а также всеобщей обязанности лесопользователей производить отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

• Обеспечение экологической  безопасности лесопользования с  тем, чтобы эксплуатация лесов не наносила вреда:

  • самим лесным массивам и экосвязям природных объектов, находящихся в лесах. С этой целью ЛК РФ обязывает вести лесное хо­зяйство такими способами, которые обеспечивали бы сохранение экологических (средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных) и иных природных свойств лесов;
  • обитающей в лесах дикой фауне. Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия могут осуществляться лишь при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных;
  • самим лесным массивам, в силу чего ЛК РФ обязывает охранять все леса от пожаров, незаконных порубок, нарушений установ­ленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а также защищать от вредителей и болезней. При этом охрана и защита лесов должна осуществляться с учетом их биологических и региональных особенностей и включать в себя комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его охрану от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.

Для действенного осуществления  этой функции предусмотрено назначение административного и уголовного наказания, применение которого регламентируется санкциями статей соответствующих  законодательных актов.

 

 

3. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЯМИ  ЛЕСНОГО ФОНДА

 

Право пользования участками  лесного фонда осуществляется на основе ряда принципов: строго целевой  рациональный порядок использования  земель лесного фонда; установление платного порядка пользования землями  лесного фонда; свобода хозяйственной  деятельности по использованию земель лесного фонда; соблюдение закона при  осуществлении права пользования  участками земель лесного фонда; соблюдение безопасности при осуществлении  хозяйственной деятельности по использованию  земель лесного фонда; соблюдение норм рубки леса.

По лесному законодательству участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования, граждане и юридические  лица, осуществляющие ведение лесного  хозяйства и использование лесного  фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Причем от имени Российской Федерации и ее субъектов участвуют  органы государственной власти РФ и  органы государственной власти ее субъектов, но в пределах своей законодательно определенной компетенции. А от имени  городских, сельских поселений и  других муниципальных образований  участвуют органы местного самоуправления.

ЛК РФ понимает под лесопользователем  «граждан и юридических лиц, которым  предоставлены права пользования  участками лесного фонда и  права пользования участками  лесов, не входящих в лесной фонд».

В лесном законодательстве закреплены также права лесопользователей  при осуществлении пользования  землями лесного фонда. К ним  относятся:

• право на получение  информации об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование. Существует постановление Прави­тельства РФ от 01.06.1998 № 551 «Об утверждении Правил отпуска древисины на корню в  лесах Российской Федерации», которое  регулирует вопросы предоставления информации. К информации о лесном фонде относятся данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные Федеральной службой лесного хозяйства России и подведомственными ей организациями при осуществлении ими своих функций. Информация о лесном фонде может предоставляться гражданам и юридическим лицам в виде справок, отчетов, графических и иных материалов. В зависимости от состава, содержания, назначения, степени обработки, категорий пользователей и других факторов информация о лесном фонде предоставляется на безвозмездной основе или за плату без права ее тиражирования и передачи другим лицам. Информация о лесном фонде предоставляется гражданам и юридическим лицам организациями, уполномоченными Федеральной службой лесного хозяйства России, на основе договора  (контракта, соглашения). Для получения информации о лесном фонде заявитель представляет в соответствующую организацию заявку по ус­тановленной ею форме;

•   право осуществлять пользование лесным фондом в установленных  в специальных разрешительных документах объемах и пре­делах;

•   право возводить  на срок лесопользования строения и  сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;

• право самостоятельно определять форму хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда;

•   другие права, не противоречащие законодательству.

Помимо прав у лесопользователя имеются и определенные обязанности, среди которых нужно выделить такие:

•  осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством РФ;

 

•   соблюдать условия  договора аренды участка лесного  фонда, договора безвозмездного пользования  участком лесного фонда, договора концессии  участка лесного фонда, а также  условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;

•   не допускать нанесения  вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда